» » » » Дмитрий Деопик - История Древнего Востока


Авторские права

Дмитрий Деопик - История Древнего Востока

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Деопик - История Древнего Востока" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Деопик - История Древнего Востока
Рейтинг:
Название:
История Древнего Востока
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-7429-0384-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Древнего Востока"

Описание и краткое содержание "История Древнего Востока" читать бесплатно онлайн.



Автор – профессор, доктор исторических наук предлагает читателю несколько иную систему приоритетов, более традиционную для нашей страны, чем теории учебников 50–70-х гг. XX столетия. В частности, больше говорится о социальных структурах и верованиях, о характере народов, о личностях их выдающихся правителей (которые всегда описаны в источниках подробнее, чем кто-либо из народа соответствующей страны). Кроме того, подробно рассказано о древних израильтянах (до вавилонского пленения), о тех соседях, которые как-то влияли на их жизнь.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и широкого круга читателей, интересующихся историей.






2.2. Население. Жители занимались земледелием, ремеслами, торговлей, обслуживанием (слуги); весьма необычной для нас была их духовная жизнь. Именно в Иерихоне возник существовавший тысячелетиями и оказавший влияние на многие соседние народы (и спонтанно возникавший у других народов) обычай не расставаться с покойниками после смерти – усопший (его скелет или отдельные части тела) оставался внутри дома. Раскопки выявили целые серии черепов покойников-родственников, которые хоронились внутри домов. Такой своеобразный, нечасто встречающийся сейчас обычай достаточно широко распространился тогда вокруг Иерихона под бесспорным влиянием этого города и его религиозных традиций. Своеобразный обряд создал особое искусство, которое «ничуть не хуже», с современной точки зрения, искусства древних египтян или даже греков архаического периода. В маленьком Иерихоне жили высококвалифицированные скульпторы, которые по черепу покойника при помощи гипса воссоздавали лицо этого человека, причем все скульптуры не похожи друг на друга и полностью соответствуют нашим представлениям о том, как должен выглядеть человек; это очень тонкая, индивидуальная работа. Перед нами культ предков, одно из доминировавших у многих народов верований; и в настоящее время миллиарда полтора людей в качестве основного имеют сходный культ. Это китайцы, народы Юго-Восточной Азии, японцы, корейцы; на работе и в обществе они буддисты, конфуцианцы, христиане (временами и атеисты), дома же практикуют по преимуществу культ предков (до недавнего времени все вместе – государственный императорский культ предков императора). Преобладал он долгое время и у древних египтян, очень был развит у римлян, они тоже хранили дома изображения предков. К предкам обращались в ситуациях, когда христианин идет в храм, молится, исповедуется.

2.3. Культ предков. Храмы. В городе имелись храмы, не связанные с предками семьи, и не один. Это храмы для группы семей, божества в них, скорее всего, были одни и те же. В ранних обществах, которые все гармонические, да и в большинстве поздних гармонических обществ, в отличие от ранних техногенных, храм никогда не становился физическим и социальным центром поселений: святилищ было достаточно много. В техногенных же обществах храм быстро присваивал себе экономические, административные (и порой военные) функции, нередко формируя некое микрогосударство, строившееся на основе храмовой организации. В гармоническом обществе древней Святой Земли (хотя и состоявшем, скорее всего, из людей, считавших себя потомками Ханаана) подобного не было ни тогда, ни в последующие тысячелетия, и это при том, что ряд черт техногенного общества был ему не чужд. Хотя данное общество находилось «на острие» тогдашнего технологического и социального развития, техногенным оно не стало. Известны и объекты поклонения в святилищах: были обнаружены изображения трех божеств – мужчины, женщины и ребенка. Трудно сказать о деталях выявленных верований: поздних аналогов им нет, но они явно оказали влияние на народы Плодородной дуги. Имелись и божества сил природы, прежде всего женская богиня плодородия. Это не техногенная черта, поскольку подобные божества были известны у народов Плодородной дуги на тысячелетия раньше первых техногенных обществах.

2.4. Ремесла. Иерихон характеризуется еще одной особенностью: при высокой плотности застройки жители решили проблему здоровья в густонаселенном городе, проведя канализацию простейшего типа – в виде подземных каналов.

И такой вот сложный город не знал глиняной посуды – авторская высокохудожественная работа по глине и гипсу была, а глиняного горшка еще не было (!). Посуды имелось много, но делали ее из камня и, видимо, из кожи и дерева. Шлифовать его умели давно, и не несколько веков, а несколько тысяч лет. Вопрос разрешался следующим образом: вытачивали сосуды из камня; их дошло очень много, но, как вы догадываетесь, на костер их поставить нельзя. Очаги, чтобы жарить пищу, существовали, а как именно люди что-то варили и варили ли вообще, судить трудно. То есть по одним критериям общество весьма примитивно с точки зрения сегодняшних взглядов (которые завтра станут вчерашними), по другим – высоко развито. Впрочем, не нужно думать, что экономика общества стояла на месте. В рамках 9—7-го тыс. до Р.Х. оно проходит ряд этапов хозяйственного развития, становясь все сложнее. В слове «развитие» есть ложный смысл: «к лучшему», предполагающий некоторую положительную цель. На самом деле техническая и социальная эволюция – следствие демографического роста, пассивная реакция на новые нужды, но реакция оптимальная, ориентированная на возможности общества. Что нового произошло? Человек изобрел сырцовый (необожженный) кирпич и кирпичную кладку стен.

2.5. Военное дело. Общество Иерихона знало оборонительные сооружения, но не было знакомо со специализированным оружием для убийства человека. Хотя очевидно, что если вы строите пятиметровую стену с восьмиметровой башней, то кто-то собирается на стену залезть и вас убить, а вы в свою очередь, стоя на стене, должны отражать нападение; но боевого оружия не было. Пользовались хозяйственными топорами, а возможно, и охотничьими стрелами. Когда же человек изобрел наконец специализированное оружие, чтобы бить своего ближнего, первая его модификация была достаточно мирной: скорее оружие вразумления и знак власти, а не убийства – каменная булава, т. е. дубинка. Если очень захотеть, то ею можно убить; но в целом «неорганизованному» человеку тех времен еще нельзя было, видимо, давать в руки настоящее боевое оружие.

2.6. Современные Иерихону города. Надо сказать, Иерихон не единственный город в полном смысле слова: еще в докерамический период существовал маленький «специализированный» город (совр. Бейда) недалеко от Иерихона, тоже в Святой Земле, переполненный торговцами и ремесленниками, от которого сохранились торговые помещения, мастерские. Оба основных типа города (большой, где есть «все», и маленький, специализированный) здесь сосуществуют, однако второй оформляется чуть позже, хотя и в рамках этого же времени. Таким образом, городская жизнь имелась в принципе не в одном Иерихоне, но и в маленьких городках поблизости. В других местах не было пока и таких. Впрочем, со второй половины 7-го тыс. до Р.Х. в плодородной и влажной в то время юго-восточной части Малой Азии близ Святой Земли появляются общества, отчасти сопоставимые по уровню социального и экономического развития. У них уже достаточно сложные технологии, архитектура, храмы (связанные с другими верованиями), но нет укреплений, городской структуры, сложных производств – это лишь богатые деревни.

По языку население Восточного Средиземноморья в значительной мере, по-видимому, семитское (по терминологии лингвистов), отчасти включавшее, судя по фактам, и потомков Сима, которые, с высокой долей вероятности, жили в верховьях Евфрата и в Северной Сирии. А в долинах Двуречья и Нила в это время по-прежнему почти никто не жил, хотя по краям долин уже появляются поселения (правда, находящиеся на весьма невысоком уровне развития).

3. Плодородная Дуга в 6—5-м тыс. до Р.Х. С 6-го тыс. появляется глиняная посуда и начинается период керамического неолита. Дадим общую характеристику этого времени. Каков социальный облик народов Плодородной дуги? Возникновение городов не означает рождение государственности во всем объеме: это разные вещи, не найдено очевидных знаков государственной власти, хотя абсолютно ясно, что строительство мощных укреплений, сбор зерна с крестьян и создание государственных запасов, организация вооруженной силы для обороны города, поддержание порядка в тесно застроенном городе – все это невозможно без кадров профессиональных управленцев, так же как и служение в многочисленных храмах невозможно без городского жреческого сословия.

Не пытаясь дать определение ранней государственности, можно сказать, опираясь на труды предшественников и учитывая специфику «археологической» информации, что в раннем государстве есть все, характеризующее государство, но в расплывчатых формах.

3.1. Печати как символ собственности. С 6-го тыс. до Р.Х. возникает и много атрибутов собственности. Это выражается в обнаружении в разных обществах Плодородной дуги большого количества печатей «собственников», в основном из камня, реже из обожженной глины; желание людей пометить свое имущество начинает распространяться задолго до появления государства. Это тоже долгое время не укладывалось в привычные концепции. Имеется специальная наука о печатях (сфрагистика), и более или менее можно догадаться, какой материал предполагался в виде объекта для нанесения оттисков. Ставились они в основном на глине, которой закупоривались емкости, на закрытых дверях и т. д. Кроме того, известно небольшое количество глиняных «пломб» с оттисками печатей. Печати эти чрезвычайно разнообразные и многочисленные: очевидно, ими пользовались частные лица, а не «организации». Итак, идея собственности появляется гораздо раньше, чем принято считать.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Древнего Востока"

Книги похожие на "История Древнего Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Деопик

Дмитрий Деопик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Деопик - История Древнего Востока"

Отзывы читателей о книге "История Древнего Востока", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.