» » » » Дмитрий Деопик - История Древнего Востока


Авторские права

Дмитрий Деопик - История Древнего Востока

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Деопик - История Древнего Востока" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Деопик - История Древнего Востока
Рейтинг:
Название:
История Древнего Востока
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-7429-0384-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Древнего Востока"

Описание и краткое содержание "История Древнего Востока" читать бесплатно онлайн.



Автор – профессор, доктор исторических наук предлагает читателю несколько иную систему приоритетов, более традиционную для нашей страны, чем теории учебников 50–70-х гг. XX столетия. В частности, больше говорится о социальных структурах и верованиях, о характере народов, о личностях их выдающихся правителей (которые всегда описаны в источниках подробнее, чем кто-либо из народа соответствующей страны). Кроме того, подробно рассказано о древних израильтянах (до вавилонского пленения), о тех соседях, которые как-то влияли на их жизнь.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и широкого круга читателей, интересующихся историей.






Собственно говоря, дробной общей периодизации истории Древнего мира не существует (из-за невозможности это сделать), так что периоды можно выделять и по тысячелетиям (приблизительно). Для разных обществ время возникновения государств, их формы и этапы жизни весьма разнообразны. Есть понятия «ранние» общества и «развитые», но они достаточно условны, а эволюция от первых ко вторым проходит на больших отрезках времени и рубежей часто не образует.

4. Особенности современной историографии. Большинство книг, которые вы будете читать, отличает упоминавшаяся уже неоднократно симпатия к техногенным обществам. Чем это объясняется? Первый фактор – объективный. Дело в том, что их история сопровождается обилием письменных текстов, а историк занимается ими в первую очередь. Там, где текстов нет, ученые долгое время склонны были полагать, что ничего не было вообще (такой взгляд формировался до развития археологии и некоторое время считался «естественным»). Мало того, деля народы на письменные и бесписьменные, историки XIX в. одновременно делили народы на «исторические» и «неисторические» (подсознательно «наши» и «не наши»). Сейчас такая концепция стала достоянием прошлого. Выяснилось, что очень многое возникло в обществе еще в период до появления текстов на вечных материалах (т. е. на металле, керамике, камне), выяснилось также, что возникновение письменности и появление массовой документации – это не одно и то же. Существенно, что открыто много сложных обществ, где мало письмен. Тем не менее симпатии ученых, пишущих общие истории, уже определились в конце XIX в. И сейчас их основное внимание по-прежнему уделяется прежде всего лишь отдельным, в основном техногенным цивилизациям древневосточных народов. Представители других, причем древнейших, обществ, гармонических, были не менее развиты, чем носители техногенных цивилизаций, особенно на раннем этапе их существования, однако лишь последние, носители техногенного начала, стали главным объектом описания в учебниках. Тем самым история Святой Земли и ее соседей вытеснялась в общих курсах на обочину.

Второй фактор – субъективный. В основном наука о Древнем мире формировалась в Западной Европе, где принадлежность авторов к промышленным техногенным обществам XIX–XX вв. вызывала симпатии к похожим аграрным техногенным обществам древности, поэтому их описывали с удовольствием. Иные по своей сути, т. е. гармонические, общества Плодородной дуги и за ее пределами такого внимания не удостаивались (кроме Святой Земли). Подобное смещение приоритетов наших научных монографий и, в еще большей степени, учебников должно учитываться. Но повторим: чем добротнее и специализированнее книга, тем больше в ней говорится и об истории гармонических обществ, в частности, об истории Святой Земли.

И последнее – о стиле изложения. Он более близок к современному разговорному языку, чтобы сделать текст интересным по форме для российского читателя начала XXI в. А неинтересный учебник – это плохо.

Страны Плодородной дуги в 9—4-м тыс. до Р.Х.

1. Общая ситуация в Древнем мире в 9—7-м тыс. до Р.Х. 2. Иерихон в 9—7-м тыс. до Р.Х. 2.1. Планировка города. 2.2. Население. 2.3. Культ предков. Храмы. 2.4. Ремесла. 2.5. Военное дело. 2.6. Современные Иерихону города. 3. Плодородная дуга в 6—5-м тыс. до Р.Х. 3.1. Печати как символ собственности. 3.2. Различия в развитии отдельных районов Плодородной дуги. 3.3. Локальные конфликты и миграции. 4. Плодородная дуга в конце 5—4-м тыс. до Р.Х. 4.1. Открытие металла. 5. Этническая ситуация на территории Плодородной дуги. 5.1. Области Святой Земли. 5.2. Области Месопотамии. 6. Раннегосударственный период на Древнем Востоке. 6.1. Виды городов-государств. 6.2. Храмы и религиозная жизнь в городах-государствах, в том числе и вне Святой Земли. Царские гробницы. 6.3. Мегиддо и другие города Святой Земли


1. Общая ситуация в Древнем мире в 97-м тыс. до Р.Х. Цель первой лекции – показать, что подавляющее большинство новаций в социальной структуре, культе и экономике, характерных для государств древности начиная с 4-го тыс. до Р.Х., возникли ранее, до первых известных нам архивов, оставленных прежде всего техногенными обществами. Надо усвоить, что те достижения, которыми гордились или могли бы гордиться жители древней Месопотамии и долины Нила, – это в основе достижения их предшественников, поскольку древняя история «городских обществ» начинается не в 4-м тыс. до Р.Х., а в 9-м. Заслуга в установлении этого факта принадлежит в основном археологам, а сам он не всегда учитывается в курсах по древней истории.

Что уже было в 9—7-м тыс. до Р.Х.? Прежде всего древнее и весьма высоко развитое земледелие; чем дальше развиваются исследования, тем дальше в глубь веков обнаруживается земледелие. На территории Восточного Средиземноморья уже очень ранние верхнепалеолитические археологические культуры располагают тем же набором орудий, которые мы видим у земледельцев более позднего времени. Иными словами, не стоит представлять всю древнейшую историю лишь как период собирательства, охоты и рыбной ловли. (Такие народы бесспорно зафиксированы лишь в приарктической зоне и в местах, неудобных для сельского хозяйства.) Нет бесспорных гарантий того, что таковой период вообще существовал в центральных районах Древнего мира (а не только на периферии, в холодной Европе, например). С 9-го тыс. до Р.Х. в наиболее развитом районе древней ойкумены – Восточном Средиземноморье – существует первый город, Иерихон (конец 9-го тыс.), то есть скопление людей, изолированных от сельского населения, занимающихся и сельским хозяйством, и специализированной деятельностью, обладающих более высокой культурой и уровнем образования, практикующих более сложные типы отношений, чем остальные. Нигде в мире ничего похожего тогда не было. Не было даже больших земледельческих деревень, высокоразвитых индустрий – все выглядело предельно просто в Индии, Восточной и Юго-Восточной Азии и тем более в Африке и Америке, ничего не было в долине Нила, почти никто не жил на территории долинного Двуречья (кроме его окраин). Развитые общества существовали лишь по Плодородной дуге, но, хотя археологи здесь много работали и очень многое нашли, городов и здесь нет, кроме Иерихона и его округи. То, что могло бы рассматриваться в качестве протогородов, в нескольких других местах на Плодородной дуге появляется только в 6-м тыс. до Р.Х., т. е. два с половиной тысячелетия спустя.

Вышесказанное чрезвычайно важно, поскольку идея города, как показала археология, необязательно связана с очень высоким уровнем технического развития. А Иерихон был городом и в 8-м тыс., и в 7-м до Р.Х. Далее, за пределами развитых, но «деревенских» обществ Плодородной дуги уже шли маргинальные области, где число земледельческих поселений со временем возрастало, по мере роста численности населения. Затем шли территории, где населения пока вообще было чрезвычайно мало, но оно тоже практиковало земледелие и занималось (или не занималось) скотоводством.

Только в 6-м тыс. мы видим кое-где на Плодородной дуге сопоставимые по уровню развития центры, но и там, как и на юго-востоке Малой Азии, городов по-прежнему нет; та же картина в 5-м и 4-м тыс. В конце 4-го тыс. до Р.Х. начинают появляться протогорода, теперь не только по Плодородной дуге за пределами Святой Земли, но и в Двуречье; в Египте по-прежнему ничего подобного не наблюдается.

2. Иерихон в 9—7-м тыс. до Р.Х. Как выглядел этот первый, и, во всяком случае вначале, единственный, городской центр тогдашнего мира – Иерихон – и его окрестности? Почему мы считаем его городом? Прежде всего, и это главное, он, ограниченный стенами и башнями, очень тесно застроен. Психологию горожан создает теснота – по данному критерию Иерихон был впереди сегодняшней Москвы: в нем на душу населения приходилось около 14 кв. м, и не «жилой площади», а пространства вообще; т. е. Иерихон был весьма тесным городом с высокой эффективностью внутригородского общения. Населения было немного, порядка 2—3 тыс. человек, но история знает тысячи городов и с меньшей численностью людей, которые тем не менее считаются городами, и уйму деревень, каждая из которых имеет десятитысячное и более население, но городом не является. Итак, первое и самое существенное – тесное, естественным образом ограниченное стеной скопление людей, не способных жить без особой социальной организации; именно она позволяла им существовать вместе. Тогда же достаточно часто происходили войны.

2.1. Планировка города. Иерихон не обладал регулярной планировкой, однако имел улицы, частично мощеные, и сложную оборонительную архитектуру: башня города – не нагромождение камней, но сложное сооружение с внутренней лестницей, большими каменными цистернами, обмазанными глиной, одна – для хранения зерна, другая – воды. Следовательно, имелись соответствующие власти, которые могли заставить строить башню высотой более 8 м (это сохранившаяся высота), сдавать зерно в общий фонд, организовывать накопление воды и т. д. Требовались также определенные знания, без которых стена не будет стоять; а перед стеной был еще вырыт ров, во рву – вода. (Скорее всего, многие князья Киевской Руси с удовольствием имели бы центром своего княжества Иерихон; у него была масса черт, которыми не обладал даже средний город удельного периода, и не только на Руси.)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Древнего Востока"

Книги похожие на "История Древнего Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Деопик

Дмитрий Деопик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Деопик - История Древнего Востока"

Отзывы читателей о книге "История Древнего Востока", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.