» » » Виктор Журавлев - Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции


Авторские права

Виктор Журавлев - Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции

Здесь можно купить и скачать "Виктор Журавлев - Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Журавлев - Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции
Рейтинг:
Название:
Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-7042-2284-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции"

Описание и краткое содержание "Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции" читать бесплатно онлайн.



В монографии проанализирован и обобщен опыт функционирования в современной российской системе образования завершенных линий учебно-методических комплектов по литературе для общеобразовательной школы; теоретически обоснована и практическими примерами аргументирована необходимость концептуального методического единства содержания всех компонентов, составляющих учебно-методический комплект, как непременного условия создания эффективно работающего единого поликомпонентного учебного средства.

Книга адресована учителям литературы, студентам-филологам, аспирантам, преподавателям вузов, методистам.






В 9-м классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателей, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, произведениями (“Слово о полку Игореве”, произведения А. С. Грибоедова, Н. М. Карамзина, крупные произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

В 10−11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской и зарубежной литературы»[21].

Избранная авторским коллективом структура расположения изучаемого материала обеспечивает при чтении и изучении отдельных произведений постепенное и последовательное формирование у учащихся представления о развитии, движении литературного процесса, уделяя при этом постоянное внимание родовой и жанровой специфике изучаемых произведений, индивидуальному мастерству выдающихся писателей. Знакомство с жанровым богатством отечественной литературы, ее художественными достоинствами и общественной значимостью является, по убеждению авторов, важным стимулом эстетического воспитания учащихся, формирования у них качеств патриота и гражданина. Главными критериями отбора избранных для изучения произведений были их высокий художественный уровень и действенный воспитательный потенциал.

Структура курса, заявленная в программе, реализована в учебниках-хрестоматиях для 5−9 классов, подготовленных тем же авторским коллективом, который разработал программу (В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, В. П. Полухина, И. С. Збарский), в учебниках для 10 класса (под редакцией В. И. Коровина) и для 11 класса (под редакцией В. П. Журавлева).

В названных учебниках-хрестоматиях и собственно учебниках авторы последовательно переводили в практическое русло приоритетные методические принципы, обозначенные в программе литературного образования. Перечислим их, обратившись к тексту программы.

• «Необходимость внимания ко всем этапам процесса чтения художественного произведения учащимися (первичное восприятие − понимание − осмысление – анализ – интерпретация прочитанного). <…> В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий»[22].

• «Одним из признаков правильного понимания текста является выразительное чтение учащихся. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе. <…> Именно поэтому в учебники-хрестоматии включены рубрики, содержащие материалы о художественном чтении, рекомендации известных актеров <…> и воспоминания о чтении произведений русскими писателями-классиками ХIХ−ХХ вв. (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, А. Т. Твардовский)»[23].

• «Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы в профильном классе и т. д.). Особое внимание надо обратить на совершенствование речи учащихся»[24].

• «Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков»[25].

• «Материалы о художниках, композиторах, литературоведах, философах, имена которых встречаются на страницах учебников-хрестоматий, ученики найдут в именных указателях и словарях, помещенных в конце учебной книги.

• Расширению представлений о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений послужат материалы о литературных местах, помещенные в учебниках, учебниках-хрестоматиях, в линии книг под общим названием “Читаем, думаем, спорим…”»[26].

Столь подробное цитирование программы литературного образования под редакцией В. Я. Коровиной было необходимо, чтобы аргументированно доказать, что приоритетными, доминантными методическими принципами рассматриваемой программы являются следующие:

1. Внимание ко всем этапам чтения и анализа художественного текста (с опорой на межпредметные и внутрипредметные связи школьного курса литературы).

2. Развитие устной и письменной речи учащихся. Формирование навыков создания устного или письменного речевого высказывания на литературную или историко-культурную тему.

3. Обучение выразительному чтению как важной форме интерпретации литературного произведения (важным средством решения этой задачи является умение учащихся анализировать актерское чтение).

4. Формирование у учащихся навыков читательской самостоятельности (перенос читательских умений, освоенных в классе, на самостоятельное чтение).

5. Обучение учащихся работе со справочным аппаратом и дополнительной литературой.

Если присмотреться внимательно к формам организации дидактического аппарата в учебниках-хрестоматиях для 5−9 классов, то станет очевидным стремление авторов от класса к классу усложнять виды и формы работы по вопросам и заданиям, направляющим совместную работу учителя и ученика над текстом художественных произведений, распределяя их по рубрикам, соответствующим перечисленным выше методическим принципам программы. Так, в пятом классе многие вопросы и задания, предлагаемые учащимся, объединены в рубрики:

• «Будьте внимательны к слову» (анализ литературного произведения).

• «Обогащаем устную речь» (развитие речи учащихся).

• Литература и изобразительное искусство (межпредметные связи, расширение приемов анализа литературного произведения).

• «Фонохрестоматия: слушаем актерскую речь» (выразительное чтение как форма интерпретации литературного произведения).

• Справочный раздел:

а) «Краткий словарь литературоведческих терминов» (формирование навыков работы со справочной литературой);

б) «Литературные места России» (формирование потребности работы с дополнительной литературой, дополнительными информационными ресурсами).

В шестом классе формы работы над текстом литературного художественного произведения развиваются, углубляются, усложняются, что находит отражение в расширении номенклатуры рубрик, в усложнении вопросов и заданий, в них включенных:

• «Развивайте дар слова» (обучение созданию собственного устного или письменного высказывания).

• «Совершенствуйте свою речь» (обогащение устной и письменной речи учащихся лексикой и синтаксическими конструкциями, освоенными в процессе изучения литературного произведения).

• «Ваши первые впечатления» (начальный этап анализа художественного произведения).

• «Литература и другие виды искусства» (межпредметные связи).

• «Разберемся в прочитанном» (вопросы и задания по одному из этапов анализа текста).

• «Вопросы ко всему произведению» (обобщение результатов наблюдений, полученных на разных этапах работы с текстом).

• «Сделаем выводы» (итог работы и оценка прочитанного и изученного).

• «Учимся читать выразительно» (читательская исполнительская интерпретация произведений).

• «Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение» (анализ и оценка профессиональной исполнительской интерпретации).

• «Фонохрестоматия. Литература и музыка» (межпредметные связи, песня как пример музыкальной трактовки литературного произведения).

В седьмом классе углубляется внимание к личности писателя, специфике его труда, индивидуальным особенностям творчества, восприятию его произведений современниками. В учебнике появляются рубрики, содержащие соответствующие материалы:

• «В творческой лаборатории … (имя писателя)».

• «Читатели и … (имя писателя) о своих впечатлениях». • «Из воспоминаний о … (имя писателя)». Мемуарные материалы, непосредственные свидетельства людей, близко знавших писателя, активизируют интерес школьников к его биографии, окружению, родным местам, побуждают к поиску информации за пределами ограниченного информационного пространства учебника, стимулируют обращение к дополнительным источникам знаний о судьбе и творчестве художника слова.

Судьба художника слова, роль малой родины в формировании его таланта, участие семьи, родных, близких людей, друзей детства и юности в судьбе писателя – эти темы непременно возникают на уроках при обращении к разделам учебников «Литературные места России». Названные разделы присутствуют во всех учебниках линии для 5−9 классов. При этом авторы стремились не только рассказать о литературных местах, связанных с жизнью и творчеством тех писателей, которые изучаются в данном классе, но рассказать о том этапе жизни поэта, прозаика, который связан с изучаемым произведением. Так, в учебнике для пятого класса в связи с изучением сказок А. С. Пушкина дается материал о детстве поэта в Захарове, где будущий поэт слушал народные песни, «предания, сказки бабушки Марии Алекссевны и няни Арины Родионовны»[27].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции"

Книги похожие на "Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Журавлев

Виктор Журавлев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Журавлев - Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции"

Отзывы читателей о книге "Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.