» » » » Галина Бабина - Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)


Авторские права

Галина Бабина - Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)

Здесь можно купить и скачать "Галина Бабина - Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Бабина - Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)
Рейтинг:
Название:
Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-7042-2352-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)"

Описание и краткое содержание "Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)" читать бесплатно онлайн.



В учебно-методическом пособии получают свою реализацию содержательные, организационно-методические и технологические компоненты предметного поля учебной дисциплины «Логопедия» (раздел «Дизартрия»). Содержание пособия ориентировано на формирование широкого спектра профессиональных компетенций у студентов бакалавриата.

Адресовано преподавателям, студентам бакалавриата и магистратуры, аспирантам высших учебных заведений (направление «Специальное (дефектологическое) образование»).






В отечественной практике дизартрию в детском возрасте принято рассматривать как остаточные явления детского церебрального паралича (ДЦП), а у взрослых связывать с клиникой параличей.

Принципиально новым в данном учебном пособии является то, что нарушения речи при дизартрии представлены у детей, у которых нет явных признаков паралича, их психомоторные функции развивались в пределах нормы или с некоторой задержкой.

Дизартрия – это обобщенное название группы наиболее часто встречающихся речевых расстройств. Она имеет несколько форм, каждая из которых характеризуется своей неврологической и речевой симптоматикой. Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. Независимо от уровня поражения центральной нервной системы (ЦНС) при дизартрии всякий раз нарушаются целостность функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в целом неправильно реализуется фонетический строй речи.

Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, вследствие чего происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения ЦНС.

Нейромоторные нарушения являются причиной патологии функционирования речеобразовательной системы.

В настоящее время существует четыре основных подхода в изучении дизартрии: клинический (неврологический), психолого-педагогический, нейропсихологический, лингвистический.

С позиции клинического (неврологического) подхода изучаются клинические проявления дизартрии, которые соотносятся с уровнем органического или функционального поражения центральной нервной системы, ее периферических или центральных отделов. Клинический подход исследует также причины дизартрии, топику (место) и характер очагового поражения ЦНС, симптоматику, в которую включают характер изменения мышечного тонуса, движений различных отделов речевого аппарата и т. п. Наличие дизартрии связано с органическим или функциональным поражением мозга, что, в свою очередь, является следствием разнообразных вредоносных факторов, которые могут воздействовать на организм до рождения ребенка, в процессе его внутриутробного развития (пренатально), во время рождения (перинатально) и вскоре после родов (постнатально).

Лингвистические исследования характеризуют дизартрию в плане изменения фонемных сигнальных признаков речевых звуков, фонологических противопоставлений звуков в речевом потоке, ясности его смыслового содержания (семантический и эмоциональный смысл), фонематического восприятия речи и т. д.

Нейропсихологический подход использует специфические формы анализа психических процессов при нарушениях различных структур мозга. Исследования, проведенные в этом направлении, выявили нарушения не только эфферентных исполнительных механизмов, но и кинестетического анализа и синтеза, выражающиеся в апраксических нарушениях артикуляционной сферы, искажающих кинестетический образ артикуляционного действия (артикуляция здесь рассматривается как частный случай любого другого произвольного движения, который может быть нарушен у человека с дизартрией).

В психолого-педагогических исследованиях квалифицируется характер нарушения звукопроизношения и голоса, качественные и количественные характеристики словаря, особенности формирования грамматических структур речи, связного высказывания и письма.

Специалистами разработан значительный по объему комплекс технологий, способствующих компенсации отдельных процессов целостной речевой системы, основные принципы реабилитации лиц с дизартрией, этапы психолого-педагогической работы, а также развития речи детей с дизартрией.

Тема 2. Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме

Основные положения по теме лекции

Клинические аспекты логопедии являются основными при изучении и оказании педагогической помощи лицам с синдромами нарушений речи, возникающих при поражении того или иного участка мозга.

В основе современного представления о структуре и функции ЦНС лежит нейронная теория, согласно которой мозг представляет собой функциональное объединение отдельных клеточных элементов – нейронов.

Нейрон – это нервная клетка, обладающая способностью генерировать возбуждение в ответ на раздражение и передавать его другим нейронам или эффекторным органам (мышцам, железам). По функции нейроны разделяются на афферентные (чувствительные), эфферентные (двигательные) и вставочные.

Нейроны, в том числе моторные ядра, или мотонейроны, являясь клеточными элементами ЦНС, обладают особым видом спонтанной электрической активности, имеющей эндогенное происхождение. Эта врожденная ритмическая активность превращает нейрон в генератор возбуждения – пейсмекерный механизм. Уровень эндогенного возбуждения нейрона может повышаться и снижаться в зависимости от афферентных воздействий на нейрон.

В зрелом состоянии головной и спинной мозг, а также весь аппарат периферических нервов с рецепторными органами (т. е. органами, в которых заканчиваются нервные окончания) представляют целостную систему, анатомически и функционально, состоящую из большого числа звеньев. ЦНС включает в себя те части нервной системы, которые лежат внутри черепа и позвоночного столба. Нервы, лежащие вне черепа или позвоночника, представляют периферическую нервную систему. ЦНС подразделяется на спинной и головной мозг.

Спинной мозг является цилиндрическим образованием, которое состоит из серого вещества тел нейронов, сконцентрированных в центральной части мозга в виде «бабочки». Передние рога «бабочки» содержат нейроны, эфферентные аксоны которых направляются в составе спинномозговых нервов к мышцам, т. е. в составе периферических нервов. Задние рога содержат клетки промежуточных нейронов, к которым подходят афферентные волокна, входящие в состав периферических нервов и доставляющие чувствительные импульсы с периферии. Спинно-мозговые нервы I–III уровня шейного отдела позвоночника иннервируют диафрагму.

Головной мозг подразделяется на задний, средний, промежуточный и передний.

Задний мозг состоит из продолговатого мозга, мозжечка и варолиева моста. Продолговатый мозг является нижним отделом головного мозга. На передней поверхности продолговатого мозга имеются два вертикальных валика, получивших название пирамид. Продолговатый мозг включает ряд ядер, которые обслуживают сосудисто-двигательный и дыхательный центры, контролирующие сужение и расширение сосудов, а также сердечный ритм. Ядра продолговатого мозга принимают участие в обеспечении таких сложных рефлекторных актов, как сосание, жевание, глотание, рвота, чихание, моргание.

В мозжечке различают два полушария и его центральную часть – червь. Мозжечок обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует действия мышц-антагонистов (мышц противоположного действия), регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие.

Обеспечение этих функций осуществляется благодаря тесным связям мозжечка со всеми структурами мозга: с чувствительной сферой (проприорецепция – положение туловища в пространстве), с экстрапирамидной системой, с ретикулярной формацией ствола, с лобными, затылочными и височными отделами коры головного мозга.

Варолиев мост представляет собой крупное поперечно-волокнистое образование, охватывающее передне-верхнюю часть продолговатого мозга. Здесь находятся ядра: двигательное ядро отводящего нерва (VI пара), двигательное ядро тройничного нерва (V пара), два чувствительных ядра тройничного нерва, ядра слухового и вестибулярного нервов, ядро лицевого нерва (VII пара), собственные ядра моста, в которых переключаются корковые пути, идущие в мозжечок.

Средний мозг расположен под мостом и включает ножки мозга и четверохолмие. В каждой из ножек мозга, помимо проводящих волокон, располагаются богатые пигментом черная субстанция и красное ядро, имеющие отношение к регуляции движений. Черное вещество и красное ядро являются частью паллидарной системы, которая вместе с ретикулярной формацией принимает участие в регуляции мышечного тонуса при выполнении точных и плавных движений пальцев рук. Важнейшей функцией этого отдела мозга является перераспределение мышечного тонуса при реализации статических рефлексов (положение тела в пространстве) и статокинетических рефлексов (перемещение тела).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)"

Книги похожие на "Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Бабина

Галина Бабина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Бабина - Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)"

Отзывы читателей о книге "Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.