» » » » Галина Бабина - Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)


Авторские права

Галина Бабина - Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)

Здесь можно купить и скачать "Галина Бабина - Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Бабина - Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)
Рейтинг:
Название:
Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-7042-2352-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)"

Описание и краткое содержание "Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)" читать бесплатно онлайн.



В учебно-методическом пособии получают свою реализацию содержательные, организационно-методические и технологические компоненты предметного поля учебной дисциплины «Логопедия» (раздел «Дизартрия»). Содержание пособия ориентировано на формирование широкого спектра профессиональных компетенций у студентов бакалавриата.

Адресовано преподавателям, студентам бакалавриата и магистратуры, аспирантам высших учебных заведений (направление «Специальное (дефектологическое) образование»).






Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно логически завершенного отрезка высказывания.

Основными резонаторами человеческого голоса являются глотка, ротовая полость и полость носа с его придаточными пазухами.

В речевом голосе принято выделять три регистра: – грудной, или нижний, регистр, в котором преобладает грудное резонирование;

– смешанный, или средний, регистр; – головной, или верхний, регистр, в котором преобладает головное резонирование.

Артикуляционный отдел

Главную роль в произношении звуков речи играют мышцы языка, а также участвуют мышцы губ, щек, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Большое влияние на точность артикуляции, а следовательно, и на внятность речи оказывают глубокие и поверхностные мышцы шеи, глотки, мышцы голосовых складок и диафрагмы.

Выделяют главным образом внешние и внутренние мышцы языка.

Все мышцы языка иннервируются подъязычными нервами, только язычно-нёбные мышцы получают нервные импульсы от языкоглоточных нервов. Направления расположения основных мышечных волокон следует учитывать при массаже языка. Артикуляционные мышцы, в отличие от скелетных, не имеют сухожилий, прикрепляются к слизистой оболочке структур речевого аппарата. Все они обладают большой пластичностью, т. е. способностью перестраивать свое функциональное состояние. Наиболее сложные синергии (совместные сокращения нескольких мышц) осуществляются в процессе произнесения переднеязычных звуков. Благодаря сложнейшей иннервации одно и то же мышечное волокно в разных его частях (начале, середине, конце) может быть напряжено или расслаблено в зависимости от речевой задачи, в реализации которой оно участвует в данное мгновение.

Лабораторное занятие

Опрос по теме лекции «Строение и функции периферического речевого аппарата», повторение основных положений и фиксация их в тетради.

Задания для самостоятельной работы

1. Нарисовать схему процесса звукопроизношения (см. учебник Беляковой Л. И., Волосковой Н. Н. Логопедия. Дизартрия (М.: Владос, 2009, с. 39).

2. Составить таблицу «Мышцы языка».

Тема 4. Психофизиологические механизмы звукопроизношения

Основные положения по теме лекции

Артикуляция звуков речи производится благодаря тому, что воздушная струя проходит между голосовыми складками, языком, зубами и губами. Каждой фонеме соответствует уникальная комбинация совместной работы органов артикуляции и фонации. Звуки человеческой речи делятся на две основные группы – гласные и согласные фонемы.

При артикуляции согласных звуков мышечные стенки резонаторных полостей расслаблены, а в ротовой полости выделяется участок сокращенных мышц, которые образуют преграды на пути выдыхаемого воздуха.

Гласные распознаются по подъему/опусканию языка и по ряду (по мере продвижения языка вперед).

Согласные звуки различаются в зависимости от места и способа образования преграды. Выделяют группу шумных звуков и сонантов, которые отличаются от шумов тем, что имеют наряду с шумовыми и тональные характеристики. В зависимости от места прохождения воздушной струи у сонантов различают: смычно-проходные звуки – м, н, м’, н’ (воздух проходит через нос); л, л’ (между боковой поверхностью языка и твердым нёбом); дрожащие сонанты – р, р’ (что достигается кратковременными приближениями кончика языка к твердому нёбу).

Шумные согласные подразделяются на глухие, которые произносятся в отсутствие голоса, и звонкие – при наличии голоса.

По признаку «место образования» все согласные делятся на губные и язычные, которые, в свою очередь, подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.

По признаку «способ образования» различают смычные (взрывные и смычно-проходные), щелевые и смычно-щелевые.

Звуки русской речи делятся на твердые и мягкие. Каждый звук в связной речи несет в себе влияние предыдущего и последующего звуков.

Просодическая сторона речи

Немаловажное значение для произношения имеет речевая просодия, включающая просодические единицы (параметры) потока речи: целостные слоги, ритмические слоговые структуры, синтагмы (минимальные по смыслу высказывания) и фразы, динамические единицы целостного текста. Ритм входит в сложный комплекс просодических элементов, называемый интонацией. Интонация – сложное единство речевой мелодии, фразового ударения, ритма и качества голоса, а также временных характеристик (длительность высказывания, темп, паузирование) реализации высказывания. Одним из основных компонентов интонации является мелодика, т. е. тональный контур речи – модуляции высоты основного тона голоса при произнесении частей предложения, предложений и текста. Мелодика речи служит для выражения различных смысловых, синтаксических и эмоционально экспрессивных значений. Она организует фразу, расчленяя ее на части, выделяет наиболее важный отрезок высказывания, а также служит для выражения эмоций.

Темп, или скорость, речи зависит от смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания и стиля произношения. Темп имеет значение в противопоставлении важного и неважного. За нормальный темп речи принимается произнесение 9–14 фонем в секунду.

Интонация тесно связана с ритмом речи. Ритм – это периодическое повторение соизмеримых речевых единиц. Мельчайшая единица ритма (ритмическая группа) – это ударный слог с примыкающими безударными слогами. Простая ритмическая группа включает один ударный слог. В сложную ритмическую группу входят два и более ударных слогов. Характер семантической связи в определенной степени влияет на характер ритма, который органически связан с семантико-синтаксической структурой предложения.

Врожденное чувство ритма помогает детям распознавать интонацию в речи своих родителей и таким образом улавливать смысл, не понимая слов. Также с помощью ритма дети понимают отличие родного языка от любого другого.

Основными функциями интонации являются:

✓ различение части высказывания соответственно их смысловой важности;

✓ оформление высказывания в единое целое;

✓ расчленение высказывания на ритмические группы и синтагмы;

✓ выражение конкретных эмоций;

✓ вскрытие подтекста высказывания;

✓ характеристика говорящего и ситуации общения. Формирование таких просодических единиц, как ритмические слоговые структуры, связано с механизмом формирования двигательных навыков, которые являются навыками кинетического артикуляторного праксиса и обеспечиваются функциональными интеграциями премоторной коры доминантного полушария. Формирование функциональных единиц артикуляторного праксиса, или артикулем, обеспечивается выработкой навыков постцентрального артикуляторного праксиса.

Взаимодействие артикуляторных навыков премоторного и постцентрального праксиса является одним из важнейших механизмов речи. При его расстройстве нарушается как внятность звуков речи, так и ее просодическая организация.

Таким образом, изложенное показывает сложность функциональной системы речи, управление которой осуществляется центральной нервной системой. Для внятной, четкой, фонетически нормативной речи необходимо полноценное функционирование многих мозговых структур, таких как стволово-подкорковые ядра и их связи; мозжечок, его ядра и проводящие системы; структуры лимбико-ретикулярной системы; проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (ядрам периферических двигательных нервов в стволе мозга и в спинном мозге); структуры мозговой коры.

Лабораторное занятие

1. Опрос студентов на выявление остаточных знаний по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дислалия»).

2. Повторение основных положений лекции по вопросам: а) чем отличаются артикуляционные уклады гласных и согласных звуков?

б) перечислить функции и элементы интонации.

Задания для самостоятельной работы

Составить таблицу «Состояние мышечного тонуса в артикуляционном аппарате при произношении звуков: р, л, щ, ш, б, п, б’, п’, с, с’».

Тема 5. Общие неврологические механизмы параличей

Основные положения по теме лекции

Полная утрата движения называется параличом, неполная утрата движения – парезом (например, ограничение объема и силы движения).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)"

Книги похожие на "Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Бабина

Галина Бабина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Бабина - Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)"

Отзывы читателей о книге "Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.