» » » Леопольд Зонди - Моисей. Ответ Каину


Авторские права

Леопольд Зонди - Моисей. Ответ Каину

Здесь можно купить и скачать "Леопольд Зонди - Моисей. Ответ Каину" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леопольд Зонди - Моисей. Ответ Каину
Рейтинг:
Название:
Моисей. Ответ Каину
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-89353-375-0, 3-456-30587-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Моисей. Ответ Каину"

Описание и краткое содержание "Моисей. Ответ Каину" читать бесплатно онлайн.



«Моисей» – вторая книга этической дилогии основателя судьбоанализа Леопольда Зонди. Автор исследует происхождение совести как защитной реакции человека на его побуждение ко злу. В качестве примера рассматривается трансформация библейского персонажа Моисея из убийцы, имеющего каинистические наклонности, в борца со злом и основателя религии, проповедующей заповедь «Не убий!».

В книге предлагается путь освобождения человека от стремления совершать зло.






Естественно, что с позиции исторического развития на материале литературы о Моисее, имевшейся с древнейших времен, мы вряд ли сможем представить картину формирования образа Бога евреев in extensor[4]. Это выход за пределы наших намерений и сил. В нашем случае мы должны довольствоваться единичными авторитетными ссылками на формирование образа Бога евреев. Однако необходимо выделить и то обстоятельство, что существование одного-единственного Бога является абсолютно независимым от всех тех проекций, которые были перенесены на этот образ, с одной стороны, самим учредителем религии, а с другой стороны, народом, то есть верующими. Бог не является ни экзистенциальным, ни неэкзистенциальным. Он никогда не был только продуктом человеческой проекции. Но учреждающий религию, как бы его ни называли: Моисей, Мухаммед, Павел, Лютер и т. д., – всегда переносит на Бога, которого он ставит в центр своей веры, свои религиозные притязания, а то и свои собственные черты, свою строгость и агрессию. Поэтому, в результате обратного переноса этой проекции с образа Бога на образ человека, учредителя религии, можно, естественно в определенных пределах, сделать некоторые полезные для себя выводы о чертах его самого. Более того, исходя из черт личности учредителя религии, можно получить и представления о тенденциях, притязаниях и идеалах всего народа.

Из этого следует, что мы не можем во всем соглашаться с М. Бубером, когда он заявляет: «То, что мы слышим о вере, определяющей практическую жизнь людей и восприятие ими происходящего в мире, по своей сути является не „проекцией“ позднейшего религиозного развития на плоскость более ранних эпох, как полагала одно время наука, а ее собственным содержанием» [31].

Напротив, мы считаем, что самое главное содержание веры – в противоположность бытию Бога – возникает в любую эпоху лишь через проекцию живущих в данное время людей.

Бог-отец. Религия Элохима

Уже в XIX веке Вельхаузен совершенно справедливо заметил, что местом пребывания праотцов евреев была не сама Палестина, а ее южные приграничные области Негева и Юда, находившиеся на задворках культуры (Х. Гресман). В этой местности имеются степи и пастбища для скота, однако нет ни пахотных земель, ни пустыни. Праотцы евреев были полукочевым народом, и их культура полностью определялась скотоводством. Гресман пишет: «В повествовании книги „Бытие“ войны и политика вряд ли играют какую-либо роль; предметом ее картин почти всегда является пастушья идиллия» [28]. В таких идиллических условиях и жили предки евреев на окраине культурной жизни, и до появления Моисея не были они ни вассалами хеттеян или ханаанитян, ни подданными Египта.

Все библейские повествования о Моисее, за исключением легенд о Сихеме (1. Быт. 26) и Бетеле (1. Быт. 12, 8; 18, 19) и т. д. разыгрываются пусть и на южной границе Палестины, однако же не в самой Палестине. Поэтому «Бытие» может быть взятым в качестве исторического источника – как считает Гресман – несмотря на то, что имеет оно одеяние легенды.

Второй древнейший центр евреев должен находиться где-то между Галаадом и Дамаском; следовательно, евреи происходят родом из Харрана и принадлежат к арамейцам. Предки евреев, несмотря на более поздние ожесточение и враждебность к арамейцам, были связаны с ними узами кровного родства. Именно арамейцы были на самом деле их прародителями, и первым языком евреев был язык арамейский. Лишь завоевав Палестину, они перешли на «язык Ханаана» [29].

О религии предков еврейских племен, об их «отце» мы знаем немного, да и в том у нас нет достаточной уверенности в достоверности нашего знания.

Первыми письменными источниками были клинописные доски, найденные Гуго Винклером в Боказгее, расположенной в Малой Азии. Эти доски сообщали о «богах евреев» (илани хааббири), следовательно, их предки были политеистами. Грессман считает, что нельзя говорить и о «прамонотеизме» или «генотеизме» (= абсолютизация одного божества без отрицания наличия других и без запрета на их почитание) предков. В связи с этим приводится целый ряд местных «Элим» (богов): Эль Олам из Беершевы (1. Быт. 21, 33), Эль Вефиль из Вефиля (1. Быт. 31, 13), Эль Берит из Сихема (Як. 9, 46) и обеих Эль Шаддаи (1. Быт. 49, 25; 4. Числ. 24, 4, 16) и Эль Элион (4. Числ. 24, 16), из которых место пребывания двух последних документально не подтверждается [30].

«Эль» – это общесемитское словесное обозначение Бога. Так, например, Эль Элион означает верховный бог, Эль-Шаддай – всемогущий бог (1. Быт. 17, 1) [31].

Так что, если кто-нибудь спросит, пишет Х. Гресман, какая религия была у предков евреев, то можно отвечать на этот вопрос не колеблясь, так как традиция в то время знала всего лишь одну религию – Элохима, и не было еще ни малейшего представления как о религии Яхве, появившейся во времена Моисея, так и о ханаанской религии Ваала [32]. По его мнению, религия Элохима была пантеистической, а никак не родовой, причем роль последней, как ему кажется, чрезвычайно переоценивается.

В культовой практике в то время уже использовались каменные колоны и алтари; однако пока отсутствовали храмы и иконы. В жертву приносились животные только первородные от стада и их тук. Кульминационным моментом в культовом обряде было заклание животного и совместная трапеза. Человеческие первенцы также принадлежали Богу (Исаак). Со временем человеческие жертвоприношения постепенно заменяются жертвами животных. Однако до наступления времени Царств человеческое жертвоприношение еще спорадически сохранялось. Основным требованием в религии предков было жертвоприношение животных и людей, однако без огня и дыма.

Религия Яхве

Несмотря на то, что такие опытные исследователи, как Бернард Штаде [33] и Карл Будде [34], настойчиво акцентировали свое внимание на роли Иофора, тестя Моисея, и мадианитян в возникновении религии Яхве, заслуга в том, что именно «Кадес» был признан в качестве центра синайской религии, принадлежит Э. Мейеру [35].

Самым важным в исследованиях Э. Мейера является утверждение, «что до появления Моисея религия Яхве была еще неизвестна». Его аргументация основывается исключительно на легендах о Моисее, а не выведена из более позднего времени (как, например, у П. Фольца) или из ближневосточного мира (как, например, у Б. Баенша). Свои аргументы Гресман выстраивает в следующей последовательности.

Во-первых, среди современников Моисея, включая и его самого, никто не включал в свое имя Яхве. Только имя Иешуа[5] содержало в себе теофорический элемент, да и то лишь в первом поколении после Моисея.

Во-вторых, в защиту неразрывного союза Яхве с Моисеем говорит и то, что в преданиях о Моисее нельзя найти следов происхождения типичных для Элима.

В-третьих, мифологические элементы в Бытии представлены по-другому, чем в Исходе. В Бытии царствует религия Элохима, а в Исходе, напротив, преобладают черты религии Яхве, для которой характерными являются огненные и облачные столпы, землетрясение, дым, гром и молнии, то есть вулканические ингредиенты, о которых ничего не говорилось в сказаниях предков.

«Все эти посылки приводят к неопровержимому заключению, что религия Яхве была принесена Моисеем» [Гресман 36].

Гресман выдвигает также тезис, что результаты, полученные из истории религии, то есть традиции, значительно надежнее данных светской исторической науки. Несмотря на то, что данная традиция умалчивает о факте «учреждения религии», подобный вывод все-таки можно сделать на основании текстов Жреческого кодекса. В соответствии с Кодексом бог предков впервые появился под именем «Эль-Шаддай». Моисею же на священной горе Синай Бог открылся под именем «Яхве» (2. Исх. 6, 2).

Поэтому религия Яхве должна была вытеснить более древнюю религию, то есть религию их отцов, поклонявшихся богу Элохиму.

То, что Моисей впервые увидел Яхве на горе Синай, по мнению Э. Мейера, Гресмана и многих других религиозных историков, неопровержимо свидетельствует, что Яхве был Богом мадианитян, так как Синай расположен в окрестностях Мадиама. Мадианитяне же, по всей вероятности были арабами, и имя Яхве имеет, скорее всего, арабскую этимологию. Берард Дум пишет: «Вероятно, что это имя является только расширением от hu = Он, как называли Бога в других арабских племенах во время религиозного экстаза: Единственный, Несказанный…». «Первоначальная форма могла звучать как:

Яхува. <> В этом случае созвучие Яхува могло бы означать: О Он! При помощи этого созвучия в культовой практике прославлялось бы видимое, слышимое или ощущаемое присутствие Бога или выражался бы душевный порыв. <> Таким образом это Яхува в дальнейшем могло стать и Яхве… (сначала, возможно, что и Яхва)» [49].

«Поэтому Яхве – как считают эти исследователи истории религии – считался всего лишь вторым Богом Израиля, и делом всей жизни Моисея, как раз и стало то, что он распространил поклонение синайскому богу из Мадиама на весь Израиль» [37].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Моисей. Ответ Каину"

Книги похожие на "Моисей. Ответ Каину" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леопольд Зонди

Леопольд Зонди - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леопольд Зонди - Моисей. Ответ Каину"

Отзывы читателей о книге "Моисей. Ответ Каину", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.