» » » Мюррей Стайн - Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию


Авторские права

Мюррей Стайн - Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию

Здесь можно купить и скачать "Мюррей Стайн - Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мюррей Стайн - Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию
Рейтинг:
Название:
Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-89353-310-1, 0-8126-9376-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию"

Описание и краткое содержание "Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию" читать бесплатно онлайн.



Эта книга задумана как введение в аналитическую психологию, в учение швейцарского психиатра и ученого Карла Густава Юнга (1875–1961). Автор – известный юнгианский аналитик, экс-президент Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP) – предлагает читателю обзор ключевых понятий психики на основе произведений Юнга, его «карту души».

Надеемся, книга будет полезна и профессиональным психологам, и студентам, изучающим аналитическую психологию, всем, интересующимся наследием Юнга.

Перевод книги осуществлен юнгианцами Киева и Москвы по инициативе Киевской группы развития IAAP.






Обычно считается, что комплексы должны быть «индивидуальными». И большинство комплексов, несомненно, возникает у людей благодаря их собственной жизненной истории, и принадлежат они конкретному человеку. Но существуют также семейные и социальные комплексы. Они принадлежат индивидууму не больше, чем ему принадлежит, например, инфекционное заболевание. Такие вещи имеют коллективный смысл, а люди лишь «подхватывают» их. Это означает, что в обществе множество людей имеют похожие элементы внутренней организации. Люди, выросшие в одной семье или в родственном окружении, а также в одной культурной традиции, используют много схожего из общей бессознательной структуры. Даже в таком большом и разнообразном обществе, как американское, существует немало социальных процедур, единых для всей популяции. Почти каждый ребенок идет в школу в возрасте пяти – шести лет, переживает похожие стрессы от тестирования и травмы от неудач и унижений, затем проходит через тревогу во время экзаменов при поступлении в колледж или во время собеседований при приеме на работу. Все эти общие переживания в присутствии различных, но находящихся в похожей позиции «властей» создают социально обоснованные психологические паттерны, тонко программируя индивидуальное бессознательное. Типичные травмы создают типичные комплексы. Иногда они генерализуются. Раньше было принято говорить о «менталитете депрессии», характеризуя людей, переживших 1930-е годы и травму Великой депрессии. Сегодня мы говорим «ветеран Вьетнама», имея в виду всех, кто участвовал во Вьетнамской войне, обобщая более или менее сходный тип формирования комплекса из травматического опыта этой войны.

Можно задуматься об уровне бессознательного, связанного с культурой, своего рода культурном бессознательном12. Оно индивидуально в том смысле, что приобретается в ходе личной истории, но имеет коллективный смысл, так как принадлежит группе. Бессознательное на этом уровне структурировано общепринятыми культурными образцами и отношениями, что ограничивает влияние сознательных установок человека, а также более специфических комплексов в бессознательном ближайшего культурного окружения. (Культурное бессознательное отличается от коллективного бессознательного, о чем я буду говорить в главе 4.)

В связи с этим возникает интересный вопрос о том, как формируются комплексы. Обычный ответ – в результате травмы. Но давайте поместим это в более широкий социальный контекст. Некоторые исследования Юнга, проведенные методом словесных ассоциаций, были посвящены влиянию семьи на формирование бессознательных содержаний у детей. В ходе словесного ассоциативного эксперимента он обнаружил поразительное сходство паттернов формирования комплексов у членов одной семьи, например у матери с дочерью, у отца с сыном, а также у матери с сыном. Из всех этих пар самым близким сходством обладали мать с дочерью. Их ответы на слова-стимулы указывали на почти одни и те же тревоги и конфликты. Из этого Юнг заключил, что бессознательное в значительной степени копируется через близкие связи семейного окружения. Но как именно это происходит, в его статье не проясняется. Является ли это прямой передачей? Или это повторение похожих травм, передающихся из поколения в поколение? Этот вопрос остается без ответа.

По мере развития ребенка эти ранние психические структуры изменяются под влиянием более широкого культурного окружения. Постоянное воздействие на психику социальных и культурных стимулов через телевидение и школу становится более значимым в поздний период детского развития, что уменьшает психологическое влияние этнических и культурных особенностей семьи, по крайней мере, в плюралистическом обществе, подобном американскому. Когда же центральную значимость приобретает группа сверстников, возникают новые важные структурные элементы, многие из которых, тем не менее, основаны на распространенных культурных стереотипах. И все же ранние комплексы, берущие начало в семейной истории, не исчезают из психического. Материнский и отцовский комплексы остаются преобладающими на сцене индивидуального бессознательного13. Их значимость бесспорна.

Образы психического

Чтобы добраться до базисной структуры комплекса, необходимо разбить его на части. «От чего зависит эмоциональный настрой комплекса?» – спрашивает Юнг, продолжая исследование. «От образа определенной психической ситуации, который окрашен эмоционально и, кроме того, несовместим с привычными установками сознания»14. Слово «образ» является здесь ключевым. Это чрезвычайно важная категория для Юнга. Образ определяет сущность психики. Иногда в применении к комплексу Юнг вместо понятия «образ» использует латинское слово «imago». «Материнское имаго» – это материнский комплекс в отличие от реальной матери. По сути, комплекс – это образ, который принадлежит исключительно субъективному миру, он «сделан» от чистого психического, так сказать, хотя он может относиться к реальному человеку, опыту или ситуации. Его не стоит смешивать с объективной реальностью, с реальными людьми, с реальными материальными объектами. Комплекс – это внутренний объект, и в своем ядре он является образом.

Иногда можно отметить удивительное соответствие между психическим образом и действительностью даже в том случае, когда совершенно невозможно предположить, что в психическом был запечатлен реальный опыт. Конрад Лоренц, известный этолог, изучал врожденные рефлекторные реакции некоторых животных на специфические стимулы. Например, цыплята, которые никогда не видели ястреба, каким-то образом знали, что нужно бежать в укрытие, если видели на земле тень от летящего в небе ястреба. Используя устройство, которое симулировало движущийся в небе контур ястреба, этологи продемонстрировали, что необученные цыплята, видя тень, стремятся в укрытие. Защитная реакция на появление хищника изначально «встроена» в систему цыпленка, распознавание образа хищника имеет врожденную природу, он определяется еще до момента научения.

Комплексы функционируют подобным способом, только у человека они имеют, скорее, квазиинстинктивную природу. Они действуют подобно инстинктам, производя спонтанные реакции в определенных ситуациях или на определенных людей, но их нельзя считать вполне врожденными, как в случае инстинктов. Чаще всего они являются результатом переживания – травмы, семейного влияния, культурных устоев. Они сплавлены с врожденными элементами, которые Юнг назвал архетипическими образами, составляя общее образование, собственно комплекс. Комплексы – это то, что остается в психическом после того, как произошло «переваривание» опыта и воссоздание его в виде внутренних объектов. Функция комплексов для человеческой психики эквивалентна функции инстинктов для других млекопитающих. Imago, или комплексы, если можно так выразиться, составляют человеческие инстинкты.

Сновидения наполнены этими бессознательными образами, комплексами. Юнг часто определяет комплексы как то, что формирует сновидения. С течением времени, изучая сновидения, мы получаем образы, паттерны, стереотипы и темы, из которых складывается картина индивидуальных комплексов человека.

«Этот образ имеет выраженную внутреннюю согласованность, он целостен сам по себе и, кроме того, обладает высокой степенью автономии. Таким образом, подчиняясь сознательному разуму лишь до определенных пределов, он ведет себя подобно одушевленному чуждому телу в сфере сознания»15. Каждая из этих характеристик образа – внутренняя согласованность, целостность и автономия – важный аспект юнговского определения комплекса. Комплекс обладает завидной стабильностью, он устойчив и долговременен. Оставаясь в собственном пространстве, без вмешательства со стороны эго-сознания, комплекс особенно не меняется. Об этом свидетельствует повторение человеком одних и тех же паттернов эмоциональных реакций и отреагирований, ошибок, неудачных выборов на протяжении жизни.

Анализ пытается обнаружить комплексы и вынести их на свет сознательной рефлексии Эго. Такое вмешательство позволяет их несколько изменить. В анализе человек изучает, как комплексы функционируют, что вызывает их констелляцию и что может предотвратить их бесконечное повторение. Без такого вмешательства со стороны Эго комплекс будет вести себя как одушевленный чуждый организм или как инфекция. Захваченный комплексом, человек может чувствовать себя совершенно беспомощным, потерявшим всякий контроль над своими эмоциями.

Вообще психологические эффекты констелляции комплексов сохраняются в течение длительного времени после окончания воздействия стимула. «Некоторые экспериментальные исследования показывают, что кривая интенсивности или активности [комплекса] имеет волнообразный характер с длиной волны, измеряемой часами, днями или неделями»16. Стимул, провоцирующий комплекс, может быть большим или малым, длительным или кратким, но его воздействие на психику длится продолжительное время и достигает сознания волнами эмоций или тревоги. Одним из признаков эффективности психотерапии является то, что вызванные комплексом возмущения сохраняются в течение более коротких, чем прежде, отрезков времени. Более быстрое восстановление нарушений, вызванных комплексом, свидетельствует как об увеличении силы Эго и его способности интегрировать психический материал, так и об уменьшении силы комплекса. Тем не менее важно понимать, что невозможно избавиться от комплекса окончательно. Волнообразные эффекты последействия комплекса истощают и изматывают. Отреагирование напряженного комплекса может отнимать огромное количество психической и физической энергии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию"

Книги похожие на "Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мюррей Стайн

Мюррей Стайн - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мюррей Стайн - Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию"

Отзывы читателей о книге "Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.