» » » » Александр Гяурский - Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).


Авторские права

Александр Гяурский - Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).

Здесь можно купить и скачать "Александр Гяурский - Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей)." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей)."

Описание и краткое содержание "Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей)." читать бесплатно онлайн.



Благодаря этой книге читатель узнает о многообразных разновидностях народной музыки, получит исчерпывающую информацию об инструментах народного оркестра, познакомится с поэзией заговоров и т. д.






А когда представление только начиналось артист, наверное, жонглировал яблоками или сырыми яйцами и зазывал публику веселыми и складными словами.

Обычай зазывать людей на представление остался и после того, как скоморохов больше не стало. Например, в XIX в., во время больших ярмарок, ставили большие театры из досок и парусины. Их называли балаганы. Теперь бы мы сказали, что такие «театры» больше похожи на сараи, но тогда люди очень радовались и с удовольствием шли на представления. Да и как не пойти на представление, если у входа висит яркая-преяркая афиша, а на маленьком балкончике, прямо над входом в балаган ходит дед-зазывала в яркой красной рубашке! Ходит и кричит:

– Эй, сынок!
– Давай скорей звонок!
– Стой, прохожий! Остановись!
– На чудеса наши подивись!
– Барышни-вертушки,
– Бабушки-болтушки,
– Солдатики служивые
– И дедушки ворчливые!

Конечно, зазывала был совсем не дед, т. е. не старенький человек. Его только наряжали дедом: привязывали бороду из мочала, обували в лапти, а когда было холодно еще и одевали в овчинный тулуп, вывернутый шерстью наружу.


Некоторые «деды» еще играли на балалайке или на гармони и пели. Но чаще всего зазывала просто рассказывал всякие смешные вещи про себя самого и про людей, которые его слушают, и притом колотил себя по голове особым музыкальным инструментом. Этот инструмент был высушенный бычий пузырь с сухими горошинками внутри. Им можно ударить по голове очень сильно, но больно не будет: пузырь внутри пустой, и к тому же легкий и мягкий. Зато звук от удара пузырем довольно громкий. А громкий звук только и нужен, чтоб привлечь публику в балаган. Ведь никакие тихие инструменты никто не расслышит в шуме, который обычно бывает на ярмарках. Дед-зазывала подчеркивал ударами пузыря самые яркие и смешные слова, которые он говорил. Например, доставал дед откуда-то из-за пазухи большой лист бумаги. А на листе была нарисована какая-то дама.

Дед звонко хлопал себя пузырем по голове, и объяснял, кто она такая:

– А вот моей жены портрет,
– Только в рамку не вдет.
– У меня жена – красавица,
– Собаки увидят – лаются,
– А лошади прочь кидаются.

Нарисована там была, в самом деле не очень-то красивая дама. Публика смеялась, а дед снова гремел горохом в пузыре и рассказывал уже про другое.

Например, принимался хвалить представление в балагане:

– В программе женщина-паук
– Без ног и без рук,
– А еще жонглер с факелами,
– На лбу – самовар с горячими углями.
– Почтеннейшие господа, остальное все ерунда!
– Пять копеек за вход – небольшой расход.

Или вдруг объявлял лотерею:

Разыгрывается чайник!
Нет крышки, нету дна!
Зато есть ручка одна!

В речах деда-зазывалы все, как в скоморошьей песне: обо всем подряд, и как будто – о чем попало, и поэтому смешно. Наверное, так и древние скоморохи зазывали людей на свои представления. Или даже два скомороха прикидывались очень нескладными людьми. Одного звали Фома, а другого – Ерема. Они появлялись перед началом представления и разыгрывали смешные сцены – точь-в-точь, как клоуны в цирке. Иногда Фома играл какую-нибудь очень известную плясовую, а Ерема плясал. Фома играл и смешно фальшивил в музыке, а Ерема, когда плясал, попадал не в такт и все время падал.


Когда мы говорим о скоморохах, то очень часто говорим: «наверное» или «может быть». Скоморошье творчество почти не записывалось на бумагу. А записывать музыку на магнитофон или на компакт-диски в те времена не умели. И кино снимать тоже. Поэтому про скоморохов мы многое не знаем. И даже о том, что знаем – чаще всего просто догадываемся. Скоморохи исчезли в XVIII в. – тогда в России появилось много театров. А скоморошье искусство осталось жить в преданиях. И еще скоморохи довольно долго жили при царском дворе. Правда, придворных скоморохов чаще называли шутами, чем скоморохами. У русских царей было даже особое учреждение, которое заведовало царскими развлечениями. Оно называлось тоже очень смешно, по-скоморошьему: Потешный чулан. Потешный чулан, чтоб развлечь царей, иногда собирал очень много скоморохов. Например, когда женился дьяк Никита Зотов, воспитатель царя Петра I, была устроена огромная шутовская процессия. В ней был большой оркестр, игравший на косах, сковородках, пузырях с горохом. Шуты ехали верхом на свиньях и козах, в тулупах, вывороченных шерстью наружу. Царь Петр заставил быть скоморохами на этой свадьбе многих богатых и знатных людей. Эти люди были очень важные и считали, что быть шутом – даже в шутку – недостойное дело. Однако и сам Петр с удовольствием наряжался и скоморошничал. И очень важным людям ничего не оставалось, как быть шутами – по примеру царя. Но уже тогда, в начале 18 века, скоморохов на Руси уже не было. А придворные шуты исчезли меньше чем через сто лет.

Что такое хоровод?

Ты, наверное, знаешь эту песенку… Ее обычно поют, если у кого-нибудь день рождения или именины:

Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины,
Вот такой ширины!
Каравай, каравай,
Кого хочешь – выбирай!

Когда ее поют, то берутся за руки, идут по кругу и показывают: какой вышины и ширины испекли каравай на Машины именины. Или на Ванины, например.

Эта песенка почти никогда не поется сама по себе, под нее всегда танцуют и играют. Такие танцы и игры называются хороводы. А песни, под которые водят хоровод, называются хороводные. Под очень многие песни хоровод водят так, как под песенку про каравай, т. е. просто берутся за руки и идут по кругу.

Это очень древний обычай – ходить хороводом по кругу. Он пришел к нам из давних-предавних времен. В старину люди больше зависели от погоды, чем теперь. Когда наступала промозглая осень, а потом лютая морозная зима, жизнь почти останавливалась. Это ведь теперь можно поехать зимой в другой город: сел в поезд – и поезжай, пожалуйста! В поезде тепло, да еще и проводник чай разносит. Так можно хоть неделю ехать.

А в старину, чтоб отправиться в соседнюю деревню, за десять верст, нужно было сначала запрячь лошадь в сани, положить в них много-много сена, на себя надеть два тулупа, чтоб не замерзнуть. И ехать можно только пока светло – в темноте недолго и заблудиться, и потерять дорогу, и, чего доброго, замерзнуть в сугробе. К тому же волки выходят ночью на охоту.

А дни зимой короткие. Не очень-то разъездишься. Только и знай, что сиди в избе, да жги лучину, чтоб посветлей было немножко. Потому что электричества еще нет, а свечи бывают только в церкви и у князей и царей.

Так что раньше людям зимой жилось намного скучнее, чем летом. И поэтому люди очень ждали радостного весеннего солнышка. Хороводы всегда водились «посолонь». Это старинное слово. Оно означает: «по солнцу», т. е. хоровод двигался так, как солнышко двигается по небу. Люди шли за солнцем, потому что им очень хотелось, чтоб дни были длиннее, теплее и светлее. Хороводы водили во все времена года. Но во всех хороводных песнях поется о всяких растениях. Ведь растения любят солнце еще больше, чем люди. В хороводных песнях часто бывает припев из слов, которые ничего не значат: «ой, лели-лели» или «люли-люли». Такие песни еще называются «алилешными» из-за странного и непонятного теперь припева. А раньше все превосходно знали, о чем этот припев. Древние славяне этими песнями прославляли Лелю – богиню нежности и любви. Но потом про Лелю забыли, а нежный, будто воркующий припев остался. И в хороводных песнях, как и прежде, поется про любовь. Вот такая песня:

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла. (2 раза)
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли-люли, заломати. (2 раза)
Я пойду, пойду, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли-люли, заломаю. (2 разу)
Я сорву с березы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка.
Люли-люли, три гудочка. (2 раза)
А четвертую балалайку,
А четвертую балалайку,
Люли-люли, балалайку. (2 раза)
Стану в балалаечку играти,
Стану я миленького будити,
Люли-люли, будити. (2 раза):
«Ты проснись, мой миленький, проснися,
Ты, душа моя, пробудися,
Люли-люли, пробудися». (2 раза)

Это песня поется плавно и напевно – и хоровод тоже водится очень медленно и плавно.


Но бывают и очень быстрые хороводы. И совсем не обязательно они ходят по кругу, вслед за солнышком. На больших гуляньях бывали иногда и очень большие хороводы. Участники их брались за руки, и шли вслед за ведущим хоровода. Этого ведущего называли «затейник» или «вожак».

Хоровод начинался обычно за околицей. А околица – это изгородь, которой в старину окружали села. Там обычно стояли стога сена, и между них была большая площадка. На этой площадке плясала молодежь и водила хороводы. И так хорошо они водили хороводы, что вытаптывали всю траву между стогами. Иногда хороводы водили в лесу, или на берегу реки или в другом каком-нибудь месте, где бывали гуляния. Но хоровод-«змейка» очень быстро уходил оттуда, где начинался. Вот уже он идет вокруг стогов и вьется в полях. А вот уже и совсем ушел в другое село. Там к нему присоединятся еще участники, и хоровод идет дальше, под бойкую плясовую песню.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей)."

Книги похожие на "Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей)." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Гяурский

Александр Гяурский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Гяурский - Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей)."

Отзывы читателей о книге "Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.