» » » » Александр Гяурский - Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).


Авторские права

Александр Гяурский - Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).

Здесь можно купить и скачать "Александр Гяурский - Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей)." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей)."

Описание и краткое содержание "Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей)." читать бесплатно онлайн.



Благодаря этой книге читатель узнает о многообразных разновидностях народной музыки, получит исчерпывающую информацию об инструментах народного оркестра, познакомится с поэзией заговоров и т. д.






– Эй, музыкант!

– Чего тебе? – отвечает шарманщик.

Театр Петрушки – особенный театр. Главный актер Петрушка разговаривает со зрителями и с шарманщиком. И потому публика тоже участвует в представлении вместе с музыкантом и куклами. Петрушка говорит, что хочет жениться. Он приводит невесту, чтобы показать шарманщику. А шарманщик играет «Камаринского», и Петрушка с невестой очень смешно пляшут.

Музыка тоже очень важное действующее лицо в спектакле с Петрушкой. Петрушка веселиться – и музыка звучит веселая. А когда Петрушка грустит – то и музыка бывает печальная. А печалиться Петрушке есть от чего. Мало того, что хочет он жениться, ему ведь еще лошадь нужна. И вот приходит Цыган и продает Петрушке лошадь. То есть Цыган-то хочет продать, но не на того напал! Петрушка его прогоняет палкой, под смех зрителей и веселую музыку шарманки. Петрушка садится на лошадь, и – вдруг падает! Лошадь-то он купил, а ехать-то на ней не умеет.

– Доктора, доктора! – кричит Петрушка.

Тут появляется Доктор. Ничем он Петрушке помочь не может и только говорит:

– Плати за лечение!

Петрушка и его прогоняет палкой. И все под веселую «Камаринскую» или под «Барыню».


Хоть музыка и очень важна в спектакле с Петрушкой, но почти никогда не поют и не играют произведения целиком. Это ведь очень небольшой кукольный спектакль – всего полчаса он идет. Поэтому звучат только очень недлинные мелодии. А чем короче мелодия, тем она должна быть ярче. Ведь за недолгое время она должна нарисовать характер героя. И песнями и танцами Петрушке это удалось. Но как! Когда Петрушка всех разгоняет палкой, о его поведении узнает Квартальный. Это кукла изображает полицейского. Квартальный приходит, чтоб забрать Петрушку в солдаты. Петрушка ужасно печалится. Он кричит шарманщику:

– Музыкант, играй печальную песню!

И шарманщик играет, и Петрушка поет эту саму «печальную» песню:

Чижик-пыжик,
Где ты был?
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две —
Захмелело в голове!

Не очень-то печальная песня, честно говоря… Но Петрушка долго грустить не умеет. Он и Квартального прогонит палкой, и опять будет плясать под веселую музыку. А в самом конце спектакля вдруг появляется Черт или Собака и утянут Петрушку. Но он и здесь не растеряется – а только заверещит:

– Ах, дурашка, порвешь рубашку!

И зрители опять засмеются в самом конце спектакля.

На чем играют для морского царя?

Какому музыкальному инструменту людская молва приписывала волшебную силу? У разных народов этот инструмент назывался по-разному. И истории о нем у каждого народа свои. У древних греков, например, это миф о певце и музыканте Орфее. Он так искусно играл на лире, что растения склоняли ветви, камни сдвигались, а дикие звери становились смирными и покорными.


У русского народа был свой легендарный музыкант, свой герой, но не мифа, а былины. Звали его Садко. О чем же рассказывает посвященная ему былина? Жил Садко в городе Новгороде и играл на пирах у богатых купцов. Но слишком смелыми были его песни, не понравились они богатеям, перестали его звать на пиры. Загрустил тогда Садко и пошел к Ильмень-озеру. Сел на берег, взял гусли и запел. А Ильмень-озере жил Морской Царь. Услышал он, как красиво поет гусляр:

«Кабы была у меня золота казна…
Кабы была у меня дружинушка хоробрая (храбрая)».

И так растрогало Морского Царя искусство Садко, что решил он ему помочь. Взял он гусляра с собой на дно морское и попросил сыграть. Как только ударил по струнам гуслей музыкант, не выдержал Морской Царь и пустился в пляс. Заходили волны по синему морю, поднялась такая буря!..

Когда Царь вдоволь навеселился, Садко запел совсем другую песню, нежную и спокойную. Очень она понравилась Морскому владыке, но больше всего его дочери, царевне Волхове.

Говорит Морской Царь Садко: «Бери мою дочь в жены! Будешь жить в нашем царстве да играть на гуслях звонких». Но не захотел гусляр навечно остаться в морской пучине. А царевна ему шепчет: «Соглашайся, Садко. Я помогу тебе». Обвенчал их Морской Царь, и отправились они на землю. Научила Волхова, Садко какой разговор нужно вести с купцами: «Ты, говорит, пойди к ним и скажи, что в Ильмень-озере водятся золотые рыбки. Заложи свою буйну голову и бейся об заклад».

Богатые купцы посмеялись над гусляром, но все-таки заложили свои лавки с товаром. А Садко связал шелковый невод, закинул его в воду и поймал три рыбки Золото-перо! Помогла ему царевна, но сама превратилась в речку. А купцам пришлось отдавать проспоренное. Обо всем этом и о дальнейших странствиях Садко рассказывает былина.


А что же это за инструмент такой – гусли, игрой на которых прославился Садко? Появились они очень давно. Древний человек натянул струны на доске, и возник музыкальный инструмент. Это могла быть и арфа, и лира, и кифара и гусли. У разных народов существовали похожие музыкальные инструменты. На территории Древней Руси нашли «пятиструнник», струны которого навязывались из жил (то есть из сыромятных ремней). Играли на нем плектром – перышком или тонкой пластинкой (из слоновой кости или дерева). Такой инструмент был одной из разновидностей древних гуслей. Впервые русские гусли упоминаются в VI веке. Их название происходит от древнеславянского слова «густы», что означает «гудеть». А так как гудела струна, то она получила название «гусла». Таким образом, гусли – это «гудящие струны». Сначала струны закрепляли на доске. Потом заметили, что звук получается более громкий и гулкий, если струны натянуть поверх специально выдолбленного в виде корыта ящика. Кроме того, ящик сверху покрывали тонкой деревянной или кожаной пластинкой – декой. Звук тогда получался более насыщенным и долгим. Большое значение имел вид дерева, из которого делали гусли. Обычно корпус выдалбливали из сосны или ели, а деку – из явора. Отсюда пошло название – гусли «яровчатые» (точнее «яворчатые»).

Гусли были известны не только в Новгороде, но и в древнем Киеве. На них играл легендарный сказитель и музыкант Баян:

«Баян же, братья, не десять соколов
На стаю лебедей напускал.
Но свои вещие персты на живые струны воскладал.
Они же сами князьям славу рокотали».

В XVII в. появились «столовые» гусли. Это был прямоугольный инструмент, который ставили на стол или приделывали к нему ножки. А уже к концу XIX в. в России существовали три основных вида гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Звончатые гусли кладут на колени, а струны защипываются пальцами обеих рук. Позднее звук стали извлекать плектром, и он стал ярче и звонче. На звончатых гуслях можно также играть и бряцанием (т. е. проводить пальцами по всем струнам), как на балалайке, а можно и извлекать аккорды, как на арфе. В начале XX в. конструкторы усовершенствовали звончатые гусли и создали несколько их разновидностей: пикколо, прима, альт и бас. Исполнять одноголосные мелодии на звончатых гуслях несложно. Нужно только защипнуть струну, которая соответствует звуку мелодии. Другие гусли – щипковые – были похожи на арфу и цимбал. Струны защипываются пальцами обеих рук, поэтому гусли и называются – щипковые. Струн на этом инструменте более 60. А еще были гусли клавишные. Их создал Н. Фомин. Они такие же как и щипковые гусли, и даже устроены также. Но только струны этих гуслей расположены горизонтально, а еще у них есть ящик со специальным механизмом. Он управляет струнами. На краю ящика размещены клавиши, как у фортепиано. Очень красиво звучат на этих гуслях аккорды.

А еще можно играть дуэтом на щипковых и клавишных гуслях.

Почему романсы жестокие?

В старину русские люди очень любили маскарады. Теперь, конечно, тоже любят, но раньше любили больше. А если не могли почему-нибудь нарядиться в маскарадные костюмы, тогда просто изображали каких-нибудь диковинных персонажей. Иногда даже очень серьезные и солидные люди так увлекались маскарадами, что даже и сами верили, будто они – это не они, а вот эти вот самые придуманные персонажи. Иностранцы очень удивлялись этому обычаю.

А русские – ничего. Русским даже нравилось.


В XVI в. в Россию приехал английский путешественник Флетчер. Все ему казалось странным – потому что в России все было не так, как в Англии. Путешественники из далекой Англии тогда были в редкость. Их считали диковинками, и все рассматривали на улицах, как какое-нибудь удивительное животное. Как слона, например. Или, допустим, живую обезьяну.

А потом еще выяснялось, что диковинный человек по-русски – ну вот совершенно не понимает!

– Ага! – говорили тогда наши предки, – он, значит, еще и немой к тому же! Немец, стало быть!

И всех иностранцев называли немцы. То есть немые. И вот, про диковинного немца Флетчера услышал не кто-нибудь, а сам царь Иван Васильевич Четвертый.

Царь немножко знал языки, и поэтому догадывался, что никакой Флетчер не немой, а просто не умеет говорить по-русски. И царь захотел поговорить с Флетчером.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей)."

Книги похожие на "Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей)." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Гяурский

Александр Гяурский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Гяурский - Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей)."

Отзывы читателей о книге "Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.