» » » В. Фокина - Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста


Авторские права

В. Фокина - Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста

Здесь можно купить и скачать "В. Фокина - Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Фокина - Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста
Рейтинг:
Название:
Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2492-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста"

Описание и краткое содержание "Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста" читать бесплатно онлайн.



Данное учебно-методическое пособие написано в соответствии с ФГОС ВПО, рабочими программами по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей», осваиваемой студентами факультетов дошкольной педагогики и психологии.

Пособие предусматривает освоение теории, истории и современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста. В нем представлены основополагающие идеи и взгляды классиков педагогики на роль природы в воспитании детей; цель, задачи, содержание и методика экологического образования дошкольников, подходы и требования к организации эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях, основы управления эколого-образовательной деятельностью педагогов; содержание контрольных мероприятий и учебно-исследовательской работы студентов.

Пособие адресовано студентам дошкольных факультетов педагогических вузов, обучающимся по направлениям 050100.62 «Педагогическое образование» и 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», и слушателям курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования.






Исключительно большое значение изучению наук о природе придавал А. И. Герцен (1812–1870). Он резко критиковал существующую систему обучения и воспитания, последовательно боролся за увеличение роли естественных наук. По его мнению, естествознание должно быть фундаментом всей образовательной системы. А. И. Герцен стремился у молодежи возбудить живой интерес к изучению природы, выработке материалистического подхода к окружающей действительности, сформировать атеистические взгляды: «Нам кажется почти невозможным без естествознания воспитать действительно мощное умственное развитие, чем мы начинали бы воспитание, чтобы очистить отроческий ум от суеверий и предрассудков и дать ему возмужать на этой здоровой пище» [9].

Основная задача воспитания, дать детям возможность применять свои знания на практике. Именно естественные науки, указывал А. И. Герцен, «открывают двери прямо в деятельность».

Он считал, что природа эмоционально воздействует на ребенка. Впечатления, полученные от общения с родной природой, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, своему народу, стране. А. И. Герцен утверждал: «Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению родине» [9]. Это чувство возникает на основе ярких эмоциональных переживаний, что тонко выразил А. И. Герцен.

В середине 50‑х начале 60‑х гг. XIX в. отмечается широкое педагогическое движение: во всех слоях населения растет тяга к образованию. В этот период в работах Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева обосновывается необходимость всестороннего развития личности ребенка как будущего человека.

Высоко оценивая естественнонаучные знания, как средство воспитания правильных (материалистических) представлений о явлениях окружающей природы, Н. Г. Чернышевский (1828–1889), называл их «коренными» в системе образования. При этом высоко ценя и искусство в жизни человека, он писал, что восторг от созерцания природы выше, чем от искусства.

В процессе ознакомления детей с природой любое соприкосновение, особенно с живыми развивающимися существами, побуждает учитывать нравственную, интеллектуальную и эстетическую направленность этого воздействия на ребенка. Живое даже перестает быть живым, если рассматривается, по выражению Н. Г. Чернышевского, лишь с точки зрения полезности для человека.

Вместе с другими русскими демократами Н. А. Добролюбов (1836–1861) закладывал основы материалистического учения о первоначальном воспитании детей. Учитывая огромную важность естественных наук в воспитании материалистических взглядов и суждений, интереса детей к явлениям природы, он со всей категоричностью отстаивал природоведение как один из самых ценных предметов школьного обучения. Вооружение детей разносторонними основательными знаниями о природе, «процесс усвоения которых заключает в себе рассудочную деятельность», Н. А. Добролюбов оценивал как важную основу для выработки твердых непогрешимых взглядов и убеждений, что придает знаниям действенную силу. Он указывал на необходимость давать детям реалистические представления о природе, развивать их любознательность и стремление познать природу, чтобы использовать ее богатства на пользу людям. Разрабатывая общие вопросы развития подрастающего поколения, русские просветители неоднократно писали о любознательности детей, проницательности их ума, способности к наблюдению. Педагог должен исходить из того, что дети «очень умны и проницательны», «сколько любознательности, сколько жадного стремления к исследованию истины высказывают дети». Ребенка необходимо знакомить с природой, потому что «он имеет к ней тяготение». «Обязанность воспитателя состоит в том, чтобы сообщить дитяти, сколько возможно, скорее, возможно наибольшее количество всякого рода данных, фактов, заботясь при этом особенно о полноте и правильности восприятия их ребенком… сколько представляется вам прекрасных поводов передать ребенку множество верных, живых сведений о законах природы» [14].

Одна из важнейших задач первоначального воспитания, по Н. А. Добролюбову, научить детей правильно воспринимать предметы и явления окружающего мира, понимать причинно-следственные связи, существующие в природе. У детей рано развивается понимание связи между причинами и следствиями. Видя, что зимой бывает снег, а летом – нет, ребенок при таянии снега догадывается, что приближается лето и др. «Что может быть лучше для детей, как не изучение естественных наук не книжным образом, а практически, наглядно, на открытом воздухе, с живыми наблюдениями и опытами», «как охотно они обращаются к природе, с какой радостью изучают все действительное, а не призрачное, как их занимает всякое живое явление. Они не любят отвлеченности» [14].

Особая необходимость начинать ознакомление маленьких детей с предметами и явлениями природы с чувственного восприятия диктуется не только своеобразием психики детей, но и задачами воспитания детей в материалистическом духе. Иными словами, одна из первоочередных задач состоит в развитии органов чувств, в сенсорном воспитании. Критик подчеркивал, что нужно сколько можно более и правильнее упражнять внешние чувства ребенка, чтобы увеличился запас впечатлений в его мозгу и тогда светлые взгляды и суждения о различных отношениях предметов неизбежно явятся в голове его сами собою. Не следует, конечно, переоценивать спонтанность в развитии «взглядов и суждений», ибо в процессе сенсорного воспитания закладываются лишь основы для последующего более эффективного духовного развития личности. В целях активного сенсорного развития детей Н. А. Добролюбов рекомендовал практиковать непосредственные наблюдения предметов и явлений внешнего мира, наглядное обучение.

Первоначальное воспитание детей должно учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности дошкольников. К наиболее характерным чертам психики детей этого возраста Н. А. Добролюбов относил разумность и любознательность, впечатлительность и сильное воображение, склонность к фантазированию, внушаемость, подражательность. По его мнению, способность к аналогии, умение классифицировать весьма рано развивается в ребенке. Под умственным воспитанием он понимал целенаправленное развитие «мыслительных способностей». Иногда это понятие отождествляется с понятием «познавательные способности». Развитие логического мышления является основным средством умственного воспитания детей. Привлекает внимание идея Н. А. Добролюбова о приучении детей к самостоятельному логическому мышлению, к установлению причинно-следственных связей. Он писал: «С пятого и, особенно с шестого года, необходимо приучать детей к рассуждению и отчетливости во всем, что они делают. Поэтому никогда не следует заставлять детей делать то, что превышает их понятие, и в чем они не могут ясно убедиться при маленьком запасе своих знаний, почерпнутых из наблюдений внешнего мира» [14]. В процессе умственной деятельности функционируют все психические процессы в их взаимосвязи: воображение, память, мышление. Необходимо обращать внимание на взаимосвязь интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.

Разностороннее воспитательное воздействие природы на ребенка просветители связывали не только с приобретением знаний о ней, но и с тем, что природа своим многообразием, динамичностью эмоционально захватывает детей и предоставляет богатые возможности для их деятельности. Они были глубоко убеждены, что именно в дошкольном возрасте всего сильнее западают в душу ребенка первые впечатления, наиболее сильно развиваются чувства и ум детей, впечатления детства остаются на всю жизнь. Н. А. Добролюбов отмечал, что «в первом своем проявлении патриотизм даже и не имеет другой формы, кроме пристрастия к полям, холмам родным…». Постепенно, с усвоением более широких и отвлеченных понятий «детский патриотизм» перерастает в любовь к своему народу, своей стране. Впоследствии он возвышается до интернационального чувства. Чувство патриотизма воспитывается в детях примером взрослых, чтением о родной природе и родной стране. Он выдвинул требования «относительно детских книг». «Они состоят в том, – писал Н. А. Добролюбов, – чтобы книжки эти были полезны для умственного и нравственного развития детей. Детские книжки должны быть по содержанию интересны для детей, а по изложению – совершенно просты… в них должны сообщаться положительные сведения о мире и человеке… Детская книга должна увлекать воображение ребенка, давать занятие его мыслительной способности, знакомить с окружающим, с домашними животными, трудом взрослых, укреплять положительные нравственные чувства» [14]. Чувства, по мнению Н. А. Добролюбова, должны быть разумными. Особую роль следует отводить наглядности детских книг, четкому и верному изображению на рисунках всех предметов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста"

Книги похожие на "Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Фокина

В. Фокина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Фокина - Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста"

Отзывы читателей о книге "Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.