» » » Вера Глушкова - Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга


Авторские права

Вера Глушкова - Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга

Здесь можно купить и скачать "Вера Глушкова - Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Глушкова - Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга
Рейтинг:
Название:
Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4444-7740-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга"

Описание и краткое содержание "Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга" читать бесплатно онлайн.



Санкт-Петербург – особый, удивительный по своей природной и рукотворной красоте город, инициатор большинства новаций в стране в императорский период, а также крупный духовно-нравственный центр. Святой оптинский старец Нектарий (Тихонов) в начале ХХ в. назвал Петербург «самым святым городом во всей России».

В очередной книге В.Г. Глушковой дается представление о Санкт-Петербурге как о важном религиозном центре, рассказывается о четырех действующих православных монастырях, основных православных храмах, их истории, создателях, святынях, реликвиях, иконах, в том числе почитаемых чудотворными, особо чтимыми, мироточивыми. На страницах путеводителя читатель найдет сведения более чем о 90 исторических личностях, способствовавших созданию храмов, в числе которых более 40 православных святых, во имя которых они были возведены.

Отдельная глава книги посвящена основным иноверным святыням города. Автор знакомит читателя с религиозными центрами последователей католицизма, протестантизма, ислама, иудаизма и буддизма.

Книга предназначена широкому кругу читателей, интересующихся религиозными ценностями, историей, градостроительством, архитектурой Санкт-Петербурга.






Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, первоначально как обычный монастырь, была заложена по воле царя Петра I в 1710 г. на месте, где, как тогда считали, произошла под руководством князя Александра Невского битва со шведами в 1240 г. (на самом деле Невская битва произошла в устье р. Ижоры). Петр I выбрал место для нового монастыря, названного в честь святого князя Александра Невского, объявленного небесным покровителем Петербурга. А первая часть названия Лавры свидетельствует о ее преемственности подмосковной Свято-Троице-Сергиевой лавре. Главный собор нового монастыря посвятили празднику Пресвятой Троицы. Помнили о том, что Петр I родился через несколько дней после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы; крепость Питер-Бурх заложили (1703) тоже на Троицу. Кроме того, в этих местах Петр I в 1702 г. одержал победу над шведами.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Гравюра А.Ф. Зубова. 1717 г.


Строительство этого монастыря началось в 1712 г., в том же году в нем поселилась братия. Архитектор Д. Трезини составил первый проект монастыря, в котором под руководством генерал-губернатора Петербурга князя А.Д. Меншикова и под личным наблюдением Петра I развернулось активное каменное строительство. В 1713 г. освятили первый монастырский деревянный Благовещенский храм; этот день, 25 марта 1713 г., стали считать официальной датой основания монастыря (значит, в 2013 г. ему исполнится 300 лет). На месте деревянного Благовещенского храма в 1717–1724 гг. был построен каменный (арх. Д. Трезини, Т. Швертфегер). В 1724 г. по распоряжению Петра I (1723) в монастырь были торжественно перенесены из Владимира мощи святого князя Александра Невского (с 1790 г. они стали пребывать в главном Троицком соборе монастыря). В 1725 г. в обители уже были 23 иеромонаха и еще 8 находились при флоте.

Благовещенский храм стал усыпальницей царской семьи и родовитого дворянства. В нем были похоронены вдова царя Ивана V (правившего совместно с Петром I) Прасковья Федоровна, ее внучка правительница Анна Леопольдовна, любимая сестра Петра I – царевна Наталья Алексеевна, дети Петра I – Петр и Анна, первая супруга императора Павла I – Наталья Алексеевна, дочь Павла I – Ольга, дочери императора Александра I – Мария и Елизавета и некоторые другие высочайшие особы. В храме 34 года находилась могила императора Петра III, в 1796 г. ее по решению его сына императора Павла I перенесли в Петропавловский собор. В храме была похоронена грузинская царевна Дарья Георгиевна; до наших дней в Благовещенской церкви сохранился некрополь Грузинского царского дома. В храме есть захоронения Санкт-Петербургских архиепископов. В этом храме находится могила великого русского полководца А.В. Суворова, на белой мраморной плите выбита простая надпись: «Здесь лежит Суворов». В Благовещенском храме также были похоронены граф П.И. Ягужинский, фельдмаршалы В.В. Долгорукий, А.Г. Разумовский, А.М. Голицын, дипломат Н.И. Панин и другие видные государственные деятели России XVIII в.

С 1716 г., главным образом в 1722–1753 гг., построили главный соборный Свято-Троицкий храм (арх. Т. Швертфегер), но вскоре на нем появились трещины, стали оседать фундамент и стены. В 1755 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны этот собор разобрали. В 1776–1790 гг. по проекту И.Е. Старова был построен новый величественный Свято-Троицкий собор в стиле классицизма. Над внутренними росписями и убранством этого собора работали скульптор Ф.И. Шубин, художники И. Пинкетти, А. Анисимов, Ф. Давыдов. В 1783–1785 гг. Старов возвел главные ворота монастыря с надвратной церковью.

Монастырь быстро строился и богател. У него были 3 подворья в Петербурге, несколько подворий в Москве и Новгороде, он владел более чем 7 тыс. крестьянских дворов, соляными варницами, обширными землями в нескольких губерниях России.


Могила А.В. Суворова в Благовещенском соборе


Свято-Троицкий собор. Фото 1903 г.


В 1719 г. в этом монастыре создали первую в Петербурге типографию, в 1721 г. – Славянскую школу для детей от пяти до 13 лет, на ее основе в 1726 г. создали Александро-Невскую греко-латинскую семинарию, с 1788 г. – Главная семинария, преобразованная в 1797 г. в Александро-Невскую академию, она с 1809 г. называлась Санкт-Петербургской Духовной академией; в 1909 г. образовали музей – Древнехранилище (открыто было в 1910 г.).

С 1721 г. Александро-Невский монастырь был постоянной резиденцией Новгородского архиепископа. После учреждения Свято-Петербургской епархии в 1742 г. монастырь возглавил местный первосвятитель – епископ, а с 1783 г. – митрополит Петербургский и Новгородский, в этом монастыре разместилась его резиденция. В 1797 г. по указу императора Павла I монастырь получил статус Лавры (официально признанный особо привилегированный монастырь). Александро-Невская лавра тогда стала считаться по степени значимости третьей в Российской империи (после лавр Киево-Печерской и Троице-Сергиевой).

С Александро-Невской лаврой была тесно связана, особенно в 1808–1816 гг., земная жизнь святителя Филарета.


Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (Василий Михайлович Дроздов, 1783–1867 гг., митрополичье служение с 1826 г.) – выдающийся церковный деятель, один из самых замечательных православных подвижников XIX в. Он родился в подмосковном г. Коломна в семье с давними церковными традициями, его отец был соборным диаконом этого города, а дед – священником. Юноша учился в Коломенской Духовной семинарии, затем – семинарии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, которую закончил в возрасте 20 лет, потом преподавал в ней. В возрасте 25 лет он стал монахом; иеродиакона Филарета вызвали (1808) в Петербург для преподавания в духовных учебных заведениях. Он стал инспектором, а со временем – ректором Александро-Невского Духовного училища.


Икона Святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского


В возрасте 29 лет (1812) он был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, стал профессором философских и богословских наук. Святитель Филарет, кроме родного, великолепно знал греческий и еврейский языки, обладал поэтическим даром. Благодаря ему Петербургская духовная академия стала примером для всех духовных учебных заведений России. В возрасте 31 года он стал первым в России действительным доктором богословия. С конца 1808 г. до марта 1816 г. (более 6 лет) он жил и работал в Петербурге. В возрасте 33 лет он был назначен настоятелем Московского Новоспасского (романовского) монастыря, затем был епископом Ревельским (с 1817 г.), архиепископом Тверским (с 1819 г.) и Ярославским (с 1820 г.), стал архиепископом (с 1821 г.) Московской епархии и архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В возрасте 43 лет он был возведен (1826 г.) в сан Московского митрополита и до самой своей смерти в возрасте 84 лет жил и служил в Москве. Святитель Филарет оказал большое влияние на императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. Александр II привлек его к подготовке Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости; текст Манифеста 1861 г. в большой мере составил именно митрополит Филарет. Задумывая, начиная, проводя реформы, Александр II всегда советовался с Филаретом. Исключительный интерес представляет письменное наследие митрополита Филарета, его опубликованные работы, прекрасные стихи (которые высоко ценил даже А.С. Пушкин) и письма к разным людям. Знакомство с ними приводит к значимым раздумьям, новым мыслям. Богословские и морально-нравственные труды святителя Филарета интересны и актуальны и в наши дни.

Митрополит Филарет был человеком редчайшего интеллекта и огромных знаний. Именно он, а не М.С. Горбачев ввел в практический оборот и действительно грамотно обосновал сущность, значимость, необходимость введения в практику, реальную жизнь терминов и категорий «гласность», «перестройка», «перестроение» (1867).


У Благовещенских ворот Александро-Невской лавры. Фото начала XX в.


Святитель Филарет огромное внимание уделял повышению качества образования и развитию духовных учебных заведений, результативно способствовал распространению православных знаний, культуры, трогательно заботился о бедных духовного звания (по его инициативе в 1833 г. в Москве было основано первое в России попечительство о бедных духовного звания), а также о рядовых бедных православных прихожанах.

Митрополит Филарет много сделал для становления единоверия в России.

Святитель Филарет прожил долгую для своего времени жизнь – 84 года (при средней по стране продолжительности жизни в то время 35–40 лет), в том числе он был в монашестве 59 лет. Митрополит Филарет был причислен к лику святых в 1994 г., с 2004 г. его святые мощи пребывают в Москве в кафедральном храме Христа Спасителя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга"

Книги похожие на "Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Глушкова

Вера Глушкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Глушкова - Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга"

Отзывы читателей о книге "Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.