» » » Анатолий Москвин - Рим. Город, открытый для всех


Авторские права

Анатолий Москвин - Рим. Город, открытый для всех

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Москвин - Рим. Город, открытый для всех" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Москвин - Рим. Город, открытый для всех
Рейтинг:
Название:
Рим. Город, открытый для всех
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-4444-7741-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рим. Город, открытый для всех"

Описание и краткое содержание "Рим. Город, открытый для всех" читать бесплатно онлайн.



«Все дороги ведут в Рим», – как говорили древние. Это известное выражение прекрасно иллюстрирует значимость и величие Вечного города, по праву пользующегося славой одного из красивейших в мире! Редкий турист, путешествующий по Европе, сможет устоять перед обаянием Рима и сойти с одной из дорог, ведущих в этот город с многотысячелетней историей.

Его богатейшей истории и историко-художественным памятникам в путеводителе и уделяется особое внимание. Значительное место в книге занимает римская мифология, основные герои которой являются живыми людьми из плоти и крови.

Отдельные главы посвящены знаменитым римским фонтанам, таинственным катакомбам, чудесным паркам и мостам. Также описаны памятники церковного государства Ватикан, со всех сторон окруженного римской территорией. Приведены сведения о некоторых выдающихся личностях, связанных с историей Рима.

В путеводитель также включены материалы о ряде ближайших к Риму интересных исторических и историко-культурных объектов в провинциальных городках, что расширяет у путешественника представление об итальянской столице.






В сущности, достоверные сведения о римской мифологии дошли до нас от великих поэтов, появившихся только в I в. до н. э.


Общепринято, что на раннем этапе становления этноса у римлян существовали только представления о безличных благостных или вредоносных природных силах, которые они называли «нумина». Эти силы были свойственны не только всем живым существам и неодушевленным предметам, но даже действиям. Кстати, именно из последней категории нумина возникли с течением времени божества посева, цветения, созревания и т. д.

Постепенно из массы нумина выделилась древнейшая триада богов: Юпитер, Марс и Квирин. Имя Юпитера образовано от глагола «юваре» (помогать). У римлян он первоначально был богом неба, дневного света, грозы. По мнению известного исследователя мифологии Дж. Фрейзера, Юпитер был также духом дуба (и деревьев вообще). У италийских племен дубу отводилось особое место. В одном из архаичных мифов говорится, что от этого дерева произошли люди. На Капитолии рос священный дуб, которому Ромул принес свою первую добычу.


Битва Марса и Минервы (с картины Ж.-Л. Давида)


С установлением в Риме монархического строя Юпитер был провозглашен символом царской власти и царем богов, откуда уже недалеко до отождествления его с эллинским Зевсом. В одном из благодарственных гимнов Юпитера называли Луцетием, «Светлым», и этому богу посвящались дни полнолуний – иды, приходившиеся обычно на середину месяца.

Юпитеру поклонялись и как покровителю земледелия, поэтому ему посвящались праздники сбора винограда (виналии). Перед севом каждый пахарь или землевладелец считал своей обязанностью устроить пышную трапезу в честь Юпитера. Его имя упоминалось при всяком государственном акте, при любой частной сделке. Именем Юпитера часто клялись, и такую клятву якобы нельзя было нарушить, ибо скорый на расправу грозный бог неумолимо карал клятвопреступника. Юпитер считался хранителем границ (Юпитер Термин) и защитником свободы (Юпитер Либер). В качестве Феретрия и Статора (Непобедимый, Победитель, Мститель) Юпитер почитался как бог войны и победы. В поздние времена Юпитера стали считать сыном бога посевов Сатурна и богини богатой жатвы Опс.

Марс у современных людей однозначно ассоциируется как бог войны. Между тем в древнейшей ипостаси ему поклонялись как божеству плодородия и растительности, а также дикой природы и всего неизвестного и опасного, что находится за пределами поселения.

К помощи Марса обращались земледельцы и позже, когда совершали очистительный обход имения и при этом просили дать полям плодородие, семьям, рабам, скоту – здоровье. В честь Марса приносили в священной роще в жертву быка. Кроме того, священными животными Марса считались дятел, конь и волк.

Как отец Ромула и Рема Марс был начальником и хранителем Рима, но первоначальный храм в его честь римляне соорудили на Марсовом поле, за пределами города. Возле этого храма совершали обряд очищения вооруженные граждане, так как людям с оружием запрещалось входить на городскую территорию.


Юнона (серебряная статуэтка I–II вв.)


Как считают ученые, одной из важнейших функций Марса являлась охрана общины, откуда уже один шаг до чисто военной компетенции и отождествления с греческим Аресом. Позднее, когда Марса наделили функциями бога войны, его символами стали копье и двенадцать щитов, хранившиеся в доме царя (регии). Один из этих щитов, по преданию, упал с неба, а одиннадцать его точных копий выковал, по приказу Нумы Помпилия, искусный кузнец Мамуррий, чтобы запутать врагов и воспрепятствовать им украсть небесный щит. Хранителями этих священных символов были жрецы-салии, исполнители воинских плясок на празднествах в честь божества.

Марсу посвящались торжественные церемонии очищения коней, оружия и музыкальных инструментов. Подобными мероприятиями начинался и заканчивался сезон военных походов. По окончании военных действий полагалось принести благодарственную жертву божеству: боевого коня. Кровь этого жертвенного животного в течение года хранилась в регии и храме Весты.

В 366 г. до н. э. в честь Марса был выстроен храм у Капенских ворот; от его стен римское войско выступало в поход. Октавиан Август в I в. до н. э. в благодарность за победу над убийцами Юлия Цезаря приказал соорудить в центре форума роскошный храм Марса Мстителя. Супругой бога-воина считалась Нерио, или Нериена, отождествлявшаяся у римлян как с Минервой, так и с Венерой.

Квирин был одним из древнейших богов италиков. Он играл важную роль у племени сабинов. Центр его культа находился на одном из римских холмов: Квиринале. После заключения Ромулом мира с царем сабинов Титом Тацием Квирин вошел в римский пантеон. Имя божества часто связывают с латинским словом «квирис» (копье), хотя новейшие исследования возводят его к слову «вир» (муж, гражданин).

Квирин в ранний период истории Рима являлся богом народного собрания, отчего полноправные горожане привыкли называть себя «народом квиритов». Позднее Квирин считался мирной ипостасью Марса, а поэтому его храмы разрешено было строить внутри городских стен. Жрец Квирина принадлежал к верхушке римской духовной иерархии. В дальнейшем культ Квирина был оттеснен культами Юпитера и Марса. Появилось даже понятие Марса Копьеносного (Квиринус).

С ростом влияния Рима утвердился его религиозный центр: Капитолийский холм. При царях из династии Тарквиниев была введена Капитолийская триада богов в составе Юпитера, Юноны и Минервы. Первоначально Юнона была богиней брака и материнства. Ее чтили как родовспомогательницу, «вспомоществующую» (Юнона Соспита), кормилицу (Юнона Румина). Считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону. После отождествления с греческой Герой богиню «возвысили» до ранга супруги Юпитера, он стала царицей неба, и на нее перешла часть благостных функций божественного супруга. Она давала богатый урожай, благоприятную погоду (как, впрочем, дожди и грозы). В качестве воинственных Популоны и Куритис ее изображали на боевой колеснице, со щитом и копьем. Она была богиней начала каждого месяца (Календария), «советницей» (Монета; между прочим, именно в храме Юноны Монеты римляне чеканили свои деньги).


Минерва (с картины Андреа Мантеньи)


Посвященный Юноне Луцине праздник отмечался 1 марта (матроналии). В этом женском празднике имели право участвовать не только свободные женщины, но и рабыни.

Птицами Юноны считались павлин и гуси; последние жили в том числе и при храме богини на Капитолии. С этими гусями связана героическая легенда. Когда в 390 г. до н. э. к Риму подступили галлы-сеноны и захватили город, оставшиеся в живых римские воины отступили на Капитолий и стали ждать помощи от союзников. Храбрый юноша Коминий был послан, чтобы сообщить осажденным о спешащих на выручку отрядах друзей. Он с большим риском для жизни пробрался через лагерь врагов и поднялся по Капитолийской круче. Галлы заметили место, где юноша забрался на обрыв, и вознамерились повторить его путь. Темной ночью враги решили штурмовать крепость. Галлы построили живую пирамиду: воины нижнего ряда образовали настил из горизонтально повернутых щитов, на них забрались следующие воины и т. д. Хитрая задумка почти удалась: галлы достигли вершины холма и перебили сонных часовых. Но когда они стали подходить к стенам крепости, храмовые гуси всполошились и подняли крик. Защитники крепости во главе с Марком Манлием решительной атакой сбросили врагов в пропасть. Вождь сенонов Бренн отступил от города. Существует легенда, что за этот подвиг Марк Манлий был прозван Капитолийским.

Однако более правдоподобной считается другая версия: просто-напросто у этого патриция был дом на Капитолийском холме. Кстати, интересна судьба героя. Марк Манлий помогал должникам и снискал себе огромную популярность среди римского плебса. Тогда патриции обвинили героя в стремлении к тирании, а диктатор Корнелий Косс заключил Манлия в тюрьму.

Плебеи, возмущенные арестом своего защитника, добились его освобождения, но вскоре после этого Марк Манлий был обвинен в государственной измене и сброшен с Тарпейской скалы.

Минерва изначально почиталась как покровительница ремесел и искусств. Храм Минервы на Авентинском холме стал центром коллегий ремесленников. Во второй половине марта в честь богини устраивались пятидневные празднества – квинкватрии. В первый день празднеств прекращались военные действия и происходило бескровное жертвоприношение лепешками, медом и маслом. В последующие дни устраивали гладиаторские бои; в последний день снова приносили жертвы и совершалось торжественное освящение труб.

С III в. до н. э. Минерва оказывала особое покровительство также актерам и литераторам. Чуть позже такой же функцией ее наделили музыканты, врачи, учителя. После отождествления с греческой Афиной богиню наделили чертами эллинской богини мудрости, войны и городов. После победы при Акции (31 г. до н. э.) Октавиан Август отстроил пышный храм, посвященный Минерве.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рим. Город, открытый для всех"

Книги похожие на "Рим. Город, открытый для всех" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Москвин

Анатолий Москвин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Москвин - Рим. Город, открытый для всех"

Отзывы читателей о книге "Рим. Город, открытый для всех", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.