» » » Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие


Авторские права

Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство Когито-Центр, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-437-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Книга отражает современное состояние и методологию исследований в области клинической арт-терапии – новой научно-практической дисциплины, тесно связанной с клинической психотерапией и психологией. Представлены не только принципы и ключевые тенденции развития современной арт-терапии, но и специфика отечественной арт-терапевтической школы. Описана оригинальная модель клинической системной арт-психотерапии, успешно реализованная автором и его последователями. Подробно изложены методики и программы арт-терапевтической работы в разных областях клинической медицины, в лечении и реабилитации пациентов из разных клинических групп, даны соответствующие рекомендации. Описание диагностических процедур и критериев оценки полученных материалов подкреплено многочисленными иллюстрациями и анализом рисунков пациентов. Рекомендуется как для начинающих, так и для опытных специалистов.






• вовлечение пассивных и молчаливых участников в творческую деятельность и дискуссии;

• усиление групповой сплоченности путем подчеркивания имеющегося между членами группы сходства;

• укрепление в участниках группы надежды на положительные изменения.

3.4. Специфика и преимущества арт-терапевтических групп

Различные варианты и модели арт-терапевтических групп за последние годы были активно использованы зарубежными (Liebmann, 1986, 1990, 1993; McNeilly, 1983, 1987, 1990; Rhyne, 1996, 2001; Strand, 1990; Thornton, 1985; Wadeson, 1980; Waller, 1993) и отечественными специалистами (Копытин, 2001, 2002, 2003, 2011, 2014; Лебедев, 2006; Свенцицкая, 2006). В то же время актуальной остается задача осмысления специфических особенностей арт-терапевтических групп и их отличия от групп вербальной психотерапии. Как и в любой психотерапевтической группе в интерактивной арт-терапевтической группе также происходит взаимодействие между участниками и разворачиваются процессы внутриличностного, межличностного и общегруппового уровней, но основным средством группового взаимодействия и отражения этих процессов выступают художественные средства.

По мнению Уоллер (Waller, 1993), групповая вербальная психотерапия является гораздо более ортодоксальным психотерапевтическим направлением, чем арт-терапия. Поэтому отношение работающих с группами арт-терапевтов к теории и практике вербальной групповой психотерапии является неоднозначным и порой весьма критическим. Арт-терапевты считают, что им необходимо развивать свое понимание арт-терапевтических групп и их отличий от групп вербальной психотерапии, а не пытаться следовать сложившимся концепциям и схемам профессионального поведения при работе с группами. С. Скейфи пишет, что «требуется еще очень много усилий для того, чтобы изучить взаимодействие вербальной психотерапии как системы со своим набором норм, ценностей и традиционных представлений с изобразительной деятельностью как особой системой. Межличностное научение, например, предполагает прямое взаимодействие одного пациента с другим, в то время как изобразительная деятельность требует индивидуальной работы, при которой внимание пациента отвлечено от других членов группы» (Скейфи, 2001, с. 96).

Хотя активная вербализация опыта участия в группе также имеет место, на протяжении значительных промежутков времени вербальная коммуникация в арт-терапевтических группах дополняется или заменяется невербальной. Это не может не влиять на групповое взаимодействие, глубину и качество контакта участников с внутренними процессами психики и друг с другом. С одной стороны, изобразительная деятельность членов арт-терапевтической группы (в особенности, если используется индивидуальные формы работы) может поддерживать их психологическую автономность, защищать их личные границы и давать возможность более глубокого контакта с внутрипсихическими процессами и их выражения в визуальной форме с неизбежным снижением активности контактов с другими членами группы. С другой стороны, в группе могут быть использованы различные виды совместной работы (парной, микрогрупповой или общегрупповой), позволяющие ослабить контакт с внутренними процессами и активизировать внешние контакты.

В зависимости от соотношения видов деятельности внутриличностной или межличностной направленности в арт-терапевтической группе могут поддерживаться те или иные тенденции, связанные с проявлением разного опыта и форм реагирования, обусловленных, например, регрессивными или прогрессивными (зрелыми, просоциальными) позициями. Признавая различия в характере психотерапевтических групп, использующих изобразительные средства (продиктованные их составом, используемой моделью, стилем ведения занятий и иными факторами), можно отметить следующие основные особенности и преимущества арт-терапевтических групп:


1. Групповая динамика в арт-терапевтических группах развивается более медленно, по сравнению с группами вербальной психотерапии, что может быть обусловлено тем, что активное взаимодействие между участниками чередуется с периодами индивидуальной деятельности.

2. В то же время за счет индивидуальной деятельности имеются большие возможности для актуализации и привнесения в групповой процесс внутриличностного материала в преобразованной, сублимированной форме. Это дает возможность его более безопасного обсуждения и интеграции в силу того, что он отражает личность и ее внутренние процессы не буквально, а посредством визуальных символов и метафор. Данное обстоятельство также обеспечивает дистанцирование от личного материала и его превращение в трансперсональный феномен.

3. Участники могут расширить репертуар способов коммуникации, дополняя вербальный способ визуальным и иными способами невербальной экспрессии, тем самым осваивая и используя альтернативные или дополнительные модели поведения и самовыражения, смягчая характерные для повседневной жизни ригидные поведенческие схемы либо компенсируя их недостаточное развитие или деградацию (обусловленные нарушениями в развитии, психическими или неврологическими заболеваниями). Тем самым создаются дополнительные возможности для социализации или сохранения достаточно высокого уровня социальной интеграции даже в том случае, если речь и иные традиционные инструменты социального контакта не сформированы или утрачены.

4. Творческая активность в группе сопровождается стимуляцией тех психических (нейропсихологических, нейрофизиологических) процессов, которые пробуждают скрытые (по крайней мере, для современного, «ментализированного» и слишком индивидуализированного человека) свойства и способности, включая как базовые, архаические модели достаточно эффективного просоциального поведения, так и новые модели, связанные с экологическими, транскультурными и трансперсональными личностными ориентациями. Это также поддерживает проявление интуитивных способностей и тех психических процессов, которые отвечают за настройку на «полевые» феномены (микросоциального, макросоциального, экологического, планетарного уровней).

5. Использование изобразительных материалов и создание художественной продукции способствуют объективации внутриличностных, межличностных и общегрупповых процессов и феноменов, сохранению и рефлексии группового опыта посредством создаваемой продукции.

6. Игровые аспекты изобразительной деятельности в группе создают непринужденную атмосферу, являются источником переживания положительных эмоций, обеспечивают значительные возможности для отреагирования сложных, трудновербализуемых переживаний, выступают фактором положительного подкрепления, необходимого для удерживания участников в группе и повышения их мотивации к совместной работе.

7. Использование факторов искусства и творческой активности позволяет в большей степени задействовать личные и групповые ресурсы. Они могут оказать решающее влияние при актуализации и проявлении проблем экзистенциального, духовного характера, а также при возникновении трудноразрешимых ситуаций (связанных с групповыми или внешними отношениями), способствуя постижению более глобальных смыслов существования, заполнению экзистенциальной пустоты.

8. Арт-терапевтическая группа способствует персонификации (самоутверждению) участников не только и не столько за счет проявляемых в группе социальных умений и ролей, сколько за счет их творческой продуктивности.

9. Эстетический опыт, создание и переживание прекрасного в арт-терапевтической группе создает мощную основу для объединения, сплочения участников, хотя также может выступать одним из конфликтогенных факторов.

10. Арт-терапевтическая группа может рассматриваться как творец культурной среды. Такая среда постепенно формируется в терапевтическом пространстве, но может затем перемещаться в среду внешнюю, обогащая и изменяя природный и культурный ландшафт. Опыт совместной творческой деятельности становится фактором микро– и макросоциальных изменений, формирует и поддерживает новую, более активную и ответственную позицию участников группы, по сути, меняет их идентичность.


Принимая во внимание данные особенности арт-терапевтических групп, можно признать, что их терапевтический потенциал весьма значителен. Они могут быть использованы не только при пограничных расстройствах и в целях личностного роста, но и для работы с теми категориями клиентов, которые обычно признаются неподходящими для групповой вербальной психотерапии. К ним можно отнести детей с нарушениями в развитии, в том числе с аутизмом, лиц преклонного возраста с разной степенью деменции, пациентов с аддиктивными и личностными расстройствами, прежде всего, дефензивного спектра, психозами с незначительно или даже умеренно выраженной дефицитарной симптоматикой, психогенными расстройствами, включая посттравматические состояния, а также лиц с расстройствами идентичности и многих других.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие"

Книги похожие на "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Копытин

Александр Копытин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.