» » » Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие


Авторские права

Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство Когито-Центр, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-437-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Книга отражает современное состояние и методологию исследований в области клинической арт-терапии – новой научно-практической дисциплины, тесно связанной с клинической психотерапией и психологией. Представлены не только принципы и ключевые тенденции развития современной арт-терапии, но и специфика отечественной арт-терапевтической школы. Описана оригинальная модель клинической системной арт-психотерапии, успешно реализованная автором и его последователями. Подробно изложены методики и программы арт-терапевтической работы в разных областях клинической медицины, в лечении и реабилитации пациентов из разных клинических групп, даны соответствующие рекомендации. Описание диагностических процедур и критериев оценки полученных материалов подкреплено многочисленными иллюстрациями и анализом рисунков пациентов. Рекомендуется как для начинающих, так и для опытных специалистов.






Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работы, как правило, включает рабочий стол для клиента, а также стол специалиста и стулья. Набор изобразительных материалов расположен либо на полках, либо на другом столе вблизи стола клиента. Иногда кабинет включает поднос с песком и расположенные на полках игрушки. В кабинете для индивидуальной арт-терапии, наряду с «рабочей зоной», иногда имеется «чистая зона», предназначенная для общения специалиста и клиента до или после изобразительной деятельности. «Чистая зона» может включать, например, два кресла или мягких стула.

Кабинет для интерактивной групповой арт-терапии (а также семейной арт-терапии) отличается от студии тем, что предназначен как для относительно автономной работы участников группы, так и для их более тесного вербального и творческого взаимодействия. Это возможно на определенных этапах занятия, а также в рамках отдельных занятий, например, во время «разминок», групповых дискуссий, обсуждения рисунков, создания групповых рисунков, реализации некоторых элементов полимодальной практики с использованием движения или ролевой игры.

В соответствии с этим кабинет либо должен допускать быструю перестановку мебели, например, для посадки участников в круг, либо иметь две по-разному оборудованные зоны – «рабочую» («грязную»), предназначенную для изобразительной работы, и «чистую», предназначенную для группового обсуждения. Ориентация столов в пространстве может неоднократно меняться не только на протяжении курса арт-терапии, но и отдельных занятий. Некоторые кабинеты групповой интерактивной арт-терапии оборудованы видеокамерами, что обеспечивает возможность более объективной рефлексии процесса групповой работы и оценки ее результатов.

В кабинете для интерактивной групповой и семейной арт-терапии, так же как в студии, помимо индивидуальных рабочих мест, может присутствовать большой центрально расположенный стол, позволяющий нескольким участникам располагаться за ним для выполнения индивидуальной или совместной художественной работы, обсуждения процесса и результатов деятельности и групповых дискуссий.

Арт-терапевтическое отделение (арт-терапевтический центр) является специализированным комплексом помещений, предназначенных для разных форм арт-терапевтической работы, нередко проводимой одновременно с несколькими клиентами или группами. Оно также может включать помещения, предназначенные для разных видов креативной терапии искусством. Такие арт-центры стали создаваться сравнительно недавно, главным образом для пациентов крупных лечебных и реабилитационных учреждений, посетителей социальных центров, обслуживающих определенные территории, для осуществления комплекса различных арт-терапевтических программ, рассчитанных на разные группы населения. Наряду с несколькими помещениями, предназначенными для групповых и индивидуальных занятий и работы с семьями, в арт-терапевтическом отделении могут быть помещения для персонала (офис), комната для длительного хранения работ пациентов, кухня (чайный стол), а также места ожидания для лиц, прибывающих на занятия, или их родственников.

Рассмотренные разные виды организации арт-терапевтической среды предназначены главным образом для индивидуальных или групповых занятий арт-терапией как одним из специализированных видов психотерапии искусством, делающим акцент на изобразительной деятельности. В то же время в некоторых случаях в арт-терапевтической среде могут быть использованы иные виды терапии искусством, но не в виде самостоятельных терапевтических модальностей, а лишь их отдельных элементов, включенных в арт-терапевтический процесс. Проведение иных видов креативной терапии искусством – в виде самостоятельных терапевтических модальностей – требует оборудования соответствующих кабинетов – кабинета для занятий музыкальной терапией, драматерапией, танцевально-двигательной терапией. Требования, предъявляемые к организации среды и оборудованию таких кабинетов, иные, чем требования, предъявляемые к организации арт-терапевтической среды.

Если на базе какого-либо учреждения (например, больницы) создается целый комплекс таких специально оборудованных кабинетов, предназначенных для двух или более видов терапии искусством, принято говорить об отделении креативной терапии искусством – арт-центре. Он может представлять собой комплекс помещений, предназначенных не только для разных форм арт-терапии – индивидуальной, групповой, семейной, но и для иных специализированных форм креативной терапии искусством. В том случае, когда в одном и том же помещении проводятся разные виды терапии искусством, более корректно говорить о полифункциональном пространстве или кабинете для занятий терапией искусством.

4.2. Изобразительные средства и материалы 

4.2.1. Изобразительные средства и материалы как основа арт-терапии

Изобразительная деятельность составляет основу арт-терапии как формы психологической помощи наряду с терапевтическими отношениями и использованием специалистом различных приемов фасилитации и личностно-ориентированной проработки визуального и психологического материала клиента. Помимо владения этими приемами, знание природы и свойств различных изобразительных материалов, форм и техник визуальной экспрессии и умение ими пользоваться является важнейшим профессиональным качеством арт-терапевтов, позволяющим в наибольшей мере использовать возможности арт-терапии. При недостаточности таких знаний и умений специалист будет придавать наибольшее значение «разговорной» части арт-психотерапевтического занятия, использованию различных техник, связанных с методами вербальной психотерапии и консультирования, и недооценивать живой опыт изобразительной деятельности клиента. Знание и понимание языка символических образов, характерное для представителей психодинамических школ психотерапии, а также владение проективными графическими тестами не может компенсировать дефицит художественного опыта психотерапевта, пытающегося освоить и применять арт-терапевтический подход.

Весьма показательно, что в отечественных арт-терапевтических публикациях, подготовленных психологами, педагогами, философами или врачами, вопросы материальной составляющей художественной деятельности практически не затрагиваются, а приводимые в них примеры созданных работ демонстрируют крайнюю обедненность художественной стороны арт-терапии. Доминируют рисунки, выполненные карандашами, а основной акцент при их обсуждении делается на содержании и почти не затрагивается форма. Характерное для ряда отечественных специалистов стремление использовать широкий диапазон разных форм творческого самовыражения, включая в терапевтический процесс не только изобразительные средства, но и движение и танец, ролевую игру, музыку или элементы литературного творчества, также не способствует их более глубокому чувствованию и пониманию природы и роли художественных материалов и изобразительной продукции. Возможно, давая клиентам дополнительные средства для самовыражения, такие специалисты не позволяют им получить и интегрировать более глубокий и качественный опыт художественной деятельности как одного из важнейших каналов проявления личности. Полимодальность терапии во многих случаях уводит в сторону от художественной стороны терапии или даже ее обесценивает. Поэтому необходимость обогащения отечественной теории и практики арт-терапии знанием и опытом визуальных искусств очевидна. Без этого российская арт-терапия успешно развиваться не сможет.

Развитие арт-терапии как помогающей деятельности, основанной на использовании художественной экспрессии клиентов, неразрывно связано с развитием форм и приемов изобразительного искусства в XX – начале XXI в. За этот период существенно изменялось представление о том, что такое изобразительное искусство, какие функции оно выполняет и какие средства и материалы использует. Очевидно, что пионеры арт-терапии как из числа художников, так и психоаналитиков и врачей, практиковали ее в середине XX в., опираясь на бытующие в тот период в западном обществе формы художественной практики, испытывавшей на себе мощное влияние разных направлений авангардизма. Для них, в частности, характерна экспрессивная направленность изобразительной деятельности, придание повышенного значения неограниченной творческой свободе и индивидуализму художника.

Это поддерживало в арт-терапии понимание изобразительного творчества как спонтанного, интуитивного процесса, который не должен считаться с внешними ограничениями, что вполне согласовывалось с психоаналитическим пониманием природы художественного творчества и форм его использования в психотерапии. Не случайно, пионер динамически-ориентированной арт-терапии Наумбург призывала к использованию простых для освоения и манипулирования материалов, таких как постерные краски и масляная пастель, позволявших клиентам (среди которых было немало детей с разными психиатрическими диагнозами и нарушениями в развитии) выражать себя более спонтанно. Это якобы давало большие возможности для выражения бессознательного.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие"

Книги похожие на "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Копытин

Александр Копытин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.