» » » Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья


Авторские права

Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья

Здесь можно купить и скачать "Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья
Рейтинг:
Название:
Монастыри Подмосковья
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Монастыри Подмосковья"

Описание и краткое содержание "Монастыри Подмосковья" читать бесплатно онлайн.



В книге В.Г. Глушковой «Монастыри Подмосковья» собран исторический, краеведческий и архитектурно-художественный материал о двадцати шести основных действующих монастырях Подмосковья.

История монастырей неразрывно связана с историей России. Будучи духовно-религиозными центрами, а в прошлые века и форпостами защиты Москвы от вражеских набегов, монастыри были и остаются важнейшими культурными и духовными центрами нашей Родины.

Книга предназначена для широкого круга читателей, в том числе верующих, и для всех интересующихся историей русского православия.






В Троице-Сергиевой лавре к юго-западу от Успенского собора в каменной часовне бьет святой источник преподобного Сергия Радонежского. Он был ископан Сергием и обретен в 1644 г.

Недалеко от Троице-Сергиевой лавры в селе Радонеж, где отрок Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) прожил семь лет, также бьет источник преподобного Сергия Радонежского; он находится у Преображенской церкви.


Пивная башня


Архитектурно-художественные ценности Троице-Сергиевой лавры чрезвычайно велики и разнообразны.

Собор во имя Живоначальной Троицы (1422–1423 гг.) был построен на средства великого Московского князя Василия I и его брата князя Юрия Звенигородского по заказу игумена Никона. Это первая каменная постройка на территории монастыря, небольшой белокаменный четырехстолпный одноглавый храм крестокупольного типа. Этот небольшой храм кубической формы является одним из важнейших памятников московской архитектуры первой четверти ХV в. Его стены, верх барабана и апсид украшены трехчастными резными каменными поясами. В 1425–1427 гг. храм внутри был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным «со товарищи»; от этой стенописи сохранились два небольших фрагмента. Эта древняя стенопись в 1635 г. была заменена новой, частично раскрытой в процессе реставрационных работ 1949–1954, 1982–1985 гг.

Облик храма, возведенного в первой четверти ХV в., с ХVI в. неоднократно изменялся: в 1510 г. сделали новую металлическую, впоследствии позолоченную главу, пристроили придел над гробом Никона (1548 г.) и палатку над могилой настоятеля монастыря Серапиона (1559 г.), паперть (до 1584 г.), в ХVIII – ХIХ вв. у этого собора появились четырехскатная кровля и северная паперть.

Внутреннее убранство Троицкого собора представляет огромный интерес с художественных позиций. Собор имеет уникальный высокий иконостас, в котором деисусный, праздничный и пророческие ряды написали Андрей Рублев и художники его круга. Целых 40 икон трех средних рядов принадлежат кисти Андрея Рублева, Даниила Черного, их учеников. Этот иконостас является уникальным произведением московской живописи ХV – ХVII вв. А. Рублев для этого собора лично написал храмовую икону «Троица», ныне находящуюся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, а в соборе пребывает ее замечательная копия, выполненная художником-реставратором Барановым.

Верхний, пятый ряд иконостаса был создан на вклад царя Бориса Федоровича Годунова в 1600 г.

У южной стены собора находится серебряная рака с мощами преподобного Сергия Радонежского, выполненная в 1585 г. русскими чеканщиками по заказу царя Ивана Грозного; крышка раки выполнена в 1835 г.; над ракой серебряная сень, возведенная в 1737 г. в пышных барочных формах. Именно здесь, у мощей преподобного Сергия Радонежского, русские князья скрепляли «крестным целованием» заключенные договоры и союзы. Здесь крестили московских государей – Василия III, Ивана Грозного и его сыновей.

В Никоновском приделе (1548 г., перестроен в 1623 г.), пребывают мощи преподобного Никона (скончался в 1428 г.) – ученика и преемника преподобного Сергия Радонежского, второго игумена монастыря. В Серапионовской палатке (ХVI в., 1829 г., в 1950 г. внутри расписана под «старину») – мощи святого Серапиона – архиепископа Новгородского (скончался в 1516 г.) и мощи преподобного Дионисия Радонежского (скончался в 1633 г.), а также погребен митрополит Московский и всея Руси Иоасаф (скончался в 1555 г.), под собором – крипта с захоронениями Радонежских князей.

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор, 1559–1589 гг.) был построен по повелению царя Ивана Грозного. Это величественный пятиглавый шестистолпный кирпичный храм, повторяющий в основных чертах формы Успенского собора в Московском Кремле, но немного превосходящий его в размерах. Стены, столбы, своды этого собора были великолепно расписаны в 1684 г. ярославскими и местными мастерами во главе с Дмитрием Григорьевичем Плехановым; эти росписи были частично возобновлены в ХVIII – начале ХХ в. В соборе установлен резной вызолоченный пятиярусный иконостас начала ХVIII в. в стиле «нарышкинского» барокко (со сквозными колонками, обвитыми виноградной лозой и с «Распятием» в завершении), содержащий иконы ХVI – ХХ вв. Два бронзовых паникадила ХVII в. были выполнены для этого собора мастерами Оружейной палаты.

Собор до 1780 г. имел западную крытую паперть, где был похоронен царь Борис Федорович Годунов, это третье захоронение его останков и его семьи. Позже эту паперть заменили существующим крыльцом, над гробницами возвели каменную шатровую палатку.

Под Успенским собором находится крипта с престолами во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, и святителя Иннокентия, митрополита Московского. В Успенском соборе и крипте погребены: митрополиты Московские и Коломенские Макарий (Булгаков, скончался в 1882 г.) – известный историк и богослов; Леонтий (Лебединский, скончался в 1898 г.), Макарий (Первицкий – Невский, скончался в 1926 г.), архиепископ Августин (Виноградский, скончался в 1819 г.), Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский, скончался в 1970 г.), Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков, скончался в 1990 г.).

Храм Сошествия Святого Духа (Духовская церковь, 1476–1477) – это первая кирпичная постройка в монастыре, возведенная псковскими мастерами. Перспективные порталы с килевидными завершениями и цоколь собора – белокаменные. Этот стройный, изящный, четырехстолпный одноглавый храм замечателен как пример органического сочетания в одном здании церкви с колокольней, помещенной в основании барабана (под барабаном купола – небольшая звонница). Эта кирпичная постройка с белокаменным цоколем и порталами представляет в московском зодчестве конца ХV в. уникальный пример церкви «иже под колоколы». Облик храма был частично изменен в ХVIII – середине ХIХ в. В реставрации основного объема храма в 1937–1946 гг. участвовал известный архитектор-реставратор П.Д. Барановский.

В храме сохранились росписи 1866 г., это – масляная живопись по новой штукатурке (сменившие более древнюю стенопись); росписи ХХ в. неоднократно поновлялись. В храме сохранился иконостас 1860-х гг. из розового дерева с художественными мотивами ХVII в. В Духовской церкви были погребены Максим Грек и митрополит Московский Филарет (В.М. Дроздов), канонизированные церковью.


Вид на соборы монастыря


Преподобные Кирилл и Мария Радонежские


Трапезная с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского (1686–1692 гг.) была построена по повелению царей Петра и Ивана Алексеевичей Романовых. Эта постройка выделяется среди строений лавры исключительным богатством своего декоративного убранства, белокаменной резьбой и является одним из наиболее характерных сооружений московского барокко. Поражает резьба увитых виноградной лозой белокаменных колонн, наличников и венчающих стены раковин, а также дробная многоцветная роспись стен. В интерьере под более поздней масляной живописью сохранились фрагменты стенописи 1778 г.

Это кирпичное здание с резными белокаменными деталями на подклете окружено открытой галереей на столбах. В инженерно-строительном плане эта постройка также представляет интерес. Трапезная палата является в русской архитектуре одним из ранних примеров перекрытия больших помещений без промежуточных опор.

Здесь в парадном зале также устраивали праздничные обеды и торжественные приемы, а в юго-западной части этого здания была малая трапезная для повседневного пользования.

В храме установлен пышный – в формах московского барокко – золоченый иконостас конца ХVII в., его перенесли сюда из разобранной московской церкви Николы «Большой Крест». Этот иконостас сделали белорусские резчики в 1688 г., в 1948 г. он был установлен здесь.

В храме пребывают в раке святые мощи митрополита Московского Иннокентия (И.Е. Попова – Вениаминова).

В палатке над церковью размещается церковная библиотека.

Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи над Святыми воротами (надвратный храм, 1692–1699 гг.) был создан за два строительных этапа. В 1513 г. построили главный вход в монастырь, ворота с храмом Сергия Радонежского, а затем с расширением границ монастыря они оказались внутри крепостных стен. Въездная Красная башня и ворота с храмом были разделены небольшим двориком. Существующая церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи была сооружена на месте разобранной прежней надвратной церкви на средства Г.Д. Строганова в 1693–1699 гг., тогда же частично перестроили и ворота. Храм Рождества Иоанна Предтечи над Святыми воротами – это кирпичная с белокаменным декором постройка, первоначально пятиглавая, окруженная с трех сторон галереями (в ХVIII в. площадь вокруг этой церкви преобразовали в крытую паперть, в 1809 г. разобрали четыре из пяти глав). Это двухъярусное здание является ярким образцом строгановского направления стиля московского барокко. В храме установлен нарядный иконостас в стиле позднего классицизма. Сохранившаяся масляная живопись стен датируется 1872 г. В палатке на паперти стоит красивая печь начала ХVIII в. из рельефных изразцов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Монастыри Подмосковья"

Книги похожие на "Монастыри Подмосковья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Глушкова

Вера Глушкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья"

Отзывы читателей о книге "Монастыри Подмосковья", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.