» » » Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья


Авторские права

Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья

Здесь можно купить и скачать "Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья
Рейтинг:
Название:
Монастыри Подмосковья
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Монастыри Подмосковья"

Описание и краткое содержание "Монастыри Подмосковья" читать бесплатно онлайн.



В книге В.Г. Глушковой «Монастыри Подмосковья» собран исторический, краеведческий и архитектурно-художественный материал о двадцати шести основных действующих монастырях Подмосковья.

История монастырей неразрывно связана с историей России. Будучи духовно-религиозными центрами, а в прошлые века и форпостами защиты Москвы от вражеских набегов, монастыри были и остаются важнейшими культурными и духовными центрами нашей Родины.

Книга предназначена для широкого круга читателей, в том числе верующих, и для всех интересующихся историей русского православия.






Церковь во имя святителя Фотия


События конца 1917 г. изменили жизнь монастыря, новая власть не нуждалась в православной идеологии. В 1920 г. Покровско-Васильевский монастырь закрыли, но до 1932 г. он еще действовал, правда, уже как приходской Покровско-Васильевский храм. При закрытии монастыря в 1920 г. большевики устроили суд над игуменьей Алевтиной, а монахинь обманули и обокрали. Монахини при известии о закрытии их обители забрали из нее иконы, золотую и серебряную церковную утварь. Тогда власти известили их об открытии монастыря. Монахини вернули ценности в монастырь и стали готовиться к его возрождению. После того как материальные ценности вернулись в монастырь, представители советской власти их конфисковали, а иконы сожгли или разрубили.

Советские годы привели обитель в запустение. Были разрушены монастырские стены и многие постройки, пострадал храм. В бывших келейных корпусах разместили общежитие для рабочих. В 1960-х гг. на территории монастыря находилась база городского торга и гараж автоколонны. Здание закрытого храма использовали как складское помещение для хранения стеклотары. Год от года память о монастыре затухала, никто и не мечтал о его возрождении в советский период.

Но после широкого празднования в стране 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (988 г. – принятие христианства на Руси) ситуация стала постепенно меняться к лучшему. В 1989 г. Покровско-Васильевский храм был возвращен верующим. А в 1995 г. здесь вновь был учрежден Покровско-Васильевский мужской монастырь. Со второй половины 1990-х гг. начали активно восстанавливать монастырский храм, ремонтировать и возводить новые монастырские постройки, благоустраивать территорию монастыря, создали и открыли в 1992 г. воскресную школу для детей.

Приехав в Покровско-Васильевский мужской монастырь, можно воздать молитву в двухэтажном Покровско-Васильевском храме, построенном во второй половине ХIХ в. в русско-византийском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества ХVII в. В нем, как и прежде, нижний храм посвящен Василию Исповеднику (1874 г.), а верхний – Покрову Пресвятой Богородицы (1895 г.). В верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы имеются приделы – святой мученицы Акилины и Всех Святых (1911 г.). В крипте Покровско-Васильевского храма покоятся мощи святого праведного старца – Василия Павлово-Посадского.

Хотя к началу ХХI в. в монастыре жили около 10 человек братии (8 человек в 2000 г.), работы в обители проведены и проводятся ощутимые: поднялись братские корпуса, построены келейный корпус, ограда, просфорня, богадельня, новое здание воскресной школы. В 1994 г. построили и открыли привратный храм во имя преподобного Андрея Рублева. В монастыре работают реставрационная и пошивочная мастерские, есть подсобное хозяйство, пасека; братия обрабатывает свои 2 га земли.

Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь в Орехово-Зуевском районе в г. Куровское

Место, где расположен Гуслицкий монастырь, имеет почти шестивековой молитвенный возраст (595 лет). Здесь в 1410 г., на месте, как считали, чудесного спасения киевского митрополита Фотия, он устроил обитель в честь Преображения Господня. В период правления императрицы Екатерины II эту обитель упразднили. Тогда осталась действующей только небольшая деревянная церковь, срубленная святителем Фотием. В ней хранилась чудотворная икона Нерукотворного Спаса, обретенная на месте спасения митрополита. Память о бывшем здесь ранее монастыре пресеклась.

Нынешний Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь по подмосковным меркам относительно молодой, в 2005 г. его возраст исчисляется всего 146 годами. И тем не менее он занимает особое место среди всех монастырей Подмосковья, поскольку именно он был целенаправленно создан как миссионерский центр по противостоянию старообрядческому расколу. Раскольники, или сторонники старой веры, не принявшие церковные реформы патриарха Никона во второй половине ХVII в., считались особо опасными врагами православия. Еще в 1685 г. специальным указом царевны Софьи Романовой раскол был запрещен, а его приверженцы карались смертью.


Великий князь Дмитрий Донской


Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь был создан в 1859 г. по повелению императора Александра II (1818–1881, царствовал с 1855 г.), прозванного со временем Освободителем (в 1861 г. он подписал высочайший манифест об отмене крепостного права). Александр II стал первым императором, который обеспечил подготовку и стал проводить комплекс реформ в России, некоторые из них имели элементы демократической значимости. Александр II был убежденным православным человеком, делал все от него зависящее для усиления позиций православия в России – государственной религии в его стране.

Александр II был твердо убежден, что только православная идеология, ее правила, принципы, способны обеспечить наиболее эффективную борьбу с трудностями, преодолевать недуги. Он по-своему жалел иноверцев, поскольку они не были вооружены всем арсеналом духовной православной мудрости, помогающей преодолевать невзгоды. Он был склонен думать, что полезнее не притеснять иноверцев, а приложить максимум сил для разъяснения им целительных и спасительных возможностей православия.

Александр II родился в Москве, поэтому всю жизнь проявлял особый интерес к событиям в исторической столице и ее пригородах. При этом он весьма сожалел, что именно в Москве и ее окружении сохранилось сильное влияние старообрядцев. Он не слишком обольщался возможностями единоверческой церкви, а считал более действенным создавать новые очаги православной веры в Московии.

Подмосковье, его восточная часть, в том числе и Гуслицкая волость в окрестностях Богородска (теперь г. Ногинск), выделялась большим числом сторонников старой веры. Историческая местность Гуслицы в народе именовалась «старообрядческой Палестиной». Она имела ряд физико-географических причин для этого. Гуслицы – это старинное название обширной местности в Подмосковной Мещере, занимающей около 400 кв. км и охватывающей десятки сел и деревень. Местность Гуслицы – очень древняя, она упоминается в завещаниях великих московских князей Ивана Даниловича Калиты и Дмитрия Ивановича Донского (ХIV в.). Это в большой мере заболоченная территория. (Чего стоит только одно низинное Гуслицкое болото площадью 502 га; здесь болот, в том числе торфяных, было и есть великое множество.) В прошедшие века в эти места расселения старообрядцев было трудно добраться государственным карательным отрядам, поэтому неудивительно, что именно здесь численность старообрядцев была особенно велика. Для умаления влияния старообрядцев в восточном секторе Подмосковья император Александр II и распорядился устроить здесь православный монастырь.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь был основан в селе Куровское (теперь город) у р. Нерской в месте ее слияния с притоком Бошице (Сошице). Основателем и строителем этого монастыря был игумен Парфений, создавший Николаевскую Берлюковскую пустынь 30 годами ранее в 1829 г. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов В.М., 1783–1867, с 1826 г. – митрополит, канонизирован в 1994 г.) направил в этот заселенный старообрядцами край именно иеромонаха Парфения (Агеева), сильного и опытного в духовных делах человека, чтобы выбрать два места для основания мужского и женского монастырей.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь выделялся своим строгим уставом; на его территорию женщин не пускали. Духовное устроение и развитие монастыря происходило под наблюдением митрополита Филарета, который много общался с императором Александром II и при устройстве этого монастыря учитывал желание царя о его режиме, характере духовной жизни и хозяйственной деятельности. Внимание императора Александра II и митрополита Филарета к жизни этого монастыря увеличило число желавших способствовать его благополучию. На средства жертвователей и благотворителей в монастыре были построены и украшены храмы, собрана богатая библиотека, приобретены великолепные древнерусские иконы (в собрании монастыря их было около 500). Были созданы и успешно работали монастырская больница с богадельней, постепенно стала наполняться ценностями ризница (отдельно стоящее здание). Были построены келейные корпуса, колокольня, хозяйственные постройки, монастырская ограда. Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады. Монастырское хозяйство называли образцовым.

Архитектурно-художественный облик Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря в основном сложился к концу 1880-х гг. Монастырь обнесли кирпичной стеной с башнями; в надвратной колокольне устроили церковь во имя святителя Фотия. В монастыре были три каменных храма: большой каменный (летний) Спасо-Преображенский собор с приделами святого Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца и преподобных отцов Киево-Печерских; храм Воскресения; храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», а также деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Считали, что эту деревянную церковь построил митрополит Фотий на месте явления чудотворной иконы Спасителя; позже основатель монастыря игумен Парфений перенес эту церковь со всей ее старинной утварью в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. Именно в этом храме и пребывал чтимый чудотворным образ Спаса Нерукотворного. Четыре раза в год в монастыре совершались крестные ходы, привлекавшие в него много богомольцев.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Монастыри Подмосковья"

Книги похожие на "Монастыри Подмосковья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Глушкова

Вера Глушкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья"

Отзывы читателей о книге "Монастыри Подмосковья", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.