» » » Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья


Авторские права

Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья

Здесь можно купить и скачать "Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья
Рейтинг:
Название:
Монастыри Подмосковья
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Монастыри Подмосковья"

Описание и краткое содержание "Монастыри Подмосковья" читать бесплатно онлайн.



В книге В.Г. Глушковой «Монастыри Подмосковья» собран исторический, краеведческий и архитектурно-художественный материал о двадцати шести основных действующих монастырях Подмосковья.

История монастырей неразрывно связана с историей России. Будучи духовно-религиозными центрами, а в прошлые века и форпостами защиты Москвы от вражеских набегов, монастыри были и остаются важнейшими культурными и духовными центрами нашей Родины.

Книга предназначена для широкого круга читателей, в том числе верующих, и для всех интересующихся историей русского православия.






А в Москве по-прежнему бесчинствовали поляки, хотя под ней стояли войска князя Трубецкого и атамана И. Заруцкого. Но эти войска очистить Москву от поляков своими силами не могли, они ждали ополчение из Нижнего Новгорода. Когда нижегородское ополчение подошло к Москве, положение в ней было трудное. Ситуация отягощалась и тем, что защитники Отечества не были едины, не вполне доверяли друг другу. Д.М. Пожарский и К.М. Минин мало доверяли казакам. А в это время к Москве к полякам, сидевшим в осаде в Кремле и Китай-городе, приближался на помощь с войском литовский гетман Хоткевич. Когда Хоткевич пытался проникнуть к Москве, земское ополчение храбро его встретило, но поляки были лучше вооружены, поэтому постепенно начали теснить русских. Но русское войско выручили К.М. Минин, который с конным нижегородским полком врезался в середину врагов, и казаки. Казаков поднял на это келарь Авраамий Палицын. Казаки вначале издали только наблюдали за битвой и, похоже, не собирались в ней участвовать. Тогда к казакам обратился келарь Авраамий, он смог пробудить в них патриотические чувства, и они бросились на поляков с криком «Сергий Преподобный!». Поляков отбросили от Москвы, гетман Хоткевич со своим войском совсем ушел от русской столицы.

Троицкий монастырь всегда находил средства для помощи Отечеству в тяжелые времена. Так, в 1612 г. монастырь выделил большие средства на нужды ополчения и направил отряд в 250 чел., снаряженный за его счет. Во время Отечественной войны 1812 г. Троице-Сергиева лавра пожертвовала на нужды русской армии огромные средства ассигнациями и серебром. В 1812 г. лавра чудом избежала разорения. Направлявшийся к ней французский отряд в тумане заблудился и был вынужден вернуться в Москву.

Вклад Троицкого монастыря в развитие русской культуры и искусства

Троицкий монастырь, как мы видим, был важным духовным центром Московского княжества, государства. Этот монастырь в княжеский и царский периоды по своему религиозному авторитету, земельным богатствам, политическому и культурному значению занимал первое место среди русских монастырей. Троицкий монастырь был и остается ярким очагом духовности, истинной православной культуры, науки, искусства. В давние времена в нем были сосредоточены переписка и собирание книг, иконописное дело, художественные ремесла, а в середине XV в. и летописание. В Троицком монастыре работали наиболее крупные деятели русской культуры – Епифаний Премудрый, Пахомий Лагофет, Максим Грек, Авраамий Палицын, иконописцы Андрей Рублев, Даниил Черный, резчик и ювелир Амвросий и некоторые другие прославленные мастера. Максим Грек, Епифаний Премудрый и Андрей Рублев были причислены Русской православной церковью к лику святых.

С начала XV в. в Троицком монастыре действовала мастерская по изготовлению книг. Книги переписывались, украшались заставками, золотыми и киноварными буквами, тончайшими миниатюрами. Выработался даже специальный «сергиевский» почерк книг, по которому можно узнать их происхождение. В монастыре лавры постепенно сложилась одна из древнейших библиотек, где хранились сотни редчайших рукописей. Одни книги лавра приобретала сама, другие ей дарили. Например, в XVII в. начальник Оружейной палаты боярин Богдан Хитрово пожертвовал в лавру Евангелие конца XIV – начала XV в., схожее по стилю с творчеством А. Рублева. Теперь оно хранится в Российской государственной библиотеке. Собственно сокровища отдела древних рукописей этой библиотеки в немалой доле были собраны и долгое время хранились именно в Троице-Сергиевой лавре. Именно эти драгоценные древние рукописи положили начало созданию уникальной древней библиотеки, основной фонд которой хранится теперь в Российской государственной библиотеке в Москве.

В монастыре создавались, накапливались в виде вкладов прекрасные произведения прикладного искусства. Большую ценность имели произведения культового искусства. Изделия из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней, вышивки жемчугом, произведения культовой живописи составляли немалую часть материальных богатств монастыря. Эти сокровища постоянно увеличивались, так как все великие московские и удельные князья, цари, императоры, состоятельные россияне и простые люди единодушно отдавали приоритет Троицкому монастырю, позже Троице-Сергиевой лавре. Благодаря щедрым вкладам, делавшимся на протяжении трех столетий, в ризнице Троице-Сергиева монастыря образовалась исключительная по ценности коллекция произведений иконописи древнерусских, а также византийских, южнославянских, западноевропейских мастеров, ювелирного искусства, книжного дела, шитья. Постепенно в ризнице Троицкого монастыря скопились огромные материальные и художественные ценности. Ризница Троице-Сергиева монастыря к концу XVII века превратилась в сокровищницу общенационального значения. По сути эта ризница стала одним из первых русских художественных музеев. В Троицкий монастырь жертвовали только самые эксклюзивные вещи: иконы, предметы прикладного искусства, ювелирного дела и т. п. В ризнице Троицкого монастыря оставались и хранились только уникальные предметы культового искусства. Многие из них теперь можно увидеть в экспозиции историко-художественного музея, расположенного в лавре.

Во всем мире высоко ценятся древние русские иконы. Одни получают от них целительную духовную силу, другие получают эстетическое удовольствие от созерцания прекрасных, полных спокойствия и достоинства ликов, третьи восхищаются высотой их художественного исполнения, четвертые прикидывают их огромную и постоянно увеличивающуюся материальную ценность. Среди лучших иконописцев Древней Руси первым стоит имя Андрея Рублева. Созданные им иконы имеют общемировую известность и признание. Иконы, написанные Андреем Рублевым, являются уникальным достоянием России. Хотя Андрей Рублев только в 1988 г. официально был причислен к лику русских святых, фактически на Руси с XV в. верили в его святость. С XVI в. есть и визуальные подтверждения этому.


Красногорская часовня


Так, на миниатюрах рукописей XVI в. Андрей Рублев изображается с нимбом (например, Остермановский летописец; Житие святого Сергия конца XVI в. из бывшего собрания Троице-Сергиевой лавры и др.). В середине XVI в. церковный Стоглавый Собор предписал всем живописцам писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и греческие живописцы. Знания о святости земной жизни Андрея Рублева сохранялись с XV в. в преданиях.

Андрей Рублев (1360–1430) родился в средней полосе России. Год рождения Андрея Рублева неизвестен. Условной датой его рождения, принятой в официальной современной исторической науке, считают 1360 г. У него было прозвище – Рублев, сохранившееся за ним и в монашестве. Это свидетельствует о его происхождении из высших образованных слоев русского общества (в XIV–XV вв. только они носили прозвища и фамилии). Следовательно, Андрей Рублев с детства впитывал в себя азы светской русской и православной культуры. В его художественном наследии есть мастерское изображение сложного греческого морского судна (на фреске «Земля и море отдают мертвых», Владимирский Успенский собор, 1408 г.). На основе этого можно предположить, что он был в Византии, Болгарии, где учился и расширял свое образование (в те годы многие русские посещали Константинополь, Афон, Балканские страны). Возможно и второе: его учителем мог быть грек или художник из Греции, который передал ему художественные тонкости. По одной из версий, Андрей Рублев является учеником знаменитого Феофана Грека. Действительно, в записи 1405 г. он упомянут третьим после Феофана Грека и Прохора с Городца.

Свой Богом, природой данный живописный талант Андрей Рублев оттачивал не только непосредственно в работе и учебе у больших мастеров духовной живописи, но и наблюдая и осмысливая действительность, общаясь с передовыми людьми своего времени. Скорее всего, в 1405 г. Андрей Рублев принял монашеский постриг, предположительно, в Спасо-Андрониковом монастыре. Вся жизнь А. Рублева в большей мере связана со Спасо-Андрониковым и Троице-Сергиевым монастырями. А. Рублев, видимо, был послушником у Никона Радонежского, когда работал в Троице-Сергиевом монастыре. В 1408 г. вместе с Даниилом Черным Андрей Рублев работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире. В 1422–1427 гг. также совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.


В 1430 г. Андрей Рублев скончался и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве.

Судьба ученого монаха Максима Грека (Михаил Триволис, 1470–1556) также связана с Троицким монастырем. Грек по национальности, Максим был родом из Албании. Он учился в Париже, затем – в Венеции и Флоренции. Завершив курс обучения, он пришел на гору Афон и принял монашеский постриг в Ватопедской обители. В Москву он прибыл в 1518 г. по приглашению великого князя Московского Василия III для разбора греческих книг, а также перевода еще непереведенных на славянский язык, кроме того, следовало проверить правильность имеющихся переводов и сделать исправления, если при переводах были допущены ошибки. Максим Грек начал свою работу в Чудовом монастыре Московского Кремля. В переводах греческих церковных книг на славянский язык он обнаружил большое количество ошибок, которые были допущены из-за недостаточного знания греческого языка переводчиками и небрежностей переписчиков книг. Из-за этого против Максима Грека выступила часть духовенства, утверждавшая, что он портит древние славянские книги. Со временем положение Максима Грека в России еще более осложнилось: он лишился расположения Великого князя Московского Василия III. Максим Грек был противником развода Великого князя с его первой женой Соломонией Сабуровой из-за отсутствия у нее детей, а также его брака с молодой княгиней Еленою Глинской. Максима обвинили как еретика и отлучили от церкви. В 1525 г. его заключили в темницу Симонова монастыря в Москве, а потом сослали в подмосковный Иосифо-Волоцкий монастырь, а оттуда еще дальше – в Тверской Отрочь монастырь. Более 12 лет провел Максим Грек в заточении, и только после смерти митрополита Даниила и великого князя Московского Василия III в 1541 г. его участь изменилась к лучшему. Новый митрополит Иосиф разрешил Максиму Греку посещать церковь и приобщаться к Святым Таинствам. В 1545 г. Константинопольский патриарх попросил царя Ивана Грозного отпустить Максима в монастырь на Афон. Но московский царь велел в 1551 г. перевести Максима Грека на покой в Троицкий монастырь под Москвой. В 1533 г., когда царь Иван Грозный прибыл в Троицкий монастырь на богомолье, он посетил старца Максима и долго беседовал с ним. Максим Грек ничего не просил у царя лично для себя, но говорил о необходимости помощи со стороны царя вдовам и сиротам воинов, убитых под Казанью. Потом Максим Грек просил сказать царю, что если он забудет вдов и сирот, то умрет царевич.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Монастыри Подмосковья"

Книги похожие на "Монастыри Подмосковья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Глушкова

Вера Глушкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Глушкова - Монастыри Подмосковья"

Отзывы читателей о книге "Монастыри Подмосковья", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.