» » » Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы


Авторские права

Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы

Здесь можно купить и скачать "Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы
Рейтинг:
Название:
Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы"

Описание и краткое содержание "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы" читать бесплатно онлайн.



В книге представлена краеведческая, культурологическая и социально-экономическая характеристика 10 административных округов Москвы. В издании содержится ряд неизвестных и малоизвестных фактов из истории развития столицы, представлены краткие рассказы о жизни и творчестве почти 150 неординарных москвичей. В главах об округах рассказывается об их истории, природе, экологии, экономике, архитектуре и градостроительстве, религиозных центрах, интересных личностях. Книга предназначена для широкого круга читателей, может быть использована при изучении предметов «Краеведение», «Москвоведение» в школах, колледжах, вузах, а также при изучении вузовских курсов «Регионоведение», «Экономическая и социальная география», при разработке маршрутов и проведении экскурсий по Москве, а также в депутатской практике.






Рядом с историческим зданием мечети в новом здании находится Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР), его московский муфтият. Председатель Совета муфтиев России, выдающийся мусульманский деятель современности муфтий шейх Равиль Гайнутдин (председатель президиума ДУМЦЕР), он возглавляет Московскую Соборную мечеть (Имам-хатыб Московской Соборной мечети), является президентом Исламского центра Москвы и Московсокой области.

Более древняя мечеть сохранилась в Замоскворечье, где издавна расселялись мусульмане. Это Историческая мечеть или Первая суннитская мечеть (Б. Татарская ул., 26, строение 2). Историческая мечеть построена на расширенном участке, подаренном императором Александром I (1777–1825, царствовал с 1801 г.) московским мусульманам в честь доблестного участия татар, башкир и других мусульман в войне 1812 г. Мечеть строили в 1816–1858 гг., до этого здесь на очень небольшом участке в 1720 г. была возведена деревянная мечеть. Мечеть действовала почти 80 лет (1858–1937). В 1937 г. имама оклеветали и расстреляли, мечеть закрыли, в 1967 г. сломали завершение мечети – минарет. С 1930-х гг. в здании закрытой мечети был ДОСААФ, отделение военкомата, производственное помещение металлообрабатывающего объединения «Русские узоры», типографское производство. В 1990 г. в Москворецком районе было зарегистрировано религиозное общество мусульман «Байт Аллах» («Дом Аллаха»), в 1991 г. ему вернули мечеть. Регулярные службы в мечети возобновились с 1993 г., при ней работает медресе. В Москве практика работы медресе как средних и высших исламских учебных заведений началась со второй половины XIX в. в Татарской слободе в Замоскворечье. Медресе создали в начале ХХ в. при Соборной мечети в Мещанской слободе. Московские медресе закрыли в 1927 г.; медресе вновь открыли при Соборной мечети в 1989 г., при Исторической мечети в 1993 г.

Посещая мечеть, нужно помнить, что при входе в нее положено снимать обувь и оставлять ее в особых шкафчиках-нишах; совершают обязательное ритуальное омовение, запрещается в пределах территориальных владений мечети вести фото и киносъемку без официального разрешения ее руководства. Женщинам разрешается вход на территорию мечети, обязателен головной убор. Мечеть используется для молитв, проповедей и чтения, религиозные церемонии в ней не проводятся. На религиозных церемониях и мусульманских праздниках должны присутствовать исключительно только мусульмане, строгое соблюдение установленных мусульманских правил обязательно для всех присутствующих. У мусульман главный день для молитвы и отдыха – пятница. В пятницу для совершения намаза в мечеть приходит особенно большое число мусульман.

В ЦАО находится дорогое для мусульман Москвы здание – это дом купца Шамси Асадулаева (М. Татарский пер., 8). Ш. Асадулаев, азербайджанец, был купцом 1-й гильдии, нефтепромышленником. Он купил для детей татар в Москве 4-этажное здание и устроил в нем в 1913 г. школу, открыл мусульманский культурный центр. В 1941 г. размещавшуюся здесь советскую татарскую школу закрыли, в ее здании разместили государственные учреждения. В послевоенный период в доме работали курсы машинисток и стенографисток МИДа СССР, потом – России, в середине 90-х гг. его передали в Управление делами Президента Российской Федерации. Сейчас он возрожден как Культурный центр мусульман.

В Центральном округе находятся 2 из 5 московских синагог: Хоральная синагога и Синагога хасидов на Б. Бронной. В царской Москве, в ее центральной части, размещались 2 синагоги и свыше 10 моленных домов.

На первый взгляд кажется удивительным, что в Москве, тем более в ее центральной части, было так много религиозных центров иудаизма в условиях действовавшей для евреев черты оседлости (после 1917 г. отменена). В древней Москве евреи были медиками, аптекарями, торговцами, ростовщиками. Они стремились найти общий язык с властями, с первыми лицами в государстве, быть поближе ко двору. Рост численности еврейской колонии в Москве начался с конца XIX в. – начала XX в., так как многие столетия воспрещалось постоянное пребывание евреев-иудеев в России. Только в царствование императрицы Екатерины II (1729–1796, правила с 1762) по ее распоряжению в 1764 г. первые евреи-иммигранты прибыли на постоянное местожительство в Россию, главным образом в ее южные и юго-западные владения. Постепенно сложилась черта оседлости. При желании закон о черте оседлости можно было обойти, даже не вступая в конфликт с законом. Ограничение черты оседлости не распространялось на следующие категории евреев: 1) евреев неиудейского вероисповедания; 2) на евреев купцов 1-й гильдии (т. е. наиболее состоятельных, со слугами и приказчиками); 3) евреев, окончивших высшие учебные заведения; 4) евреев – дантистов, фармацевтов, провизоров, фельдшеров, акушеров, механиков, винокуров, пивоваров, мастеров и ремесленников ряда профессий; 5) евреев – приказчиков у купцов 1-й гильдии; 6) евреев – представителей ряда других занятий. Указом императора Александра I в 1804 г. евреи получили право наравне с представителями других национальностей учиться во всех российских училищах, гимназиях, университетах; были установлены особые стипендии еврейским мальчикам, обучавшимся в светских учебных заведениях. Самые богатые колонии российских евреев сложились в Петербурге и в Москве. (При этом в городах росла численность евреев-христиан, принявших Православие хотя бы формально, и евреев-лютеран, на них никакие ограничения не распространялись, так как они иудеями не были).

Еврейское население Москвы составляло в 1846 г. – 313 чел., в 1891 г. – 35 тыс. чел. Императоры Николай I (1796–1855, царь с 1825), Александр III (1845–1894, царь с 1881) и его брат великий князь Сергей Александрович (1857–1905, с 1891 – генерал-губернатор Москвы, с 1896 г. – командующий войсками Московского военного округа) были обеспокоены быстрым ростом еврейских колоний в главных российских городах, особенно – столицах, и постепенным вытеснением ими русских в сфере торговли, финансов, промышленности. Наиболее решительно был настроен против увеличения численности евреев в Москве великий князь Сергей Александрович Романов. При нем в Москве в 1891 г. закрыли только что построенную синагогу (Хоральную), вынудили многих евреев уехать из города, часто это делали насильно (тогда из Москвы был вынужден уехать и художник И.И. Левитан (1860–1900). Распоряжения правительства, ограничившие расселение евреев в Москве, выходили в 1879 и 1892 гг. Но люди умели обходить правительственные решения, проще всего было официально принять Православие, а на деле большинство евреев оставались верными учению иудаизма. В 1897 г. в Москве осталось только 8 тысяч евреев. Евреи в царский период расселялись в Москве не равномерно. Жили они в Зарядье, в районе ул. Маросейки, причем коммерсанты, купцы, интеллигенция стремились поселиться на Мясницкой, Тверской, Сретенке, Арбате и соседних переулках. Мелкие торговцы, ремесленники, отставные солдаты и другие несостоятельные евреи жили в Лефортово, на Якиманке, Пятницкой ул. (Кто не имел право на жительство в Москве, расселялись в предместьях – в Марьиной Роще, Черкизово рядом с Преображенским, во Всехсвятском – район современной станции метро «Сокол»). Синагоги появились около ул. Маросейка, на Б. Бронной ул. (и в советский период – в Марьиной Роще, Преображенском).

Хоральная синагога (Спасоглинищевский пер., 10) является главным религиозным центром в Москве для иудеев ортодоксального (традиционного) направления. Она – одна из крупнейших в СНГ. На праздники иудеев в синагогу приходят около 5 тыс. человек, но иногда бывает и больше; в обычную службу синагога заполнена на 1/5 часть. Синагога была построена в 1891 г. (проект арх. С.С. Эйбушитца, интерьеры и достройка здания выполнены по проекту арх. Р.И. Клейна в 1906–1911), в 1892 г. ее закрыли, а руководителей выслали из Москвы, вторично открыли ее в 1906 г. Московская синагога была построена в большой мере на средства Л.С. Полякова (1842–1914; см. с. 216).

Внешне Московская хоральная синагога напоминает особняки середины – 2-й половины ХIХ в. Вход украшен фронтоном и глубокой лоджией, украшенной 8 спаренными колоннами. В интерьере сохранилась первоначальная отделка, выполненная в восточном стиле. В советский период Хоральная синагога не закрывалась. В 1989 г. религиозной общине вернули 2-этажный дом, принадлежавший ей здесь до войны. В 1990 – начале 2000-х гг. продолжилось возвращение религиозной общине ее исторической собственности – зданий, соседствующих с синагогой. В наши дни Хоральная синагога является главной в Москве, ее современные руководители уже долгое время пользуются всеобщим заслуженным уважением. Среди них главный раввин России – Адольф Соломонович Шаевич, он является главным раввином Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России. При Хоральной синагоге находится Главный раввинский суд СНГ, председатель суда – П. Гольдшмидт, он же является главным раввином Москвы. При поддержке Хоральной синагоги в столице созданы иудейские религиозные учебные заведения, работают ешивы (духовные семинарии, в том числе при Хоральной синагоге), гимназии, культурно-религиозные центры, благотворительные организации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы"

Книги похожие на "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Глушкова

Вера Глушкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы"

Отзывы читателей о книге "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.