» » » Вера Глушкова - Псковская земля. История. Монастыри. Усадьбы. Люди


Авторские права

Вера Глушкова - Псковская земля. История. Монастыри. Усадьбы. Люди

Здесь можно купить и скачать "Вера Глушкова - Псковская земля. История. Монастыри. Усадьбы. Люди" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Глушкова - Псковская земля. История. Монастыри. Усадьбы. Люди
Рейтинг:
Название:
Псковская земля. История. Монастыри. Усадьбы. Люди
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Псковская земля. История. Монастыри. Усадьбы. Люди"

Описание и краткое содержание "Псковская земля. История. Монастыри. Усадьбы. Люди" читать бесплатно онлайн.



В книге в живой и увлекательной форме рассказано о природных, духовных, рукотворных богатствах Псковской области, ее хозяйстве, культуре, искусстве, людях. Читатель узнает о наиболее интересных исторических местах и памятниках Псковщины, ее основных городах и других населенных пунктах, бывших дворянских усадьбах и их обитателях, архитектурно-художественных и культурных ценностях, а также памятниках природы. Рассказывается о религиозных центрах, прежде всего православных монастырях и храмах, православных святынях. Дается информация о пребывании святых мощей, чудотворных и чтимых икон, почитаемых источниках. Повествуется о людях, светских и церковных, жизнь которых тесно связана с Псковщиной, в том числе русских святых. В приложении дается табличная информация о целевых обращениях к иконам и святым при нуждах, болезнях, скорбях, а также о псковских монастырях. Подчеркивается большая значимость Псковской земли в истории, хозяйстве, культуре нашей страны.






Псковичи год от года укрепляли связи с Московским княжеством, участвовали в Куликовской битве (1380), что еще более укрепило их союз с Москвой. В 1510 г. Псковская вечевая республика прекратила свое существование, Псков вошел в состав Московского княжества (в период правления великого московского князя Василия III Ивановича, 1479–1533, великий князь с 1505, отец первого русского царя Ивана Грозного). Тогда сняли вечевой колокол, по приказу князя Василия III из Пскова переселили в московскую землю 300 наиболее влиятельных псковских семей, а в Псков прислали 300 московских семей.

Псков был главным оплотом Руси на северо-западе с 1116 по 1709 г. Псков вел 123 войны с внешними врагами. Но Псков был не только городом – военной крепостью, но и значимым культурным центром.


Изображение укреплений Пскова на клейме иконы XVII в.


Псковичи с давних времен поняли и осознают неординарность их города, его значительные материальные ценности, высокий настрой духовной жизни его населения. Здоровые духовно-нравственные православные основы социальной психологии подавляющей части псковичей определили их мощный патриотический настрой и редчайшее мужество в борьбе с внешними врагами, вели к победам, сохраняли свободу и борцовский настрой жителей. Объединение псковичей разных социальных групп ради достижения общих высоких целей, умение личные интересы подчинить общим интересам и первоочередная надежда именно на свои возможности, силы как правило обеспечивали им победу в кризисных ситуациях. При этом недостатки людей: корыстолюбие, зависть, неспособность реально оценивать свои и чужие способности, чрезмерная политическая доверчивость, вера в лидера со стороны – царя, наместника, другого начальствующего лица высшего ранга – в решении их местных проблем в условиях их пассивной позиции, лени, апатии и многие другие, определяли вековые нерешенные беды псковичей.

В давнем прошлом Псковская крепость считалась одной из самых мощных в Европе. Протяженность крепостных стен составляла 9 км, их усиливали 39 башен и 48 въездных ворот. За 4 линиями крепостных стен высились и сверкали на солнце купола церквей (в Пскове было около полутора сотен православных храмов), он по числу жителей занимал 3-е место после Москвы и Новгорода. Огромный псковский торг насчитывал почти 2 тысячи лавок, клетей, амбаров, навесов. В древнем Пскове процветала торговля; местные купцы успешно вели торговлю с другими русскими и европейскими городами. Псков на Руси был одним из главных центров культуры. Псковичи вели свою летопись, отличавшуюся самобытным разговорным языком и живописностью изложения исторических событий.

Особенности геополитического положения Псковщины всегда существенно влияли на её собственную жизнь и развитие всей России. В ХVI в., в том числе на Псковской земле, развертывались события Ливонской войны, происходившей в период правления царя Ивана Грозного. В Ливонской войне (1558–1583) Россия выступала против Ливонского ордена, Швеции, Польши, Великого княжества Литовского (с 1569 г. – Речи Посполитой) за выход к Балтийскому морю. В этой войне на ее первом этапе (до 1561) был разгром Ливонского ордена; на втором этапе (до 1578) русские войска вели борьбу с переменным успехом, заняли в 1577 г. ряд прибалтийских крепостей; на третьем этапе (с 1579) русские войска вели оборонительные бои (в том числе героическая оборона Пскова в 1581–1582 гг. и др.) против армии польского короля Стефана Батория и шведских войск. Она завершилась подписанием невыгодных для России Ям-Запольского и Плюсского перемирий.


Осада Пскова войсками Стефана Батория. Гравюра Б. Чорикова. 1836 г.


Иван Грозный (Иван IV Васильевич, 1530–1584, великий князь с 1633, первый русский царь с 1547) был противоречивой и сложной личностью, что определялось временем, историческими обстоятельствами. Он с конца 40-х гг. ХVI в. правил с участием Избранной рады, при нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник (1550), проведены реформы управление и суда и др., были покорены Казанское (1552) и Астраханские (1556) ханства, велась Ливонская война (1558–1583) за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1565), внутренняя политика Ивана Грозного сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян. Иван Грозный понимал необходимость сильной центральной власти, но обеспечить ее было трудно. Потомки удельных князей считали себя свободными от государственных обязанностей и единоличными правителями в своих вотчинах. Они не были заинтересованы в установлении самодержавия государя, сосредоточения в его руках единой, твердой, надежной власти, способной навести порядок в стране. Княжата и бояре активно сопротивлялись усилению центральной власти, в массе своей мешали действиям Ивана Грозного по упрочению вертикали центральной власти в стране. Иван Грозный безжалостно боролся с ними, и с позиций государственных интересов был прав. Уже к 50 гг. из-за напряженной борьбы с внутренними и внешними врагами, пьянства, разврата он превратился в дряхлого старика с трясущимися руками, с воспаленными слезящимися глазами и притупленным умом.


Псковская земля сыграла особую, исключительную роль в начатой Россией ради приобретения широкого и прочного выхода в Балтийское море Ливонской войне (1558–1583), приведшей к разгрому Ливонии и осложнительному для России вмешательству в ее дела ряда европейских государств. Не желая допустить усиления России и стремясь завладеть Прибалтикой, Литва, Швеция, Дания выступили против России. В первой половине Ливонской войны Псков был базой для развертывания военных действий русских войск в Прибалтике. В ходе Ливонской войны решающим моментом оказалась почти 6-месячная осада Пскова (1581–1582) войсками (100 тыс. воинов) одного из лучших полководцев того времени, польского короля Стефана Батория, когда враги предприняли более 200 приступов, а псковичи – более 70 боевых вылазок за стены города. Эта героическая оборона Пскова имела огромное значение для исхода Ливонской войны, для всей Русской земли. Победа псковичей над войсками С. Батория сорвала наступательные планы Речи Посполитой, показала, что многовековые воинские традиции и навыки псковичей получили новый размах и силу. Псковичи совершили патриотический подвиг, отстояв достоинство своей земли и всего Русского государства в Ливонской войне, разорившей больше всех других пограничные земли. Россия победоносно закончила войну без территориальных уступок Польше. Но России не удалось прочно овладеть Ливонией, поэтому Псков остался главным стражем Русской земли на ее западном рубеже. Ливонская война, осада Пскова привели всю Псковскую землю во главе с Псковом в состояние крайнего разорения. Только в последнем десятилетии ХVI в. удалось преодолеть наиболее тяжелые последствия Ливонской войны. К 1595 г. были возвращены захваченные шведами старые владения России у Балтийского моря, включая Ивангород.

Успешная борьба с внешними врагами порой притупляла политическое чутье псковичей в оценке событий внутренней жизни России, последствием чего была их чрезмерная политическая доверчивость и фантазия о возможностях заступничества – истинного русского царя. Вера в царя, способного улучшить их жизнь, когда они сами не в силах обеспечить это ценой напряженнейшего труда, объединения всех сил во имя борьбы за лучшее будущее, да и еще в условиях пошатнувшихся духовно-нравственных основ привела к появлению в Пскове в 1611 г. и утверждению в нем в качестве «царя Дмитрия Ивановича» – Лжедмитрия III, или «псковского вора», вора Сидорки, «царя черни Сидорки». Псковичи поверили, что «царь Димитрий Иванович» не был убит в Калуге, чудом спасся, убежал в Ивангород. К этому времени сами псковичи не видели, не знали ни рюриковича царевича Димитрия, ни Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Они забыли, что в июле 1611 г. «этот царь» (Лжедмитрий III) со своим войском двинулся к Пскову – в надежде покорить его и быть признанным; только приближение шведских войск заставило его уйти от стен Пскова. Псковичи устали от покушений на Псковскую землю иностранных недругов и даже были потенциально готовы отдаться во власть «вора», но все-таки своего, если он сможет защитить их. Псковичи сами послали в Ивангород, где пребывал «царь», гонца с вестью о готовности принять его в их городе. 4 декабря 1611 г. «царь Дмитрий Иванович» въехал в Псков, где он был признан и оглашен царем. Ни к чему хорошему это не привело. Получив власть в Пскове, Лжедмитрий III обложил население тяжелыми поборами, вершил насилие, вел распутную жизнь, поэтому к весне 1612 г. псковичи, полностью разочарованные в нем, были готовы восстать и низвергнуть его. Но Лжедмитрий III в мае 1612 г. спешно и тайно покинул Псков, однако псковичи его поймали, до июля 1612 г. держали в тюрьме, затем отправили в Москву. По дороге на обоз с «псковским вором» напал польский отряд А. Лисовского, завязался бой, один из конвоиров «вора» убил его. Псковичи в который раз вынуждены были сделать вывод, что нечего верить очередному их «спасителю», бесполезно серьезно воспринимать обещания благ от человека, которого реально не знаешь, не видел ни его дел, ни их результатов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Псковская земля. История. Монастыри. Усадьбы. Люди"

Книги похожие на "Псковская земля. История. Монастыри. Усадьбы. Люди" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Глушкова

Вера Глушкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Глушкова - Псковская земля. История. Монастыри. Усадьбы. Люди"

Отзывы читателей о книге "Псковская земля. История. Монастыри. Усадьбы. Люди", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.