» » » » Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе


Авторские права

Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе

Здесь можно купить и скачать "Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Садра»a5cd683a-31ad-11e3-bfee-002590591ea6, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе
Рейтинг:
Название:
Образование и воспитание в исламе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-906016-06-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Образование и воспитание в исламе"

Описание и краткое содержание "Образование и воспитание в исламе" читать бесплатно онлайн.



Настоящее издание представляет собой сборник лекций, прочитанных автором на конгрессе преподавателей религиозных дисциплин и в «Исламском обществе врачей». Восемнадцать лекций посвящены принципам и связанным с ними факторам мусульманского воспитания. На примерах из Корана, сунны и притч рассматриваются основные вопросы исламской этики и морали. В сопоставлении с разработками в области педагогики выдающихся философов, мыслителей, знаменитых учителей автор раскрывает основные исламские подходы к религиозному воспитанию и образованию.

Несмотря на академическую форму изложения, книга рассчитана на широкую аудиторию читателей, интересующихся историей и культурой мусульманского Востока.






а) гуманизм

Что является критерием этического действия? Некоторые люди утверждают, что нормой и мерилом этического действия является упор на гуманизм, ибо невозможно, чтобы волевые действия человека не имели стимула. Правда, в одних случаях стимулом для человека при выполнении тех или иных дел является извлечение выгоды, а в других – устранение убытка. Так или иначе, подобное дело нельзя считать этическим, ибо любое живое существо сообразно своей первичной природе инстинктивно стремится к извлечению выгоды и избавлению от убытков. Но когда действия человека, выходя за рамки собственных и индивидуальных интересов, будут направлены на извлечение выгоды для других и устранения убытков от других лиц, то эти действия обретут этическую подоплёку. Следовательно, согласно этому воззрению, всякие действия в рамках эгоизма не считаются этическими, но любые другие действия, выполняемые в гуманистических рамках, наоборот, относятся к этическим действиям.

Подобный взгляд нельзя считать безупречным, так как возможно, что гуманистические устремления и альтруизм в некоторых случаях проявляются инстинктивно и естественно, то есть по зову природы. Таким образом, их нельзя причислить к этическим действиям. Примером является материнская любовь. Можем ли мы любовь матери, которую она проявляет по отношению к своим детям благодаря силе своего естества причислять к этическим действиям? Этическое ли подобное действие или оно всё-таки естественное? Мать по отношению к своему ребёнку инстинктивно испытывает огромную любовь, и на основе этого естественного чувства желает принести ему выгоду, защищая от убытков. Она при этом проявляет даже альтруизм: лишая себя, отдаёт всё ему. К тому же, материнская любовь – это удел не только человека, она присуща и животным.


б) пожертвования

Мерилом этического действия является также альтруизм. Но следует выяснить, каковы стимулы для его проявления? Иногда человек проявляет альтруизм и ставит чужие интересы выше собственных, но при этом он желает прославиться и завоевать авторитет или совершает подобные действия, движимый националистическими и этническими предрассудками.

Часто случается и так, что отдельные лица жертвуют собой под воздействием особых патриотических или космополитических убеждений или из-за эгоистических устремлений, а также для того, чтобы их имена сохранились на страницах истории. Эта категория людей – самые настоящие эгоисты, их пожертвование несёт с собой проявление самолюбия. Поэтому нельзя считать альтруизм абсолютным мерилом этических действий.

Возвращаясь к сказанному, подчеркнём, что «всякое действие, стимулом для которого являются интересы других лиц, а не личные интересы, считается этическим действием». Однако и данная трактовка рассматриваемого понятия также не может считаться полной и окончательной.


в) сущностная красота и порочность действий

В древности говорили, что этическими являются такие дела, которые обладают сущностной красотой и, наоборот, неэтическими считаются такие дела, которым присуща сущностная порочность. Учёные того времени были убеждены, что разум человека способен отличать сущностную красоту этических от сущностной порочности неэтических действий. Например, разум каждого человека понимает, что правдивость – похвальна, величественна и красива по своей сущности, а ложь – порицаема[84].

Люди верили, что над человеческим существом могут властвовать как животные силы (например, вожделение), так и разум. Над существом сластолюбивых людей (например, чревоугодников) властвует вожделение. Над существом некоторых людей властвуют гнев и ярость или страх, сатанинские устремления и коварство. А над существом некоторых других лиц – разум. Упомянутые лица были убеждены, что разум постигает сущностные прелести и пороки действий, и утверждали, что этическим является дело, которое осуществлялось по велению разума, а этичными людьми считаются те, над существом которых господствует разум, а не гнев, ярость и страх. Страсти у подобных людей проявляются также соразмерно велениям разума. Страсти у этих людей проявляются в умеренных пределах, и лишь тогда, когда на это существует соизволение разума или вовсе не проявляются. Учёные также утверждали, что если над человеком властвуют вожделения, гнев или страх, то его действия в основном бывают неэтичными, а «животными». Таким образом, они трактовали упомянутые состояния не как этические и естественные, а как «человеческие» и «животные».

Конечно, доказать стопроцентную состоятельность подобных утверждений почти невозможно (хотя этика Сократа основывается на возможности подобного доказательства). Это касается в первую очередь вопроса об определении похвальных и порочных деяний, по которому между учёными существовало множество разногласий.


г) вдохновение совести

Другая рассматриваемая нами теория принадлежит Канту. Он убеждён, что этическим следует считать такое действие, которое является абсолютным, то есть человек совершает его бескорыстно, ради самого этого действия или в рамках выполнения обязанности, которая, на его взгляд, исходит из совести. Совесть человека возлагает на него определённую систему обязанностей, и он выполняет любое дело не из корыстных побуждений, а для того, чтобы выполнить свои обязанности. Подобные действия со стороны человека считаются этическими. При этом состояние человека напоминает положение индивида по отношению к другому индивиду, который готов исключительно к тому, чтобы выполнять возложенные на него вторым индивидом обязательства. При этом ему нет никакого дела до того, какие будут с его стороны поручения. Он беспрекословно выполняет всё, что ему поручается. Он убеждён, что всякое действие, исходящее от вдохновения совести, этично. А всякое действие, которое подвергается каким-либо вмешательствам (обуславливается какими либо ограничениями и условностями), не может быть причислено к категории этических действий. Это, пожалуй, очередное предположение.


д) приобретённая любовь к ближнему

Согласно другому воззрению, которое по своей сути близко к первому, мерилом этического действия является любовь к ближнему, но с тем условием, что подобная любовь является приобретённой, а не естественной. Существуют две формы такой любви:

1. Естественная любовь к ближнему, подобно материнской любви, а также симпатиям, основанным на этническом и семейном фанатизме.

2. Приобретённая любовь к ближнему. Такая любовь даётся человеку не по велению природы, она им приобретается.

Но это также является очередным предположением.


е) Божье довольство

Существует ещё одна теория, на основе которой вся мораль, даже религиозная, характеризуется как философская и научная. Сторонники этой теории стремятся к тому, чтобы выдвигать в качестве морали нормы, отличающиеся от религиозной веры. Они признают, что этическое действие – это такое деяние, целью и стимулом которого является Божье довольство. Конечно, в этой идейной школе вопрос об эго опровергается, то есть целью объявляется не собственная выгода и устранение от себя вреда, не принесение пользы другим людям, а довольство Господа. Они стремятся к принесению пользы другим людям только для того, чтобы заслужить довольство Бога: «Раздаём мы подаяние, взыскивая благоволения Божьего, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности»[85].

Можно сказать, что во всех этих теориях существует единый общий нюанс, а именно то, что мораль в конечном итоге предполагает выход из сферы собственного эго индивида. То есть любое дело, цель которого заключается в получении выгоды и избегании ущерба, однозначно не относится к этической категории. Но здесь речь идёт о тех действиях, которые, не предполагая собственную выгоду и ухода от ущерба, тем не менее этическими не считаются.

Теория Канта: за и против

А теперь будем специально рассуждать о теории Канта. Нами было отмечено, что, по мнению Канта, этическим является свободное от всяких ограничений и условностей действие, осуществление которого связано не с какими-либо иными целями, а именно с выполнением обязанностей. Возникает закономерный вопрос: разве возможно, чтобы человек выполнял какое-либо дело без учёта своих интересов? Некоторые лица утверждают, что подобное положение невозможно. Не допустимо, чтобы человек выбрал себе направление, не ведущее его к совершенству, не дающее ему ровным счётом ничего. Тем не менее не желающий совершенствоваться своими действиями добивается хотя бы малого своего развития, например, претворения в жизнь действия одной из сил собственной природы (даже если она изначально была направлена против его совершенства). Следовательно, утверждение о том, что при этическом действии человек никакой личной выгоды не ищет и собственных целей не ставит – неверно. Однако следует сказать, что при подобных утверждениях всё же допущена ошибка, которую необходимо исправить. Также отметим, что цель человека в любом деле заключается в извлечении выгоды (прежде всего для себя). Но всё-таки нельзя целиком согласиться с подобным мнением, так как бывает и так, что человек, выполняя какую-либо работу, выгода от которой ему заведомо не достанется, по завершении её всё равно может чувствовать некоторую удовлетворённость.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Образование и воспитание в исламе"

Книги похожие на "Образование и воспитание в исламе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Муртаза Мутаххари

Муртаза Мутаххари - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе"

Отзывы читателей о книге "Образование и воспитание в исламе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.