» » » » Александр Бондарев - Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права


Авторские права

Александр Бондарев - Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права

Здесь можно купить и скачать "Александр Бондарев - Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Бондарев - Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права
Рейтинг:
Название:
Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-94201-553-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права"

Описание и краткое содержание "Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права" читать бесплатно онлайн.



В настоящей книге юридическая ответственность и юридическая безответственность – две важнейшие общетеоретические категории – рассматриваются впервые в качестве противоположных свойств субъектов права.

Юридическая ответственность анализируется подробно как сугубо позитивная, не имеющая по своей природе ретроспективного аспекта. Она представляет собой неотъемлемую составляющую статусно-ролевой части правовой культуры субъектов права. А юридическая безответственность, как негативное свойство субъектов права, подробно анализируется в структуре их правовой антикультуры. В последней части работы дается подробный анализ современных форм, средств и методов правового воспитания свойства юридической ответственности у субъектов права.

Книга адресована преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов. Она окажется полезной и всем тем, кто заинтересован в развитии своей правовой культуры.






Наше предложение уместно еще и потому, что многие ученые, как известно, и сегодня не считают юридической ответственностью последствия невиновного причинения вреда субъектом права и именуют их мерами защиты.

Б) Исходя из проведенного анализа, юридическая ответственность, мы полагаем, может носить только позитивный характер, являясь ценным (позитивным) правовым свойством субъектов права. Она предстает перед нами своей внешней стороной как социально активное и привычное правомерное поведение субъектов права. Внутренний (психологический ее аспект) представляет собой осознанность (в настоящем либо в прошлом) субъектами социально активного и привычного правомерного поведения, установленного регулятивными нормами права, образцов должного поведения, их положительную эмоционально-чувственную оценку и волевое направление своих деяний в соответствии с данными правовыми образцами.

Антиподом юридической ответственности является юридическая безответственность субъектов права, выражающаяся вовне в неправомерном поведении (правонарушениях). Внутренний (психологический) аспект юридической безответственности субъектов права выражается в незнании либо в недостаточном осознании ими ценности правовых требований, установленных обязывающими и запрещающими нормами права, пренебрежении к ним, а то и в прямой отрицательной правовой установке и волевом направлении своего поведения в противоправное русло.

Юридическая ответственность в предложенном нами понимании не просто «сродни правовой культуре» субъектов права, как отметила М. Д. Шиндяпина. Она – весьма существенная часть их правовой культуры. Как часть правовой культуры юридическая ответственность субъектов права обеспечивает внутренний контроль за правомерностью их поведения, основанный на усвоении ими обязывающих и запрещающих правовых норм в силу осознания личностной и общественной ценности последних. В таком случае снижается потребность во внешнем контроле и правоохранительной деятельности в стране.

В современной России, которая в регулировании правового пространства постепенно переходит от тоталитарного метода к демократическому, роль юридической ответственности каждого субъекта современного российского права возрастает и требует повышенного внимания к ее целенаправленному формированию как у государства, так и у всего общества. При этом следует учитывать, что в правовой жизни общества юридическая ответственность субъектов права формируется разными путями: а) напрямую позитивно посредством применения поощрительных санкций, и косвенно – через демонстрацию модели правомерного поведения и позитивное подкрепление последнего поощрительной санкцией; б) напрямую негативно – через неотвратимое и своевременное наказание самих правонарушителей, и косвенно – через наблюдение за этими наказательными процессами, негативно подкрепляя их юридическую ответственность; в) напрямую, с помощью научно организованной системы правового воспитания всего населения.

Российскому обществу и государству следует активизировать все указанные пути формирования юридической ответственности у россиян. Во-первых, обратить особое внимание на то, чтобы значимое для общества и личности правомерное поведение субъектов права никогда не оставалось без поощрительной санкции, предусмотренной правовыми нормами. Есть потребность во всемерном развитии в современной российской системе права блока поощрительных норм. Они, как справедливо отмечают многие ученые, не менее, а порой и более действенно формируют правомерное поведение субъектов права, чем охранительные (наказательные). Например, Н. А. Гущина, автор весьма серьезного исследования, пишет: «Характер изменений, уровень развития демократии и свободы в современной России создали реальные возможности для использования позитивных стимулов в праве в целях повышения социальной активности индивида и достижения общественно полезного поведения, в целях обеспечения гарантии права на свободу. Движение общества к демократии и свободе, признание безусловного приоритета достоинства личности объективно обусловливают необходимость преобразований в правовом регулировании – повышении роли дозволений, поощрений, позволяющих удовлетворить самые разнообразные интересы и потребности, оказывая позитивными средствами стимулирующие воздействия на волю и сознание»[36]. Вместе с тем, разумеется, в современной России при таком большом количестве совершаемых правонарушений нельзя ослаблять и принудительного правового воздействия на субъектов права, совершающих данные правонарушения. Особенно важно повысить раскрываемость правонарушений, которая остается низкой в стране. Как известно, не суровость наказания удерживает от правонарушения, а его неотвратимость. Немаловажно также сформировать на научной основе систему правового воспитания россиян, отсутствующую ныне в стране. О чем подробно речь пойдет в четвертой главе работы.

Глава II

Юридическая ответственность – сущностная сторона статусно-ролевой части правовой культуры

2.1. Понятие правовой культуры

Научная разработка феномена правовой культуры в нашей стране началась сравнительно недавно, в 60—70-е гг. прошлого века, с наступлением так называемой «хрущевской оттепели». После смерти Сталина началась некоторая либерализация режима, и потребовалось совершенствование всей правовой сферы советского общества, что было невозможно без вовлечения в этот процесс миллионов граждан. На роль правовой культуры народа в демократизации всей жизни страны, пожалуй, первым в советской юридической науке обратил внимание Л. С. Галесник1. Вскоре, в те же 60-е гг., в разработку этой научной проблемы включились и другие ученые. Поэтому, когда в конце 70-х гг. мы серьезно приобщились к этому научному направлению, то обнаружили большое разнообразие в понимании культуры вообще и правовой культуры в частности учеными-юристами и философами. Кстати сказать, это многообразие существует и поныне.

На первом этапе исследования культуры наиболее распространенным был подход, фиксирующий ее предметную сторону. Культура трактовалась как совокупность материальных и духовных ценностей, [37] являющихся результатом общественно-исторической трудовой деятельности человека. Эта точка зрения была сформулирована в работах Г. Г. Карпова, А. Г. Спиркина, в философской энциклопедии и др.[38] Так, А. Г. Спиркин писал: «К культуре относится все то, что противостоит натуре, т. е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека»[39]. Для этого подхода было характерно раскрытие культуры как социального явления. Вместе с тем отнесение к культуре всего того, что противостоит природе, приводило, по мнению других ученых, к отождествлению культуры и общества.

Уточняя этот подход, Д. И. Чесноков считал необходимым провести различие между материальной культурой и материальным производством, а также разграничить ценности, входящие в культуру. «Материальное производство в целом, – писал он, – составляет определенную основу культуры… В области производства культура характеризует технический уровень производства, степень внедрения достижений науки и техники в производство, соответствие приемов и навыков работников уровню техники и научным требованиям организации труда и т. д.»[40]. К области духовной культуры он относил все достижения науки и техники, произведения литературы и искусства, общественные идеи и теории, а также степень распространения знаний среди населения, образовательный уровень народа, постановку образования. Принципиально важными для Д. И. Чеснокова были разграничение материального производства и материальной культуры как материальной основы и самой культуры, складывающейся на этой основе, а также мысль о том, что «все элементы культуры органически связаны друг с другом и развиваются в тесном взаимодействии. Все они обслуживают духовные запросы общества и отдельных людей, с одной стороны, развитие производства и быта, функционирование общественных отношений – с другой»[41]. Важно отметить, что в книге Д. И. Чеснокова проблемы культуры рассматриваются не в разделе об общественном сознании, как традиционно было принято, а в отдельной главе в качестве особой сферы общественной жизни.

Понимание культуры как совокупности ценностей было расширено и переосмыслено в рамках другого подхода, акцентированного на процесс культурной деятельности, в ходе которой вырабатываются, распределяются и потребляются культурные ценности. Этот подход был предложен В. М. Межуевым, понимавшим культуру в двух смыслах: широком и узком. Культуру в широком смысле он рассматривает «как совокупность материальных и духовных ценностей, являющихся результатом общественно-исторической трудовой деятельности человечества» (так ее трактовали Г. Г. Карпов и др.). Культуру же в узком смысле он считает духовной культурой и утверждает, что ее нельзя «свести лишь к сумме уже достигнутых результатов духовной деятельности людей, к простой совокупности духовных ценностей… Духовная культура есть производство, распределение и потребление духовных ценностей; она является единым процессом созидания и освоения всего духовного богатства общества»[42]. Аналогичное понимание культуры – как процесса человеческой деятельности причем, именно лишь духовной деятельности, – развивали в своих работах Э. А. Баллер и Н. С. Злобин[43].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права"

Книги похожие на "Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Бондарев

Александр Бондарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Бондарев - Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права"

Отзывы читателей о книге "Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.