» » » » Александр Бондарев - Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права


Авторские права

Александр Бондарев - Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права

Здесь можно купить и скачать "Александр Бондарев - Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Бондарев - Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права
Рейтинг:
Название:
Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-94201-553-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права"

Описание и краткое содержание "Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права" читать бесплатно онлайн.



В настоящей книге юридическая ответственность и юридическая безответственность – две важнейшие общетеоретические категории – рассматриваются впервые в качестве противоположных свойств субъектов права.

Юридическая ответственность анализируется подробно как сугубо позитивная, не имеющая по своей природе ретроспективного аспекта. Она представляет собой неотъемлемую составляющую статусно-ролевой части правовой культуры субъектов права. А юридическая безответственность, как негативное свойство субъектов права, подробно анализируется в структуре их правовой антикультуры. В последней части работы дается подробный анализ современных форм, средств и методов правового воспитания свойства юридической ответственности у субъектов права.

Книга адресована преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов. Она окажется полезной и всем тем, кто заинтересован в развитии своей правовой культуры.






Третий подход к пониманию культуры соотносит ее не со всей, а только с творческой деятельностью людей, как воплощением творческих сил общества. Культура рассматривается как процесс творческой деятельности людей, опредмечивающийся в определенных результатах этой деятельности[44].

Как видим, в понимании культуры как совокупности продуктов, результатов и ценностей человеческой деятельности преодолена некоторая ограниченность, связанная, с ее отвлечением от человека как субъекта культуры. В центре проблем культуры теперь оказался человек как создатель, носитель и потребитель культурных ценностей, поскольку «действительным содержанием культуры оказывается процесс постепенного развития человеческих сил и способностей, воплощающихся во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми предметной действительности»[45]. Э. В. Соколов, однако, справедливо возразил против соотнесения культуры только с творческой деятельностью людей. «Общество, – заметил он, – нуждается не только в преобразовании, но и в поддержании традиций, в сохранении памятников культуры. Любая деятельность общества – практическая и теоретическая, материальная и духовная – наряду с творческим аспектом включает в себя аспект функционирования и аспект усвоения культуры»[46].

Все три рассмотренных выше философских подхода к культуре содержат одну важную для нас общую мысль: к культуре относятся лишь положительные достижения человека и общества. Культуре противостоит антикультура, включающая в себя все факты отрицательной человеческой деятельности, препятствующие нормальному развитию человека и общества. Однако справедливости ради следует отметить, что данный, так называемый ценностный подход к пониманию культуры не всеми оценивается позитивно. В частности, пытаясь преодолеть его, Э. В. Маркарян предложил свой взгляд на культуру. Она, по его мнению, есть то, что отличает человеческую жизнедеятельность от форм биологической жизни. Если в органической природе «коллективные организмы сугубо биологического порядка» регулируются биологическими механизмами и их существование возможно лишь на основе доминирования «жесткой» наследственно передаваемой программы поведения (у термитов, пчел и т. п.) или на основе механизма условных рефлексов (у высших животных), то в обществе человеческая деятельность программируется не наследственно, а закрепленными в традициях типами поведения, которые усваиваются путем социализации. На место биологических механизмов становятся внебиологические. Система этих механизмов и средств и есть культура. «Понятие “культура”, – пишет он, – призвано отразить общественную жизнь людей с точки зрения присущего им специфического способа деятельности, охватывающего собой ту особую систему средств и механизмов, благодаря которой человеческие индивиды в процессе кооперативного существования решают вставшие перед ними многообразные проблемы»[47]. «Понятие “общество” выражает строение, а понятие “культура” – способ деятельности социального целого – социальной системы»[48].

Данный подход к культуре был подвергнут серьезной критике различными учеными в нескольких аспектах. Л. Н. Коган и Ю. Р. Вишневский возразили против трактовки общества и культуры как составных частей некоего более широкого понятия. «Общество и культура, – замечают они, – не две стороны единого целого. Культура одна из сторон, сфер общества»[49]. По их мнению, всякая культурная деятельность социальна, но не всякая социальная деятельность культурна, а лишь та, которая развивает и обогащает культуру и самого человека. А. К. Уледов также выступил против рассмотрения культуры только с функциональной точки зрения. По его мнению, культура не сводится к системе средств и механизмов деятельности людей, поскольку она охватывает также результаты их деятельности и отношения, складывающиеся в ее процессе, т. е. деятельность как таковую. В связи с этим А. К. Уледов предлагает исходить из того, что культура выражает качественную характеристику общества. Культура не структурная часть целого (сфера, область, срез и т. д.), а, скорее, определенное качественное состояние общества на каждом конкретном этапе его развития. Это сближает ее с категорией «общественный прогресс», которая выражает поступательное развитие общества. Культура раскрывает качественное состояние развивающегося общества и проявляется в способах поведения, в формах отношений, в языке, в состоянии общественного сознания, в науке, литературе, искусстве и т. д. Если сущностью прогресса является становление свободы, то культура характеризует степень свободы общества и личности, их определенное состояние[50].

Близкой к представленной выше является позиция известного философа М. С. Кагана, который также считает, что культура выражает уровень развития общества, качественную ступень в его развитии.

Как видно из изложенных представлений известных философов о культуре в целом, философская мысль не выработала единого понимания культуры. Кстати сказать, нет его в философской науке и по сей день. Его не выработала и вся современная наука в целом. Так, по мнению культуролога В. И. Полищука, в современной науке насчитывается более 400 определений понятия «культура», которые характеризуются различными подходами к данному понятию. Вслед за профессором Л. Е. Кертманом он выделяет три основных подхода: антропологический, социологический, философский. Для антропологов, например, культура – это «все, что создано веком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация» (Л. Бернард). Культура в социологическом смысле – «это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» (У. Беккет). В философском смысле культура В. И. Полищуком понимается как «содержание или способ бытия общества», а Г. Беккером – как «относительно нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации».

В отечественных исследованиях культуры на сегодняшний день можно найти все три подхода к ее пониманию: и антропологический, и социологический, и философский. Наиболее же распространенным, по мнению В. И. Полищука, «является представление о культуре как о совокупном результате деятельности человека. Некоторые авторы включают в понятие культуры и саму деятельность»[51].

Неудивительно, что и юристы как в 60—70-е гг. прошлого века, так и ныне термин «правовая культура» используют для обозначения разнообразных фрагментов правовой действительности. В одном случае под правовой культурой понимают некоторую совокупность духовных ценностей, связанных с реализацией права, считают, что правовая культура – это совокупность знаний, навыков применения, соблюдения и использования законов, а также их глубокое уважение[52]. В другом случае к правовой культуре относят более широкий набор духовных ценностей, и не только правовых. К примеру, по мнению В. М. Чхиквадзе, «правовая культура – это система определенных правовых идей, нравственных норм и других духовных ценностей, формирующих правосознание и направляющих поведение социальных групп, коллективов и отдельных личностей в соответствии с требованиями социалистического права и законности[53]». В юридической литературе мы встретились и с таким представлением о правовой культуре, которое, в сущности, отождествляет ее со всей правовой системой в целом. Так, В. И. Каминская и А. Р. Ратинов в своей весьма интересной статье «Правосознание как элемент правовой культуры», ссылаясь на отсутствие «возможности воспользоваться готовым определением правовой культуры, ибо имеющиеся в нашей литературе немногочисленные дефиниции носят по преимуществу оценочный характер, но не дают содержательной характеристики правовой культуры», предложили под правовой культурой понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. Раскрывая далее содержание данного феномена, они пишут: «На наш взгляд, в состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные компоненты: право как система норм, выражающих государственные веления; правоотношения, т. е. система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система государственных и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правосознание, т. е. система духовного отражения всей правовой действительности; правовое поведение (деятельность), как правомерное, так и противоправное»[54].

Э. В. Кузнецов, В. П. Сальников, И. В. Авсеев предложили понимать правовую культуру в широком и узком смыслах. «Правовая культура в широком смысле слова, – пишут они, – это совокупность элементов юридической надстройки в их реальном функционировании. Правовая культура в узком смысле слова – явление, выражающее собой развитость социальных качеств личности (субъекта права), характеризующих ее правосознание, уровень и характер овладения или преобразования ею своей социальной сущности, социального опыта»[55].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права"

Книги похожие на "Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Бондарев

Александр Бондарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Бондарев - Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права"

Отзывы читателей о книге "Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.