» » » Дмитрий Жуков - Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы


Авторские права

Дмитрий Жуков - Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Жуков - Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Жуков - Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы
Рейтинг:
Название:
Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
5-94201-325-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы"

Описание и краткое содержание "Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы" читать бесплатно онлайн.



Работа, предлагаемая читателю, является первой книгой на русском языке, посвященной роли гуморальных факторов в организации поведения. Автор – доктор биологических наук, доцент по специальности «Физиология» старший научный сотрудник лаборатории сравнительной генетики поведения Института физиологии им. И. П. Павлова РАН Д. А. Жуков – пользуется заслуженной известностью как специалист по проблемам поведения и физиологии при стрессе, в частности – по генетическим основам стрессореактивности. Он является автором более 80 научных работ в этой области, в том числе монографии «Психогенетика стресса» (1997).

В настоящем издании рассмотрены взаимные связи психики и поведения, а также связи психики с другими функциями организма, основные психологические типы, половые различия, структура поведенческого акта, принципы гуморальной регуляции и функции основных гормонов. Значительное внимание в работе уделяется стрессу и его следствию – депрессии, роли гормонов и обоняния в социальном поведении, а также ритмам жизнедеятельности.

В отличие от аналогичных англоязычных учебников, в данной книге акцент сделан на поведении человека. При этом основное внимание уделено роли гормонов в организации не полового, а адаптивного поведения.

Учебник написан в стиле, доступном для людей, не имеющих специальных биологических знаний, и предназначен, в первую очередь, для студентов небиологических специальностей: психологов, социологов, философов, педагогов, менеджеров, но также будет полезен и биологам.






Мотивированная лидерством любовь – это любовь родителя к ребенку и, конечно, любовь хозяина к своей собаке. Собака – ни в коем случае не друг человека, она – верный раб, преданный слуга. Именно в таком качестве ее ценит и любит хозяин. Если собака не вздрагивает от нетерпения в ожидании команды хозяина, если она не впадает в тоску, когда хозяин подолгу с ней не разговаривает, то такая собака человеку не нужна. Разумеется, речь идет не о служебных собаках, а о, так называемых, «диванно-сторожевых». Люди, любящие собак, имеют, как правило, выраженную потребность в лидерстве, которую не могут удовлетворить в отношениях в других социальных структурах (см. раздел 7.1). Те же, кто любит кошек, либо не имеют выраженной потребности в лидерстве, либо реализуют ее в других сообществах. Этим объясняется хорошо известная закономерность большей симпатии женщин к кошкам, а мужчин – к собакам.

Собака, в свою очередь, любит хозяина как вожака, так как она – стайное животное. В этой любви очевидно удовлетворение потребности в следовании за лидером. Преимущества особи, которая ориентируется в своем поведении на лидера, заключается в том, что она избавлена от бремени принятия решений, выбора или выработки программы поведения и, наконец, от ответственности за принятые решения и совершенные действия. Следующий диалог иллюстрирует эти преимущества:

– А чем вы объясняете свое поведение, когда, например, делаете перекличку?

– Приказанием моего ближайшего начальника, – ответил Меченый. – Клянусь святым Эгидием, чем же еще прикажете мне руководствоваться?

(Вальтер Скотт. Квентин Дорвард)

Хотя этот разговор происходил в XV веке, и в современном обществе многие стремятся найти начальника и, естественно, полюбить его.

У человека существует потребность не только добровольно ориентировать свое поведение на другого человека, но и подчиняться ему. В биографии императора Отона (XVII) Плутарх пишет, что после гибели Отона в гражданской войне несколько человек покончили с собой, хотя «сколько было известно, никаких особых милостей от умершего не получали, а, с другой стороны, особого гнева победителя не страшились. Но, по-видимому, никто из тиранов и царей во все времена не был одержим такой исступленною страстью властвовать, как исступленно желали эти люди повиноваться Отону. Даже после его смерти не покинуло их это желание, но осталось неколебимо».

А Сомерсет Моэм в «Острие бритвы» так описывает потребность в подчинении: «Самопожертвование – страсть настолько всепоглощающая, что по сравнению с ней даже голод и вожделение – безделка. Она мчит своего раба к погибели в час наивысшего утверждения его личности. Предмет страсти не имеет значения: может быть, за него стоит отдать жизнь, а может быть, нет. Эта страсть пьянит сильнее любого вина, потрясает сильнее любой любви, затягивает сильнее любого порока. Жертвуя собой, человек становится выше бога, ибо как может бог, бесконечный и всемогущий, пожертвовать собой?»

В любви между мужчиной и женщиной потребность в подчинении может проявляться в мазохизме, а в несвязанной с любовью активности – в виктимности, хорошо известном в криминологии стремлении человека оказаться жертвой преступления. Несомненно, что в структуре поведения мучеников за веру, идею и т. п. выражена потребность в подчинении.

Потребность в аффилиативных отношениях – одна из социальных. Непосредственные физические контакты – объятия, похлопывания, поглаживания и т. д. – присутствуют в отношениях близких людей, необязательно супругов. Аналогичное поведение мы можем наблюдать у многих животных – так называемое «скучивание» и взаимная «чистка» (см. разделы 4.4.3 и 7.3.2).

Конечно же, в любви удовлетворяется потребность человека в эмоциях. Особо следует подчеркнуть, что речь идет не только о положительных эмоциях, сигнализирующих организму о благополучии. В пьесе Евгения Шварца «Повесть о молодых супругах» (действие 2, картина 3) есть такой монолог: «Я люблю мужа. Уж куда больше любить! Но душа просит… сама не знаю чего. Хоть погоревать во всю силу. И тут своя красота есть. Мы с Мишей, конечно, ссоримся, без этого нельзя. Но как-то по-домашнему. Эх! Люблю тоску!»

Потребность в эмоциях может быть удовлетворена самыми разными способами, но любовь – наиболее приятный из них.

Наконец, в любви удовлетворяется основная социальная потребность – в социальной самоидентификации. Ранние браки, как правило, мотивированы именно этим. Создавая социальную группу, в иерархии которой он занимает, по крайней мере, второе место, человек выходит из-под прессинга партнеров по другим сообществам (родителей, коллег и т. п.).

Неудачные развязки любовных отношений вызваны несоответствием потребностей двух людей. Например, древнегреческий историк Геродот в “Истории” (I, 7–12) рассказывает, что царь Кандавл предложил своему министру подсмотреть, как его жена будет раздеваться перед сном. Причем Геродот отмечает: «Этот Кандавл был очень влюблен в свою жену». Таким образом, потребность в доминировании называется в данном случае влюбленностью. Однако у жены Кандавла не было адекватной потребности в подчинении, и она приказала, чтобы министр либо убил царя, либо покончил с собой.

В любви человек удовлетворяет не «половую потребность», а целый ряд потребностей, набор которых индивидуален для каждого человека.

Итак, на примере любовных отношений мы показали, что целостное поведение человека редко определяется какой-либо одной потребностью. Как правило, в каждом из сложных поведенческих актов происходит одновременное удовлетворение нескольких потребностей (рис. 2–7). Очень важно то, что наборы постоянно присутствующих потребностей для всех людей разные.


Рис. 2–7. Антонис ван Дейк. Тициан и его любовница. Можно предположить, что чувство Тициана к своей любовнице основано на удовлетворении сразу нескольких потребностей – и гедонистической, и социальных


2.3. Поведенческий акт

Любое сложное поведение может быть представлено как последовательность поведенческих актов. Схема поведенческого акта приведена на рис. 2–8. Она совершенно одинакова для животных и человека.


Рис. 2–8. Схема поведенческого акта (пояснения – в тексте)


2.3.1. Потребности

Потребности – основа всякого поведения. Они возникают:

в ответ на изменения во внешней или внутренней среде – утоление голода, избегание опасности;

в результате накопления внутренней энергии определенной потребности.

Второй механизм возникновения потребностей, предложенный представителями этологии, критикуют как физиологи, так и бихевиористы. Обе эти школы считают, что поведение полностью рефлекторно, т. е. всегда является реакцией на некий стимул. Однако многие формы поведения нельзя объяснить рефлекторной теорией. Например, периодически возникающая потребность общения с себе подобными возникает без внешней стимуляции. Внутренний стимул для такого поведения, который можно было бы назвать «гормоном общения», также неизвестен. Многие периодические процессы идут в организме, подчиняясь собственному внутреннему ритму, независимо от внешних воздействий типа смены дня и ночи. В последнее время появились данные о физиологических механизмах нерефлекторного формирования потребностей.[30]

Цель поведения – удовлетворение потребности.

2.3.2. Мотивация

На основе потребности формируется мотивация. Вообще говоря, понятие мотивации очень сложно, ему посвящены многие обзоры и монографии. В самом первом приближении, мотивация, согласно определению П. В. Симонова – это механизм активации памяти о способах удовлетворения потребности.

Мотивация – это механизм активации памяти о способах удовлетворения потребности.

В этом механизме можно выделить несколько уровней. Общая эффективность его работы зависит от уровня тревоги. Уровнем тревоги определяется, нужно ли вообще что-то предпринимать? Если нужно, то насколько срочным является удовлетворение текущей потребности, какое количество времени и энергии следует затратить, какова допустимая степень риска при предстоящем поведенческом акте. Искусственные манипуляции со степенью тревоги путем применения противотревожных препаратов и веществ, повышающих тревогу, показали, что степень мотивации прямо отражается на уровне тревоги. Таким образом, степень тревоги, которую можно измерить по количественным параметрам поведения и физиологических процессов, является показателем силы мотивации. Степень тревоги в определенной ситуации (ситуативная тревога) колеблется вокруг определенного значения, постоянного для каждого индивидуума. Этот среднестатистический уровень тревоги, демонстрируемый данным организмом в большинстве ситуаций, называется личностной тревогой или тревожностью.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы"

Книги похожие на "Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Жуков

Дмитрий Жуков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Жуков - Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы"

Отзывы читателей о книге "Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.