» » » » Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина


Авторские права

Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина

Здесь можно купить и скачать "Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство Литагент «Остеон»74fca568-0472-11e5-9ef7-002590591dd6. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Русская народно-бытовая медицина
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская народно-бытовая медицина"

Описание и краткое содержание "Русская народно-бытовая медицина" читать бесплатно онлайн.



Читателю выпадает редкая возможность ознакомиться с редчайшей книгой, посвященной народной медицине, написанной не с мистических или суеверных позиций, не с позиций доморощенного знахаря, целителя или сочинителя, но с позиций просвещенного человека, дипломированного врача, сознающего всю сложность этого вопроса и всю необходимость русского человека обращаться к знахарям и целителям. Для широкого круга читателей.






Глава III. Научная медицина

Старая и новая Русь. – Земские врачи и отношение к ним народа. – Скептики в медицине. – Отношение к больницам и операциям. – Частная медицинская помощь в деревне Старая и новая Русь

До cих пор была пред нами старая Русь или остатки той отдаленной Руси, когда на ней существовали еще кудесники и волхвы, колдуны и вещие люди.

Распространение христианства не разрушило вполне языческого мировоззрения народа, а во многом сохранило его, сообщив ему только христианскую сущность и удержав многие языческие черты. Отчего бы не зависело подобное явление, перед нами тот несомненный факт, что мировоззрение народа, поскольку оно выразилось в представлении его о сущности болезней и тех способах врачевания их, которые мы только что рассмотрели и которые нам еще предстоит рассмотреть, во многих своих чертах является языческо-христианским.

Это определение «языческий», с нашей точки зрения, обнимает собою не только прямые следы язычества, так, как они обнаружились пред нами в предшествовавших главах, но заключают в себе, также и многочисленный класс суеверий: несомненно, что эта вера в порчу, напуск, глаз и пр. и многочисленные суеверные приемы знахарей, при лечении различных болезней, сложились на Руси еще в дохристианскую эпоху, подобно тому, как вера в домовых и леших создалась задолго до того, как наш народ узнал о дьяволе из христианского вероучения. Но большинство деталей и сущность рассматриваемого мировоззрения являются бесспорно христианскими, и этот последний элемент является доминирующим не только над элементом языческим, но он почти всецело подавляет собою и факты опыта, и наблюдения, всегда примитивного и по своему происхождению восходящего также к самым отдаленным временам.

В той реальной области, к которой относится это мировоззрение, в области болезней и здоровья, подобное явление, бесспорно, должно казаться удивительным, но оно в значительной мере объясняется тем высоким нравственным влиянием и могущественным авторитетом, который приобрели и которым пользовались первоначальные просветители Русской земли в самых разнообразных сторонах и проявлениях государственной и народной жизни, а также тем обстоятельством, что они, будучи учителями народа, были в то же время и его врачами, и целителями. Христианские миссионеры-подвижники, по необходимости, из религиозных побуждений или ради привлечения к новой религии народа, берут в свои руки дело врачевания и имена многих из них сохраняются историй и народной памятью, как необыкновенно искусных и славных народных врачевателей: преп. Антония, свв. Дамиана, Олимпия, Агапита печерских, Пимена Постника и др. Таким образом, древние русские монастыри являются не только центрами религиозной жизни и очагами просвещения, но получают и врачебное значение. Переяславский архиепископ Ефрем приказывает, в 1091 г… строить при монастырях больницы для приходящих больных, и в «Кормчей книге», помимо встречающегося названия– «монастыреве-больницы», прямо упоминается в числе церковных людей «лечец».

Черпая свои познания но преимуществу из греческой медицины, врачи-монахи являются авторами многочисленных рукописных травников, лечебников, зелейников, которые потом во множестве списков распространяются в народе и, кроме народных русских, содержат описание средств, имеющих большое сходство с древней греческой, арабской и римской медициной[88].

В некоторых из этих лечебников, помимо буквального перевода, сохраняются даже греческие названия многих врачебных средств и заключаются предисловия духовного или богословского содержания, что делает несомненным византийский источник происхождения этих медицинских сочинений и принадлежность их авторов к лицам духовного сословия[89].

В XIII–XV вв. под влиянием усобиц князей, татарского разорения и совершившегося падения Византии, гаснет и заглушается начавшаяся образованность, почти прерываются сношения с иностранным миром и медицинские познания, заимствованные от греков, вытесняются суевериями и предрассудками. Начало новой образованности кладется только Петром Великим, но эта образованность не проникает в народ и появляющиеся вскоре врачи служат или только интересам высших сословий или удовлетворяют целям чисто государственным. Такой-то Русь оставалась почти до самого последнего времени.

Теперь перед нами новая Русь, начало которой положили реформы Императора Александра II.

Через институт земских врачей, вызванный к жизни этими реформами, должны были начать вливаться в народную жизнь совершенно новые начала науки, выработанные чуждой этой жизни культурой и не имеющие ничего общего с существовавшим доселе мировоззрением. Земские врачи выступили на исполнение этой миссии при полной неподготовленности народа, к восприятию этих новых начал и при таких условиях должны были не только лечить народ, приохотить его к медицине, но и насаждать рациональные понятия о самом происхождении болезней.

Земская медицина когда-нибудь дождется своего историка, который развернет любопытные страницы внутренней борьбы этих двух во многом совершенно несходных и противоположных миров – мира воззрений, на которых до сих пор покоилась народная медицина, и начала, на которых зиждется медицина научная.

При всем их несходств, между ними было только одно небольшое общее и только одна точка соприкосновения – это существование и в медицине народной ряда некоторых рациональных средств, в виде, главным образом, трав. Но и самые травы народ употреблял не в силу тех или других их физиологических свойств, напр., потогонного, мочегонного или слабительного действия, а потому, что наделял их специфическими чудесными свойствами против данной болезни и верил в дававшего эти травы знахаря.

В нашу задачу не входит изображение хода этой борьбы и того духовного процесса, которым совершился и совершается переход отвлеченного мировоззрения народа к реальному признанию значения современной научной медицины: мы имеем в виду только рассмотреть вопрос– как относится народ к земской медицине в настоящий момент и какую степень влияния она оказала на него?

Перед земскими врачами, когда они выступали на поприще новой и неизвестной до сих пор на Руси деятельности, было два пути: или, не задаваясь никакими побочными целями, просто начать лечить народ, или, и то же время, стараться изменять мировоззрение народа, приближать его к усвоению начал научной медицины. Неизвестно, как поступили бы земские врачи и какое направление приняла земская медицина, если бы сама жизнь не указала, как поступить в данном случае. Редкость врачебных пунктов на первых порах, громадность расстояний и масса больных, с которыми, с самого же начала, пришлось иметь дело земским врачам и которая явилась результатом полной беспомощности народа в медицинском отношении, сразу определили направление их деятельности, лишив ее предвзятых стремлений и значения педагогической миссии. Избрав этот второй путь и оставив в стороне исполнение непосильной, для них задачи– изменение мировоззрения народа, земские врачи избрали путь вполне научный, своей деятельностью как бы сказав народу: «нам нет дела до того, как ты думаешь и веришь, но, вот, перед тобою факты», и предъявили ему такое количество этих фактов, что не признать и не считаться с ними народ был не в состоянии.

А факты были для него иногда поразительные. Врачи давали больному хинин, который в несколько дней излечивал его от лихорадки, салициловый натр, который оказывал разительное действие при ревматизме, иодистый калий и ртуть, которые так магически действовали при сифилисе, narcotica, которые быстро и верно унимали разного рода боли и пр. Не менее, если не более, поразительной для народа была деятельность врачей в области хирургии, начиная с простых разрезов при гнойных воспалениях, удаления камней из мочевого пузыря, вырезывания больших опухолей из полости живота и кончая глазными операциями, возвращавшими слепым зрение.

Земские врачи и отношение к ним народа

Все эти и подобные им факты впервые предстали пред сознанием народа со времени введения земской медицины, так как до нее они могли существовать и быть известными народу лишь в виде крайне редких исключений. И хотя с первых же пор существования земской медицины жизнь выдвинула целый ряд неблагоприятных условий, тормозивших ее развитие и содействовавших скептическому отношению к ней, последняя мало-помалу входит в сознание народа и уже приобрела среди него значительное число безусловно верных и стойких адептов. С внешней стороны успех и признание земской медицины рельефно выразились ежегодно увеличивающимся количеством врачебных пунктов и цифрой обращающихся к земским врачам больных[90].

Сообщения наших сотрудников, касающиеся рассматриваемого вопроса и относящиеся к той части населения, среди которого успело выработаться безусловное и крепкое доверие к медицине, в разных словах и выражениях, говорят об одном и том же: крестьяне начинают сознавать значение и необходимость медицины, с каждым годом оказывают врачам все больше и больше доверия и с охотой идут за помощью в больницы и врачебные пункты. По совету врачей, они охотно ложатся в больницы, находя, что там и уход лучше и лечение идет правильнее, а «харчи и чистота такие, – говорят некоторые мужики, – что не хошь, да поправишься». Не говоря о молодом, грамотном поколении, в больницы и к врачам одинаково охотно идут и женщины, и мужчины, как при тяжелых, так и при легких заболеваниях, в некоторых же случаях, напр., при заболевании тифом, скарлатиной и дифтеритом, не прибегая ни к какой другой помощи, немедленно обращаются к врачу. Иногда это отношение определяется высоким коэффициентом, который не всегда приложим и к образованным классам, и характеризуется выражением «чрезвычайного доверия к медицине». Крестьяне доверчиво открывают врачам свои интимные и семейные тайны, не стесняются прибегать к ним в щекотливых случаях, касающихся первой брачной ночи, охотно прибегают к хирургической помощи и иногда, решаясь на серьезную и тяжелую операцию, всецело отдаются на волю врача, говоря – «ты лучше знаешь».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская народно-бытовая медицина"

Книги похожие на "Русская народно-бытовая медицина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Попов

Г. Попов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина"

Отзывы читателей о книге "Русская народно-бытовая медицина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.