» » » » Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина


Авторские права

Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина

Здесь можно купить и скачать "Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство Литагент «Остеон»74fca568-0472-11e5-9ef7-002590591dd6. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Русская народно-бытовая медицина
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская народно-бытовая медицина"

Описание и краткое содержание "Русская народно-бытовая медицина" читать бесплатно онлайн.



Читателю выпадает редкая возможность ознакомиться с редчайшей книгой, посвященной народной медицине, написанной не с мистических или суеверных позиций, не с позиций доморощенного знахаря, целителя или сочинителя, но с позиций просвещенного человека, дипломированного врача, сознающего всю сложность этого вопроса и всю необходимость русского человека обращаться к знахарям и целителям. Для широкого круга читателей.






В нашу задачу не входит очерчивать вполне длительность земско-врачебного персонала и роль земских врачей: деятельность их признана и известна, насчет нее существует множество печатных источников и материалов, рассеянных в земских отчетах, в специальной и общей прессе и пр., и потому мы намечаем только общие штрихи их деятельности и их положительного влияния на народ. Мы имеем в виду исследование явлений, относительно меньше известных, ускользающих от обычных способов наблюдения жизни и быта деревни, не исчерпанных в печати и известных только лицам, близко соприкасающимся с духовной сущностью и жизнью крестьянина. Поэтому мы, оставив рассмотрение вопроса о безусловном признании медицины народом и благоприятном отношении его к врачам, перейдем к другим видам этих отношений, как они вырисовываются нашими сообщениями.

Следующий ряд сообщений касается тех случаев, когда крестьяне при легких заболеваниях перемогаются, «отлеживаются», или, напротив, «расхаживаются», терпеливо ждут облегают болезни, пользуются домашними средствами, иногда прибегают и к услугам знахарей, но при серьезных и тяжелых заболеваниях, большей частью тогда, «когда болезнь разыграется», принимает упорный характер, грозит опасностью жизни больного или причиняет сильный физические страдания, обращаются к доктору[94]. «И так пройдёт», – обыкновенно надеется на первых порах заболевания крестьянина – «Ей покорись только, – рассуждает он о болезни, – живо с ног сшибёт». – «На живот (на жизнь), – думает он, – так и сам выстоишь (поправишься), а на смерть, так не спасут никакие доктора». Относясь к заболеваниям таким образом. крестьяне нередко простые и легкие случаи превращают в серьезные. Обрубит или порежет крестьянин руку или ногу, полечится сначала своими средствами, и потом уже, когда нога распухнет, а в других случаях образуется и гангрена, идёт к доктору. Попадеи в палец иголка, прежде чем идти к врачу, он поковыряет, попробует прежде вытащить иголку сам или предоставит попытаться сделать это другим и доводит дело до воспаления. Во всех таких случаях, когда благоприятный момент лечения пропущен и оно становится более трудным, затягивается или оканчивается смертью, в конце концов обвиняют врача или фельдшера, что те плохо лечат, не стоит-де к ним обращаться: вот, как бы не лечился по докторам, может, и был бы жив» (Сольвычегодск. у. Волог. г., Спасск. у. Казанск. г.).

Часто крестьяне обращаются к врачам лишь по настоянию и убеждению образованных людей.

Вот как описывает ход дела в таких случаях один из наших сотрудников, которому часто приходится давать советы мужикам в указанном направлении.

«При тяжких заболеваниях испробуют сначала домашние средства, напоят больного мятой, навалять на печку и укроют шубами пли в пару натрут редькой; обратятся также к знахарю и выполнят его нелепые предписания, и уже если и это не поможет, пойдут за советом к соседнему помещику, священнику, учителю и лишь в крайнем случай, по большей части, по настоятельному совету кого-нибудь из упомянутых лиц, повезут больного в земскую больницу. Когда ко мне обращаются за советом, при более или менее серьезном заболевании, я всегда стараюсь домашним сильно увеличить опасность болезни и этой хитростью заставляю крестьян иногда прибегнуть к медицинской помощи, хотя эта хитрость далеко не каждый раз удается. Обыкновенно крестьянин соглашается, что помощь врача нужна больному и что больного необходимо свезти в больницу, но тут же представить и свои соображения против этого: лошаденка-то, вишь, пахать или ехать куда нужна, да и как его свезешь, этакого? чего, Боже сохрани, умрет дорогой, – куда с ним денешься? да и дело наше крестьянское, ехать-то некому, работать надоть и т. д. Разобьешь его доводы – и с этим согласится, но в больницу все-таки не поедет» (Власов. Черепов, у. Новго-родск. г.).

Причинами такого отношения крестьян к легким заболева-ниям или таким, который они считают легкими, наичаще выставляется пассивность крестьянина в болезни, надежда на Бога и всего чаще, отдаленность врачебных пунктов. В этих последних случаях, особенно летом, в страдную пору, когда нужны рабочие руки и лошади, и когда «дюже начетисто ездить к доктору, нередко и серьезный больной остается без медицинской помощи и терпеливо ждет смерти.

Замечательно, что в других местах наблюдается совершенно обратное явление: народ охотнее обращается к врачу при легких заболеваниях – в случаях порезов, ушибов, зубной боли, чесотки и пр. (Шуйск. у. Владим. г.). Стоит фельдшеру приехать в какую-нибудь деревню, сообщают нам из Вельского у. (Вологодск. г.), как чуть ли не половина обитателей ее объявляет себя больной. У фельдшера выпрашивают себе лекарств от всевозможных болезней, в большинстве случаев незначительных.

Обращаются в таких случаях иногда не одни больные, но и совершенно здоровые, желая предупредить болезнь. – «Ты даешь хорошее лекарство от живота, дай и мне, как бы у меня не заболел», – просит лекарства одна баба. – «Наши сядут за стол, только подавай, а я и каши не хочу, а молоко в одну руку (без хлеба) хлебаю, – сомневается относительно своего здоровья другая. – «Я хоть сколько попью чаю, а на двор мало хожу, уж не захворать ли я хочу?» – тревожится третья и тоже просить лекарства.

Всё такие сообщения касаются почти исключительно тех случаев, когда кто-либо из представителей медицинского персонала является в деревню или же тех местностей, который близки к врачебным пунктам.

Это обстоятельство, свидетельствуя о любви нашего народа полечиться и до известной степени даже заботливом отношении его к своему здоровью, как будто, говорит за то, что одна из главных причин, почему он, помимо врачебной помощи, прибегает к другим, напр., знахарским средствам лечения, находится в зависимости от редкости и отдаленности врачебных пунктов; по крайней мере, этот мотив звучит в наших сообщениях очень нередко и косвенно указывает, что среди условий, препятствующих развитию земской медицины, есть много таких, которые лежат совершенно вне духовной сферы народа. Имея знахаря всегда под рукой и обращаясь часто к нему, мужик подчас сам очень разумно смотрит на такой вид помощи и на вопрос врача – был ли у знахаря, откровенно отвечает, что же греха таить? был, чтобы и своих ноге не сбивать, да и твоей головы не убивать» (Карачевск. у. Орловск. г.).

Вот почему большинство крестьян обыкновенно посещает врачебные земские пункты только кстати, между делом, когда бы-вает в месте жительства врача или фельдшера по каким-либо хозяйственным, торговым или другим делам, когда приезжает на базар что-либо продать или купить, по какому-нибудь делу в волостное правление, к следователю, становому или другому начальству, – нарочно же за медицинскою помощью мужик пойдёт только в редких и исключительных случаях, да и то лишь при условии, если поездка его не отразится невыгодно на полевых работах и хозяйстве. Самый обычный ответ на вопрос со стороны медицинского персонала, почему болезнь так запущена и почему он раньше не обратился за советом и лекарством? это – «было недосуг придти» или «лошади были в работе» (Васильсурск. у. Нижегородск. г.).[95]

Скептики в медицине

Среди сообщений имеется немало таких, который рисуют скептическое отношение народа к медицине и те поводы, которые находят деревенские скептики для такого отношения.

В некоторых случаях играет роль своеобразная философия мужика.

«– Это пошавка (повальная болезнь) такая зашла, – резони-рует он, – Божье попущение… дохтуръ – не Бог, ее не изнимет. Время придет, если на живое, очунеетъ».

«– Послушай, видь докторов-то учат всем болезням. Пускай будет это пошавка по-твоему, но не от Божьего же она попущения? Один заболеет, а от него другой и так вся семья, затем и в другую избу. Это от плохого воздуха и от тесноты вашей: отчего же не обратиться к доктору?».

«– Не то ты балакаешь. Если же не Божеское на то попуще-нле, то подшут какой-либо. Дед в этом скорее помощь окажет: подшут снимет, или водицы наговорной даст. А дохтур што? палец посекёшь, «перхуй» (кашель) схватишь, если запорище какое выйдетъ, ну, знамо дело, облегченье даст, к тому ён и учён, а штоб того… пошавку уничтожить – ни в жисть», – стоит такой резонёр на своём (Орловск. г. и у.).

«– Всё это неправда, – говорят про медицину другие скептики: – кому умереть, такт, и доктор не поможет, а кому живому да здоровому быть, так. и без доктора оздоровит» (Болх. у. Орловск. г.).

Верный своему мировоззрению, мужик часто бывает уварен, что некоторые из болезней доктора лечить совсем не в состоянии.

По мнению многих новгородских, вологодских, пензенских и др. крестьян, они не могут, напр., лечить от притки, подшута, дурного глаза, озыка, порчи, нервных и душевных болезней и эпилепсии[96]. По мнению немалого числа орловских крестьян, некомпетентность врачей простирается и на некоторые другие болезни: поясничную ломоту, круги, бородавки, рожу, волосатик, кашель-полуночник, младенческое, криксу, зубищи и пр. Уверенность костромичей (Солигалич. у.) в бессилии врачей что-либо поделать с такими болезнями настолько велика, что они категорически решают: – «если уж знахарь не вылечит, то никакому доктору в свете не сделать этого». – «Што дохтора понимают? – пренебрежительно отзываются о них другие – они только народ православный морочат да, людей на тот свет переправляют» (Пензенск. г. и у.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская народно-бытовая медицина"

Книги похожие на "Русская народно-бытовая медицина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Попов

Г. Попов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина"

Отзывы читателей о книге "Русская народно-бытовая медицина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.