» » » » Людмила Смирнова - Уголовно-правовое регулирование задержания лица, совершившего преступление


Авторские права

Людмила Смирнова - Уголовно-правовое регулирование задержания лица, совершившего преступление

Здесь можно купить и скачать "Людмила Смирнова - Уголовно-правовое регулирование задержания лица, совершившего преступление" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Смирнова - Уголовно-правовое регулирование задержания лица, совершившего преступление
Рейтинг:
Название:
Уголовно-правовое регулирование задержания лица, совершившего преступление
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-94201-420-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Уголовно-правовое регулирование задержания лица, совершившего преступление"

Описание и краткое содержание "Уголовно-правовое регулирование задержания лица, совершившего преступление" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемой книге рассматриваются: понятие системы обстоятельств, исключающих преступность деяния; история возникновения, природа и сущность института задержания с причинением вреда лицу, совершившему преступление. Проведено его сопоставление с институтами необходимой обороны, крайней необходимости и другими; дано развернутое понятие уголовно-правового задержания, определены важнейшие элементы уголовно-правового и процессуального регулирования рассматриваемого института; дана характеристика объективных и субъективных признаков правомерности причинения вреда лицу, совершившему преступление, основных черт превышения меры задержания; внесены предложения по совершенствованию норм уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства, предлагаются пути совершенствования правовой оценки деятельности граждан и специально уполномоченных должностных лиц при задержании лиц, совершивших преступление, с причинением им вреда.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов, и всех, интересующихся проблемами уголовного и уголовно-процессуального права.






1) наличие достаточных данных, указывающих на совершение лицом преступления, которые почерпнуты из материалов возбужденного уголовного дела,

2) непосредственное обнаружение преступления самими работниками органов внутренних дел (выделено нами. – Л. С.)»[136]

Мы также полагаем, что действия по доставлению лица, совершившего преступление, включают его физический захват, преодоление противодействия задержанию, изъятие у задерживаемого предметов, представляющих опасность для окружающих, препровождение и передачу органу дознания или следователю.

Перечень названных действий следовало бы указать в уголовно-процессуальном законе, с тем чтобы эти действия совершались в рамках правовых норм и процессуально оформлялись, а сам процесс доставления должен получить соответствующее наименование – уголовно-процессуальное доставление. Такое доставление являлось бы обеспечительной мерой принуждения. Оно позволит производить дальнейшие действия, в том числе уголовно-процессуальные и уголовно-правовые.

Уголовно-процессуальное доставление может сочетаться с уголовно-правовым задержанием, если при доставлении для преодоления противодействия будет причинен физический или имущественный вред задерживаемому лицу.

Следует также отметить, что уголовно-процессуальное доставление не обязательно должно сопровождаться выполнением действий по уголовно-процессуальному задержанию, о чем речь пойдет ниже.

Практика действий должностных лиц органов внутренних дел свидетельствует, что такие случаи не редки. По нашим данным 14 % лиц, доставленных в отдел внутренних дел по подозрению в совершении преступления, было освобождено без составления протокола об уголовно-процессуальном задержании, несмотря на произведенное доставление.

Возможны также случаи, когда в ходе проверки, произведенной после доставления, окажется, что имело место не преступление, а административный проступок, повлекший применение мер административного задержания с последующим привлечением к административной ответственности.

Доставление производится без уголовно-процессуального задержания и тогда, когда к доставленному была уже применена судом мера пресечения: заключение под стражу, минуя уголовно-процессуальное задержание.

Подводя итог, следует дать такое определение: уголовно-процессуальное доставление есть принудительный физический захват лица, совершившего преступление (подозреваемого в нем), любым гражданином или специально уполномоченным должностным лицом и препровождение органам власти для обеспечения привлечения к уголовной ответственности и составления (при необходимости) протокола уголовно-процессуального задержания.

Хотя уголовно-правовое задержание тесно связано с уголовно-процессуальным задержанием[137], между обоими понятиями не может быть поставлен знак равенства.[138]

Уголовно-правовое задержание имеет целью не дать возможность лицу, совершившему преступление, избежать уголовной ответственности и скрыться от органов следствия и правосудия. Уголовно-процессуальное задержание, имея эту же цель, наряду с ней имеет целью зафиксировать правоотношение, в котором его субъекты: орган дознания или следователь, а также прокурор, с одной стороны, и задержанный, с другой стороны, наделяются соответствующими правами и обязанностями, необходимыми первым – для проведения дознания или расследования, вторым – для защиты своих законных интересов.

Уголовно-правовое задержание может произойти как одновременно с уголовно-процессуальным задержанием, так и до составления протокола или вынесения постановления об уголовно-процессуальном задержании.

В отличие от уголовно-процессуального задержания оно осуществляется сотрудниками органов правопорядка, как правило, не наделенными полномочиями дознавателя по производству дознания или следователя по производству предварительного следствия, но обязанными доставить лицо, совершившее преступление, для дальнейшего рассмотрения обстоятельств деяния; или гражданами, оказавшимися потерпевшими или очевидцами преступления. Эти субъекты были вынуждены преодолеть противодействие задержанию и потому причинили преступнику вред.

Только после доставления задержанного органу дознания или следователю последние проводят проверку наличия в его действиях признаков состава преступления и принимают решение об уголовно-процессуальном задержании этого лица.

Уголовно-правовое задержание может быть осуществлено и после возбуждения уголовного дела, когда органом дознания или следователем дано поручение о реализации уголовно-процессуального задержания лица, совершившего преступление, или задержании лица, бежавшего из-под стражи. Наконец, возможен вариант уголовно-правового задержания, когда произошел побег осужденного из места лишения свободы. В этих случаях оно выполняется или как реализация уголовно-процессуального задержания, или для пресечения побега из-под стражи или из места лишения свободы.

В последних двух случаях задержание не является одновременно уголовно-процессуальным задержанием, но оно может предшествовать возбуждению уголовного дела по ст. 313 УК РФ (побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи лица, отбывающего наказание или находящегося в предварительном заключении).

Уголовно-правовое задержание предусматривает физическое задержание лица, совершившего преступление, с причинением ему физического или имущественного вреда, являющегося его обязательным признаком, сотрудниками милиции, других органов, уполномоченных произвести это задержание (не обязательно являющимися лицами, производящими дознание или следствие, прокурором), а также гражданами. Только при причинении вреда возникает необходимость рассматривать задержание в качестве уголовно-правового и давать правовую оценку на основании ст. 38 УК РФ.

Следует еще раз подчеркнуть, что, если задержание выполняется без причинения вреда, оно не является уголовно-правовым задержанием, а должно называться уголовно-процессуальным доставлением с целью уголовно-процессуального задержания.

В случае, когда уголовно-правовое задержание осуществляется непосредственно после совершения преступления, задерживающие – граждане или сотрудники правоохранительных органов – действуют инициативно на основании имеющихся у них сведений об очевидно совершенном преступлении или (только для сотрудников правоохранительных органов) также на основании полученных поручений от вышестоящих начальников или следователя. В последнем случае они снабжены необходимой информацией о личности человека, которого предстоит задержать, но, как правило, еще отсутствуют процессуальные документы: о возбуждении уголовного дела, о задержании в порядке ст. 91 УПК, о заключении под стражу (без предварительного процессуального задержания).

Уголовно-правовое задержание не всегда влечет за собой уголовно-процессуальное задержание, так как органом дознания или следователем предварительно проводится проверка на предмет выявления в действиях задержанного признаков состава преступления, а также действительно ли это то лицо, которое необходимо задержать. Если эти признаки обнаружены не будут, то и уголовно-процессуальное задержание не будет производиться, и задержанный будет освобожден.[139] Если же после осуществления уголовно-правового задержания проверка подтвердила факт совершения преступления задержанным, то происходит оформление уголовно-процессуального задержания соответствующим протоколом.

Таким образом, отличие уголовно-процессуального задержания от уголовно-правового по форме и сущности состоит в следующем:

1) уголовно-процессуальное задержание – это документальное оформление задержания лица, совершившего преступление, с тем чтобы зафиксировать его процессуальное положение, а также обеспечить проведение дальнейших следственных и судебных действий, выполняемых в уголовном процессе, а уголовно-правовое задержание – это физическое задержание лица, совершившего преступление, с причинением ему вреда (форма);

2) уголовно-процессуальное задержание не предполагает причинения вреда здоровью или жизни задерживаемого, тогда как уголовно-правовое задержание обязательно сопряжено с причинением вреда задерживаемому (сущность);

3) уголовно-процессуальное задержание могут произвести только лица, уполномоченные провести дознание или предварительное следствие, и прокурор, а уголовно-правовое задержание могут осуществить любые граждане, чтобы обеспечить доставление подозреваемого или преступника органам власти для реализации задач правосудия (форма);

4) уголовно-процессуальное задержание может быть произведено только на основании возбужденного уголовного дела, а уголовно-правовое – также и до возбуждения уголовного дела при очевидности совершенного преступления (форма);


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Уголовно-правовое регулирование задержания лица, совершившего преступление"

Книги похожие на "Уголовно-правовое регулирование задержания лица, совершившего преступление" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Смирнова

Людмила Смирнова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Смирнова - Уголовно-правовое регулирование задержания лица, совершившего преступление"

Отзывы читателей о книге "Уголовно-правовое регулирование задержания лица, совершившего преступление", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.