» » » » А. Акулова - История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие


Авторские права

А. Акулова - История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "А. Акулова - История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Акулова - История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9905886-2-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие представляет собой конспективное изложение тем первого раздела курса философии, посвященного истории философии. В предлагаемом пособии популярно излагаются важнейшие моменты основных философских систем, начиная с эпохи Древнего Востока и заканчивая современностью.

Для слушателей всех форм обучения.






Вместе с тем, всеобщее представляет собой некую реальность, о которой можно сказать только то, что она есть. Поэтому она получила наименование бытия. В бытии выделяют два момента – объективный – то, что служит предметом познания, и субъективный – тот, кто осуществляет процесс познания. Объективное бытие иногда отождествляют с природой, субъективное – с человеческим способом существования.

Стремясь выяснить отношение субъективной реальности к реальности объективной, философия устанавливает наиболее общие принципы познания. Кроме того, философское знание не может обойти стороной отношение человека к самому себе и другим людям. Таким образом, основной предмет философии – всеобщее или абсолютное – предстает в природной форме как единство бытия, познания и самопознания. Эти три аспекта предмета философии определяют структуру философского знания.

Б) Структура философского знания

Разделы философского знания получили наименование философских дисциплин или философских наук. Традиционно выделяют три дисциплины философии: онтологию, гносеологию и этику. Они составляют ядро большинства философских систем.

Онтология или теория бытия, исследует основные принципы устройства мира. В ее задачу входит решение проблем единства мира, закономерности или случайности его развития, соотношение идеального и материального в нем.

Гносеология, или теория познания, раскрывает основные возможности, цели и методы постижения мира. К ней относятся решение проблем познаваемости мира, соотношения между познавательными способностями человека, установление критериев истинности.

Этика, или теория поведения человека в мире. В ее задачу входит решение проблемы смысла человеческой жизни, определения нравственных ценностей, установление должного в поступках человека.

Кроме того, в состав философской системы обычно входят: антропология (учение о человеке и его взаимоотношении с природой и обществом), социальная философия (учение о происхождении и закономерностях развития общества), аксеология (теория об этических и эстетических ценностях). Следует упомянуть и философию истории, философию науки, диалектику и логику.

В) Функции философии

Значение философского знания в жизни общества раскрывается с помощью определения его различных функций. Важнейшими из них являются:

1. Критическая функция, направленная на проверку истинности любого рода знания, в том числе и философского. Она формирует у человека антидогматический и диалогический стиль мышления.

2. Методологическая функция позволяет сформировать теоретическую базу проведения исследований в самых различных областях.

3. Гуманитарная функция способствует формированию у человека общечеловеческих ценностей и идеалов и установлению индивидом смысла собственной жизни.


Выводы: философия одна из древнейших форм человеческого знания, представляющая собой попытку индивида на основе собственного разума познать истину и открыть смысл собственной жизни.

Тема 2. Философия древнего мира

Часть 1. Философия Древнего Востока

План

1. Философия Древнего Китая.

2. Философия Древней Индии.

1. Философия Древнего Китая

А) Религиозно-философская картина мира

Древнекитайская философия получила свое оформление на рубеже VI–V вв. до н. э. и была представлена двумя основными школами – даосизмом и конфуцианством. Вместе с тем, еще до Лао-цзы и Кун-цзы (Конфуция) в Китае существовала религиозно-философская традиция, определившая предмет и проблематику указанных школ.

Центральным понятием древнекитайского религиозно-философского мировоззрения является понятие Дао. Согласно древним представлениям, первоначально существовала только пустота (сюй), в которой под влиянием пульсирующих ритмов инь и янь образовалась воронка и произошла вспышка энергии. В результате возник зародыш будущего космоса, мировое яйцо – Дао.

Как первоначало мира, порождающее из себя все многообразие вещей, Дао обладает всеми характеристиками основных процессов и явлений. Оно одновременно божественно и антропоморфно, телесно и духовно, естественно и идеально.

Находясь в постоянном движении, мировое яйцо разрывается на пять горизонтальных и пять вертикальных элементов. Горизонтальные элементы – дерево, огонь, металл, вода, земля – являются природными, носят пассивный, женский характер и выражают космический ритм – инь. Вертикальные элементы – ли (ритуал), и (долг), синь (доверие), жэнь (человеколюбие) и дэ (добродетель) – являются духовными, обладают активным, «мужским» характером и выражают космический ритм – янь. Инь и янь путем сочетания указанных элементов порождают третий ритм – энергию цзы, которая создает видимый космос.

Первоначально мир представлял собой гармоничное сочетание инь, образовавшего землю, янь, сформировавшего небо, и цзы, занявшего в виде ветра место между небом и землей. Но применение человеком техники разрушило первозданную гармонию и впустило в центр космоса пустоту (сюй). Запомнить эту пустоту, восстановить гармонию мира может только воплощение энергии цзы – совершенный мудрец, способный научить людей правильному существованию в мире.

Б) Философия даосизма

Основатель даосизма Лао-цзы (VI–V в. до н. э.) полагал, что восстановление вселенской гармонии возможно только путем возврата человека и мира к первоначальному состоянию. По мнению Лао-цзы, человек исказил своим вмешательством природу, нарушил добродетель вещей (дэ). Для того, чтобы исправить данную ситуацию, необходимо слиться с природой и дать проявиться в мире естественному ходу вещей – Дао.

Реализация Дао осуществляется с помощью этического принципа у-вей, который определяется Лао-цзы как неслужение, неучение, ненасилие, незнание и т. д. в области социальной жизни принцип у-вей означал отказ от насильственной организации людей в государстве. По Лао-цзы предоставить людям возможность быть самими собой, и тогда они самоорганизуются в совершенное государство. Правитель также должен избегать активной деятельности. Как сказано в книге Лао-цзы «Дао-дэ-цзын», «лучший правитель – это тот правитель, о котором его подданные знают только то, что он есть».

В) Философия конфуцианства

В противоположность Лао-цзы, Конфуций (551–479 гг. до н. э.) видел путь восстановления вселенской гармонии не в возврате к естественному состоянию, но в создании цивилизованного общества, построенного на принципах добра и справедливости. Таким образом, Конфуций сделал акцент не на природном, но на духовном аспекте Дао и потому полагал, что человеку необходимо вырабатывать Дао и не растворяться в нем.

Генерирование Дао осуществляется с помощью формирования индивидом таких свойств своего характера как добродетель (Дэ), человеколюбие (жэнь), долг (и) и доверие (синь). О нравственности человека можно судить по тому, как он выполняет ритуалы (ли) и правила этикета. Если индивид по-настоящему добродетелен, то он будет оказывать формальные знаки вежливости по отношению к старшим и вышестоящим.

Соблюдение всеми людьми правил конфуцианского этикета должно привести к возникновению общества «великого процветания» (ли-цзы), в котором в котором будут царить семейные отношения. В таком государстве правитель испытывает по отношению к подданным чувство отеческой любви, а подданные по отношению к правителю – чувство сыновей почтительности.

2. Философия Древней Индии

А) Религиозно-философская картина мира

Представления древних индийцев о мире складывались в рамках религиозной традиции, основными вехами которой следует признать: 1) ведический период, связанный с формированием сборников священных текстов Вед и Упанишад; 2) эпический период – время создания поэм «Махабхарата» и «Рамаяна»; 3) классический период – эпоха становления шести философских школ, признававших авторитет Вед.

Мир, с точки зрения древних индийцев, представлял собой порождение сверхличностного божественного сознания Брахмана – Атмана и в силу этого имел иллюзорную природу. Подобно тому как сознание не имеет границ, порожденная им вселенная бесконечна во времени и пространстве. В ней существует бесконечное количество миров, которые возникают, существуют определенные периоды времени – кальпы, которые разрушаются и возникают вновь.

Являясь частью универсального сознания, сознание человека не исчезает со смертью тела, но переходит в другое тело и таким образом может перерождаться до бесконечности. Закону перерождения – карме – подвержены не только люди, но и боги. Последние могут воплощаться в животных и людей. Поэтому жизнь любого существа для индуса священна.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие"

Книги похожие на "История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Акулова

А. Акулова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Акулова - История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.