» » » » А. Акулова - История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие


Авторские права

А. Акулова - История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "А. Акулова - История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Акулова - История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9905886-2-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие представляет собой конспективное изложение тем первого раздела курса философии, посвященного истории философии. В предлагаемом пособии популярно излагаются важнейшие моменты основных философских систем, начиная с эпохи Древнего Востока и заканчивая современностью.

Для слушателей всех форм обучения.






Бесконечная смена жизни и смерти тяготит человека и со временем он пытается преодолеть страдания путем подчинения своего тела сознанию, а затем растворить свое сознания во вселенском разуме. Отождествив себя со вселенной, человек выходит из круга перерождений – сансары и достигает умиротворения в нирване – состоянии вечного блаженства.

Б) Философия йоги

Одной из шести ортодоксальных школ древнеиндийской философии является йога, оказавшая огромное влияние как на индусское, так и на буддистское мировоззрения. Значение философии йоги заключается в том, что она указала конкретные приемы установления контроля человека над собственным сознанием.

Согласно йоге, человеческие страдания возникают оттого, что чистое сознание, душа (гитта) отождествляет себя с физическим телом и так называемым тонким телом – манасом, к которому относятся эмоции, интеллект, самосознание. На основании этого в йоге различают три омраченных и два нормальных состояния разума. К омраченным состояниям ума относят блуждание, притупление и относительное успокоение мыслей. Для нормального состояния ума характерно сосредоточенность на одном предмете и прекращение мышления.

Достижение нормального состояния ума осуществляется тремя путями, каждому из которых соответствует особый вид йоги. Первый из них – путь познания – джняна-йога, второй – путь поклонения и эмоционального слияния с божеством – бхакти-йога, третий – путь активного нравственного действия – карма-йога.

Непосредственными этапами достижения успокоенного, медитативного состояния ума являются: 1) яма – обуздание мыслей и страстей; 2) нияма – самодисциплина, выражающаяся в соблюдении нравственных требований; 3) асана – особые положения тела, направленные на выработку равновесия физиологических и энергетических процессов; 4) пранаяна – упражнения, направленные на установление контроля над дыханием; 5) пратьяхара – прекращение деятельности чувств; 6) дхьяна – размышление; 7) дхарана – сосредоточенность мыслей на одном предмете; 8) самадха – прекращение деятельности сознания. Последовательное прохождение этих ступеней должно привести к переживанию индивидом экстатического состояния, то есть к выходу сознания за пределы чувственного мира и к его слиянию с космическим разумом.

В) Философия буддизма

Буддизм, возникший в Индии, относится к так называемым неортодоксальным школам, поскольку в нем отрицается как авторитет Вед, так и существование души – Атмана. Согласно буддистскому вероучению, жизнь представляет собой волнующийся океан явлений и процессов. В основе мира лежат психофизические элементы – дхармы, колебание которых порождает иллюзию существования вещей и человеческого «Я».

Иллюзорность мира объясняется еще и тем, что дхармы имеют пустотный характер, поэтому мир не имеет начала, но может иметь конец. Для этого необходимо, чтобы индивидуальное сознание правильно понимало сущность бытия и путем нравственного поведения смогло вырваться из пут обусловленного существования. Нравственное мышление и поведение являются непременными условиями преодоления мира и законов перерождения, поскольку реальность представляет собой отражение глубинных желаний человека. Преодолев омраченность своего мышления, человек постигает свою подлинную природу, которая тождественна вселенскому сознанию – сознанию Будды.


Выводы: характерными чертами философии древнего Востока являются ее связь с религиозно-мифологическими представлениями и направленность на нравственное совершенствование человека.

Тема 3. Философия античности

Раздел 1. Античная натурфилософия

План

1. Ранняя натурфилософия.

2. Поздняя натурфилософия.

1. Ранняя натурфилософия

А) Античная картина мира

Мир представлялся грекам в качестве упорядоченной совокупности вещей – космоса. В отличие от беспорядочного хаоса, в космосе все перемещения предметов осуществляются по предвечным законам, которые возвышались над волей богов и людей. Упорядоченное движение являлось следствием замкнутости космоса. Последний понимался греками чувственно-наглядно в качестве сферы, в центре которой находилась неподвижная Земля, а вокруг нее совершали движение небесные тела – Луна, Солнце, планеты. Звезды казались древним неподвижными.

Космос соединял в себе три важнейших характеристики: он был одновременно телесным, идеальным и божественным. Особенность телесного аспекта заключалась в том, что телом обладали как боги, так и идеальные предметы, например, числа. Идеальный аспект космоса представлял собой логический и смысловой каркас мира и выражался понятием логоса – объективного существующего разумного начала. Логос определял место каждой вещи в мире и являлся замыслом мира в целом. Божественный аспект космоса заключался в том, что божественное, душевное начало (пневма) существовало в самом мире, пронизывало собой вещи и приводило их в движение. Тождество божественного и природного начал получило наименование пантеизма, от греческих слов пан – все и теос – бог, то есть «бог во всем».

Таким образом, космос представлял собой совершенный, божественный организм. Для греков он являлся образцом для подражания, взирая на его совершенство, они пытались выстроить микрокосмос – собственную душу и собственное тело, а также свою общественную жизнь.

Б) Милетская школа и Гераклит

Первоначально греческая философия делала акцент на исследовании телесного аспекта космоса, поэтому первый период ее развития получил наименование натурфилософии (философия природы). Различают раннюю и позднюю натурфилософию. Для натурфилософии в целом характерна проблема единства мира, которая выразилась в поиске первоначала (архе), из которого возникло все сущее. Ранняя натурфилософия решала эту проблему положительно и полагала в качестве архе одно начало. Данный подход получил наименование монизма.

Каждый из представителей милетской школы – Фалес (конец VII – первая половина VI в. до н. э.), Анаксимандр (VI в. до н. э.) и Анаксимен (VI в. до н. э.), а также Гераклит Эфесский (544 или 540–380 гг. до н. э.), предлагал конкретную стихию в качестве архе. Так, Фалес считал, что все возникло из воды, Анаксимен – из воздуха, Гераклит – из огня. Анаксимандр полагал в качестве архе – апейрон (беспредельное). Выбор стихии обосновывался ее способностью породить из себя другие стихии, а также конкретные вещи и выразить сущность мира.

В) Элейская школа

Представители элейской школы Ксенофан, Зенон, Мелисс, в противоположность милетцам, предложили не качественный, а количественный подход к решению проблемы единства мира. Так, Парменид (ок. 540 г. до н. э.), определяя архе, которое он называет бытие, подчеркивая его количественную характеристику, говорит о том, что оно едино. Кроме того, он указывает на умозрительный, идеальный характер архе – «быть и мыслить одно и то же».

Важность элейского подхода к решению проблемы единства мира заключается в том, что оно обосновало возможность познания природы с помощью разума. Если скрывающаяся за чувственными вещами сущность мира не телесна, а идеальна, то постигать мир можно не чувствами, а разумом. Данный вывод можно признать первым шагом теоретического мышления.

Г) Пифагорейская школа

Пифагорейцы во многом совместили количественный и качественный подходы к решению проблемы единства мира. Они отводили роль архе числам, которые соединяли в себе как минимум пять характеристики.

Например, арифметический аспект числа 3 заключался в том, что тройка возникала в результате суммы единицы и двойки. Геометрический аспект был связан с неотделимостью для греческого мышления арифметического значения от геометрических построений. В силу этого тройка изображалась как треугольник. Физический аспект присутствовал в числе потому, что оно не отделялось от чувственных предметов. Символический аспект следовал из геометрического. Тройка являлась символом устремленного ввысь огня. И наконец, теологический аспект заключался в том, что числа отождествлялись с богами. Так тройка признавалась числом Зевса.

2. Поздняя натурфилософия

А) Эмпедокл

Характерной чертой поздней натурфилософии следует признать онтологический плюрализм – полагание основанием мира множественного начала. Данная концепция возникла для решения затруднения, с которым столкнулся онтологический монизм, свойственный ранней натурфилософии: он не мог объяснить, как именно осуществляется процесс порождения вещей первоначалом. Решение этой проблемы поздние натурфилософы видели в рассмотрении структуры субстанционального начала.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие"

Книги похожие на "История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Акулова

А. Акулова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Акулова - История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.