» » » » Павел Шишкоедов - Философия античности


Авторские права

Павел Шишкоедов - Философия античности

Здесь можно купить и скачать "Павел Шишкоедов - Философия античности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Ридеро»78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия античности
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия античности"

Описание и краткое содержание "Философия античности" читать бесплатно онлайн.



Книга предназначена всем тем, кто интересуется философией античности и хочет узнать о жизни выдающихся мудрецов этого периода. В ней рассматривается история античной философии от ее зарождения до заката неоплатонизма и закрытия философских школ императором Юстинианом. Книга предназначена как студентам, аспирантам и преподавателям, так и широкому кругу читателей – любому, кто хочет приобщиться к сокровищнице мировой культуры и интересуется античностью, мудрецами, психологией.






Первооснова


Первоосновой мира Гераклит считал огонь. «Этот космос (κόσμος, греч – порядок), – говорит Гераклит, – один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами погасающим» (Гераклит, «О природе», фрагмент 51).

По мнению философа, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Гераклит считал огонь наиболее изменчивой стихией, а происхождение остальных он объяснял изменениями первоначала.

По версии Плутарха, воздух в теории Гераклита образуется путем сгущения огня. Воздух, в свою очередь порождает воду, вода – землю, а земля – огонь.

Схожую интрепретацию учения Гераклита приводит и Марк Аврелий. Однако он приписывает философу следующие слова: «Смерть земли – рождение воды, смерть воды – рождение воздуха, а воздуха – огня: и обратно» (Марк Аврелий Антонин, IV, 46).

Таким образом, если в версии Плутарха происходит переход по цепочке и земля сразу превращается в огонь, то в интерпретации Марка Аврелия земля должна сначала стать водой и воздухом, прежде чем перейти в огонь.



Происхождение планет Гераклит объяснял также с помощью огня. Земля, по его мнению, однажды была частью вечного всеобщего огня, но со временем остыла. При этом философ полагал, «что Солнце величиной в ступню» (Феодорит. Лечение эллинских недугов. IV, 22).

Диоген Лаэртский рассматривает точку зрения Гераклита: «самое яркое и самое горячее – пламя Солнца, так как остальные светила дальше отстоят от Земли и поэтому слабее светят и греют, а Луна, находясь ближе к Земле, движется не через чистое пространство; Солнце же находится в прозрачной и беспримесной [области] и удалено от нас на умеренное расстояние, поэтому оно сильнее греет и светит» (Диоген Лаэртский. IX, 10).


Идея всеобщей изменчивости и движения


Гераклит известен как автор знаменитой фразы «Всё течёт, всё меняется» (др.-греч. Παντα ρει και ουδεν μενει). Таким образом, философ выдвинул идею всеобщей и непрерывной изменчивости.

Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей. Такую борьбу противоположностей он называл Логосом – законом, которому все подчиняется. Познать что-либо возможно только зная противоположность какого-либо процесса. В доказательство этой теории он приводит следующую идею: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость – отдых» (Гераклит. Фрагменты, 111).

Переход противоположностей также раскрывается Гераклитом в следующих высказываниях: «холодное становится теплым, теплое – холодным, влажное сухим, сухое – влажным» (Гераклит. Фрагменты, 126).


Психология


Философ полагал, что душа является одной из метаморфоз огня. По мнению Гераклита душа возникает «испаряясь из влаги». Философ говорит и об обратном процессе: «душам смерть – стать водою» (Гераклит. Фрагменты, 36).

Гераклит считал, что душа имеет две основные части – влажную и огненную, представляя собой некоторое единство противоположностей. Влажную составляющую сам Гераклит считает плохой. Чем больше в душе огня, тем она лучше: «сухая душа – мудрейшая» (Гераклит. Фрагменты, 118).

Душа становится влажной у больных и тех, кто излишне поддается различным материальным благам и чувственным удовольствиям. По словам Гераклита, у пьяниц душа особенно влажна.



Познание


Гераклит различал чувственное и рациональное познание. Приоритет философ отдавал второму виду познания, но при этом признавал значительную роль органов чувств в процессе восприятия окружающего мира. Высшей целью познания человека Гераклит считал познание Логоса. Философ писал: «Признак мудрости – согласиться, выслушав не меня, а логос, что все едино» (Гераклит. Фрагменты, 50).

Тем не менее, познать Логос способны далеко не все – как в силу сложности объекта познания («природа любит таиться»), так и в силу ограниченности самих людей («большинство людей не понимает того, с чем оно сталкивается»).

При этом философ отмечает, что в принципе «всем людям дано познавать себя и размышлять», но зачастую лень или плохие учителя не дают людям познать Логос. Гераклит язвительно высказывается в адрес таких учителей, которых слушает большинство – Гомера, Гесиода и других. Философ также отрицательно высказывался в адрес многих мудрецов – «Многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея» (Гераклит. Фрагменты, 40)


Сочинения и высказывания


До наших дней дошла лишь одна из книг философа – «О природе», разделенная на три главы: о Вселенной, о государстве и о богословии. По легенде, после смерти философа книга была передана в храм Артемиды. До нашего времени дошло около ста фрагментов оригинального текста.


Приведем некоторые фрагменты текста Гераклита:


Война есть отец всего, царь всех: одних она объявляет богами, других людьми, одних творит рабами, других свободными


Глаза – более точные свидетели, чем уши


Закон именно в том, чтобы повиноваться воле одного


Если бы все существующее превратилось в дым, ноздрями его можно было бы распознать


Если бы солнце не существовало, – несмотря на остальные светила, была бы ночь


Многознание не научает быть умным


Мы входим и не входим в ту же реку, мы те же и не те же


На входящих в me же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды


Нельзя войти дважды в одну и ту же реку и нельзя застать дважды нечто смертное в том же состоянии, ибо по причине стремительности и скорости изменений все распадается и собирается, приходит и уходит


Народ должен сражаться за попираемый закон как за стену города


Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь


Не знали бы даже слова справедливость, если бы не было обиды


Один-единственный мудрец хочет и не хочет называться Зевсом


Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом. Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего


Произвол надо гасить пуще пожара


Скрывать невежество предпочтительнее, чем обнаруживать его публично


Смерть – все, что мы видим, когда бодрствуем, а все, что мы видим, когда спим, есть сон


Совместны у круга начало и конец


Тайная гармония лучше явной


Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю


Этот космос, один и тот же для всех, не создан никем из богов, никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий


Эфесяне заслуживают того, чтобы их перевешали всех поголовно за то, что изгнали они Гермодора, мужа из них наилучшего, сказавши: «Среди нас никто да не будет наилучшим! А не то быть ему на чужбине и с другими!»


Обобщение


Философ – Гераклит


Годы жизни – ок. 540 – 483 до н. э.


Философская школа/направление 


Ученик 


Учитель —


Основные идеи

Огонь как первоначало

Всеобщая изменчивость

Душа – огненная и влажная

Познание – рациональное и чувственное


Основные труды – О природе

Кратил

Кратил (др.-греч. Κράτυλος; 2-я половина V века – начало IV века до н. э.) – древнегреческий философ, последователь учения Гераклита.

О жизни Кратила также известно немногое. Главными источниками сведений о философе являются книги «Кратил» Платона и «Метафизика» Аристотеля. Учителем Кратила был Протагор. Сам же Кратил, в свою очередь, преподавал философию Платону. По одной из версий Платон обучался у него еще до встречи с Сократом, а по другой – вскоре после казни Скората.

Кратил развил и усилил идеи Гераклита о всеобщей изменчивости вещей. По мнению философа, в силу «текучести» вещей о них вообще ничего нельзя сказать с какой-либо определенностью. Более того, вещи невозможно обозначить словами или названиями, и даже судить о них как в целом, так и об их отдельных чертах.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия античности"

Книги похожие на "Философия античности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Шишкоедов

Павел Шишкоедов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Шишкоедов - Философия античности"

Отзывы читателей о книге "Философия античности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.