» » » » Павел Шишкоедов - Философия античности


Авторские права

Павел Шишкоедов - Философия античности

Здесь можно купить и скачать "Павел Шишкоедов - Философия античности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Ридеро»78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия античности
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия античности"

Описание и краткое содержание "Философия античности" читать бесплатно онлайн.



Книга предназначена всем тем, кто интересуется философией античности и хочет узнать о жизни выдающихся мудрецов этого периода. В ней рассматривается история античной философии от ее зарождения до заката неоплатонизма и закрытия философских школ императором Юстинианом. Книга предназначена как студентам, аспирантам и преподавателям, так и широкому кругу читателей – любому, кто хочет приобщиться к сокровищнице мировой культуры и интересуется античностью, мудрецами, психологией.






Анаксимен считал, что град образуется в том случае, когда падающая с неба вода замерзает. При смешивании же такой воды с ветром образуется снег.

Аристотель приводит сведения об изучении Анаксименом причин землетрясений: «Анаксимен говорит, что, намокая от дождей и пересыхая, земля дает трещины и сотрясается отколовшимися [горными] вершинами, которые проваливаются в [расселины]. Потому-де землетрясения и случаются в пору засух, а также в пору ливней: в пору засух, как сказано, земля дает трещины от пересыхания, а от вод намокает сверх меры и разваливается» (Аристотель. Метеорология. В 7. 365 b 6).

В его честь назван Кратер на Луне (диаметр – 80, глубина – 2,5 км).

4. Школа Гераклита

Глава названа «Школой Гераклита» в достаточной степени условно в силу того, что Гераклит никогда не обучался у других философов и, более того, вероятнее всего, не обучал студентов сам. Однако у его учения был ряд последователей и он оказал значительное влияние на целый ряд философов Древней Греции.

Местом зарождения учения Гераклита является его родной город Эфес.


Гераклит

Гераклит Эфесский (греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος) (ок 530—520 – 470—460 до н. э.) родился в Эфесе (Ephesus), средняя Азия (ныне Турция). Единственное дошедшее до наших времен его сочинение – «О природе», в котором сохранилось более 100 фрагментов-цитат.

Некоторые источники утверждают, что Гераклит был знатного рода и принадлежал к династии басилевсов – правителей, избираемых народом. На этом основании многие указывают на тот факт, что философ добровольно отказался от положенных ему привилегий в пользу своего брата. При этом многие авторы упоминают, что, отказавшись от титула, он, тем не менее, носил на одежде знаки царской власти.

О жизни Гераклита известно немного. Основная информация о Гераклите базируется, прежде всего, на его собственных высказываниях и потому не может считаться в полной мере достоверной.

Платон в своих сочинениях упоминает, что Гераклит писал свои книги уже после Парменида, хотя многие современные ученые выступают за то, что Гераклит стал философам раньше Парменида. Впрочем, в своих книгах Парменид и Гераклит зачастую высказывали схожие идеи, что и приводит к затруднению определения авторства тех или иных идей. Так, Парменид и Гераклит выступали с открытой критикой в адрес писателей и авторов «мифических историй» Гомера и Гесиода. Критику такого рода, впрочем, высказывали и жившие в шестом веке до нашей эры Пифагор и Ксенофан, что позволяет сделать вывод о том, что и сам Гераклит жил в конце этого века.

Несмотря на то, что Гераклит подробно не останавливался на описании свои политических взглядов, он, по всей видимости, демонстрировал явное презрение к правлению народа. Так Гераклит писал о демократической власти и избранных правителях: «Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших» (Гераклит. Фрагменты, 104). Философ выступал в пользу верховенства нескольких мудрецов, и однажды рекомендовал своим согражданам повеситься, когда они изгнали из города наиболее известных правителей – «Эфесяне заслуживают, чтобы у них все взрослые перевешали друг-друга и оставили бы город для несовершеннолетних, – за то, что они изгнали наилучшего своего мужа Гермодора, говоря: «Пусть не будет среди нас никто наилучшим. А раз такой оказался, то пусть он живет в другом месте и с другими» (Гераклит. Фрагменты, 27). Свою же идею о правлении аристократии он раскрывал следующим образом: «Ибо наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу [всему] тленному. Толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту» (Гераклит. Фрагменты, 29).

Диоген Лаэртский утверждал, что на вопрос о том, почему он не принимает активного участия в политической жизни общества и в принятии законов, Гераклит ответил, что политика и законодательство вызывают у него лишь головную боль и ничуть ему не интересны. Согласно другой истории, философ часто играл с детьми в кости, а на вопросы жителей города отвечал, что лучше заниматься этим, чем участвовать в управлении государством с недалекими людьми.

Многими учеными отмечается тот факт, что Гераклит был крайне резок в своих суждениях. Так, он считал, что Пифагору и Гесиоду не хватало понимания того, о чем они сами говорят и чему учат остальных.

Доказательством как отстраненности от политики, так и резкости суждений философа служит ответ Гераклита на приглашение персидского царя Дария погостить у него: «Гераклит Эфесский шлет привет царю Дарию, сыну Гистаспа! Все люди уклоняются от путей истины и справедливости. У них нет привязанности ни к чему, кроме корысти. Они стремятся к одной суетной славе с упорством безумия. Что до меня касается, то я чужд лукавства и никому не враг. Я глубоко презираю суету дворов и никогда не стану ногой на персидской почве. Довольствуясь малым, я живу, как мне угодно» (Льюис Дж. История философии. СПб., 1865. С. 66).

В трудах Диогена Лаэртского указывается, что Гераклит, возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльем и травами. Биографы Гераклита отмечают, что он не был ничьим слушателем и не проходил обучения в каких-либо философских школах. Сам же философ утверждал, что «исследовал самого себя и научился всему у себя» (Диоген Лаэртский, IX, 5).

Собственных учеников у него, вероятнее всего, также не было. Тем не менее, упоминание о Гераклите встречается в работах известнейших древнегреческих философов – Сократа, Платона и Аристотеля.

Еще в древности за Гераклитом закрепилось прозвище «загадочник» (ainiktēs). Оно обосновывается тем, что как его витиеватые фразы, так и искусное письмо были крайне сложны для понимания. Диоген Лаэртский указывал на тот факт, что Гераклит писал книги «крайне неясно» и только особенно выдающимся философам стоит хотя бы попытаться их понять. «Текст Гераклита трудно интерпретировать, так как неясно, к чему относится [то или иное слово] – к последующему или к предыдущему» (Аристотель. Риторика. III, 5. 1407 b 11).

Однако ко временам Цицерона Гераклита стали чаще характеризовать эпитетом «темный» (ὁ Σκοτεινός), так как он говорил «слишком смутно», по версии некоторых историков намеренно затрудняя понимание его слов. Многие ученые отмечают, что свое прозвище философ получил в большей мере за свою надменность по отношению к согражданам.

По одной из легенд Сократ прочитал книгу Гераклита и сказал о нем следующее: «Что я понял – прекрасно; чего не понял, наверное, тоже; только нужно поистине быть глубоководным ныряльщиком, чтобы понять в ней все до конца» (Диоген Лаэртский, II, 22).


Плачущий философ


Диоген Лаэртский высказал предположение о том, что Гераклит не завершил ряд своих работ в силу меланхолического типа темперамента и высокой подверженности депрессии. На основании этого предположения многие ученые стали называть Гераклита «плачущим философом» как антипода Демокрита, часто называемого «смеющимся философом». Такое сравнение двух известных древнегреческих философов с тех пор часто встречается не только в науке, но и в различных областях искусства. Впрочем происхождение прозвища «плачущий» по-другому интерпретируется у Сенеки. Римский философ писал: «Каждый раз, как Гераклит выходил из дому и видел вокруг себя такое множество дурно живущих и дурно умирающих людей, он плакал, жалея всех» (Сенека. О гневе, И, 10, 5).

Подтверждение этих слов приводит и Ипполит: «Физический философ Гераклит из Эфеса оплакивал все, осуждая невежество всей жизни и всех людей, но испытывая жалость к жизни смертных. Он утверждал, что сам знает все, а другие люди – ничего» (Ипполит. Опровержение всех ересей, I, 4).

Пессимистические взгляды философа раскрыты через его собственные слова. По-видимому, Гераклит смотрел на рождение как на несчастье, потому что писал: «Родившись, они (люди) хотят жить и умереть или, скорее, найти покой, и оставляют детей, чтобы и те умерли» (Гераклит. Фрагменты, 20).

Термин «Плачущий философ» стал популярен как в научных кругах, так и в искусстве. Знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень предложил два типичных вида человеческих страстей (affairs), основанных на Гераклите и Демокрите. «Плачущий философ» встречается также и в «Венецианском купце» Уильяма Шекспира. Итальянский архитектор и художник Донато Браманте нарисовал фреску «Демокрит и Гераклит» в Каза Панигароле, в Милане (Casa Panigarola).


Первооснова


Первоосновой мира Гераклит считал огонь. «Этот космос (κόσμος, греч – порядок), – говорит Гераклит, – один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами погасающим» (Гераклит, «О природе», фрагмент 51).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия античности"

Книги похожие на "Философия античности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Шишкоедов

Павел Шишкоедов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Шишкоедов - Философия античности"

Отзывы читателей о книге "Философия античности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.