» » » Петр Каптерев - О природе детей. Избранное


Авторские права

Петр Каптерев - О природе детей. Избранное

Здесь можно купить и скачать "Петр Каптерев - О природе детей. Избранное" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Беременность, ожидание детей, издательство Литагент «Карапуз»80684f87-4d80-11e5-8205-0025905a0812, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Петр Каптерев - О природе детей. Избранное
Рейтинг:
Название:
О природе детей. Избранное
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-8403-1108-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О природе детей. Избранное"

Описание и краткое содержание "О природе детей. Избранное" читать бесплатно онлайн.



Кому не приходилось быть слушателем родительских жалоб, что вот, в сыне или дочери неожиданно открылись такие-то недостатки, взявшиеся Бог знает откуда… Как узнать их причину и истоки, вовремя заметить и найти способ скорректировать и справиться с ними, вы узнаете, прочитав эту книгу.

В простой и доступной форме автор исследует причину возникновения и дает определение таких свойств в характере (психике) ребёнка, как страх, ложь, непослушание, упрямство, болтливость, фантазёрство, непоседливость.

Вы узнаете, в чём главные задачи семейного воспитания, как сохранить дружбу своих детей, гармонию отношений между поколениями, об общественно-нравственном развитии и воспитании детей, о нравственном закаливании.

В целом – это своеобразная энциклопедия воспитания ребёнка в семье, написанная опытным педагогом и тонким психологом. Она будет полезна преподавателям и студентам педагогических учебных заведений, учителям начальных классов, педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернёрам и, в первую очередь, родителям.






Если мы будем сравнивать детство с другими возрастами, то, конечно, найдем, что с дальнейшими возрастами человеком приобретаются весьма ценные свойства, которых нет и не может быть у детей, каковы: осторожность, выдержка, большая систематичность и настойчивость действий, больший ум, обширные и разносторонние знания. Но и у детства, как выше отмечено, есть свои прекрасные свойства, которых не бывает в других возрастах. Какой возраст сравнится с детством по жизнерадостности, веселости, беззаветному увлечению разными предметами, по прямоте и откровенности? Не следует какой-либо один возраст возвышать или принижать ради другого, каждый возраст имеет свои достоинства и недостатки; нет возраста, которому были бы присущи одни недостатки.

Итак, в настоящей детской природе нужно различать свойства других категорий: естественные и культурные, иначе – врожденные и унаследованные, т. е. благоприобретенные человеком. Первые существуют одновременно с человеком и составляют основу, стержень человеческого существа; вторые возникли под влиянием опыта, изменчивых условий жизни, среды и дополняют первые. Первые составляют то, на основании чего мы говорим о человеке, на основании чего отличаем человека от животного: вторыми определяются различия между людьми культурными и некультурными, современными и первобытными. Врожденные свойства отличаются весьма значительной устойчивостью и постоянством, они твердо выдерживают натиск времени и меняющихся условий жизни, а своим сочетанием при половом размножении, прежде всего, обусловливают разнообразие организмов. Но как ни велика сила врожденности, и она, наконец, поддается, о чем свидетельствует постепенное исчезновение долго держащихся в каждом организме рудиментарных органов, составляющих переживания. Наследственные свойства мягче, изменчивее, они не сразу по своем возникновении становятся наследственными, но постепенно и при многих благоприятных к тому условиях.

Врожденные органические свойства детства двух категорий: общие всем возрастам и специально детские.

Физические свойства человеческого организма, внешние и внутренние его органы известны. К психическим общечеловеческим свойствам относятся: начатки разумности, рано обнаруживающейся в младенце и очень скоро превосходящей разум животных; ранние сравнительно чувствования, волнующие дитя с первых недель его жизни и уже довольно богато развивающиеся в конце первого года; язык мимики и жестов, которым дитя очень рано превосходит всех животных, и наконец, членораздельная речь, начала которой относятся также к первому году.

Общие условия развития как физических, так и духовных сил таковы: необходимость ухода за правильным, более или менее гармоническим, развитием сил; необходимость соответствующих упражнений для каждой силы, применительно к ее природе; ограниченность человеческих способностей, вследствие чего развитие их совершается в известных пределах в каждый период жизни; возможность порчи, извращения деятельности, задержка развития способностей, если вся среда, физическая и духовная, будет очень неблагоприятна.

Все перечисленные черты составляют основу человеческой и детской личности, без них дитя не может быть человеком в полном смысле слова, не может принадлежать к роду человеческому. Само собой разумеется, что сравнительное значение перечисленных черт неодинаково, но все они, постепенно развиваясь и усиливаясь, принадлежат человеку во всю его жизнь, составляют достояние всех возрастов.

К специальным свойствам детства нужно отнести следующие: необычайную детскую подвижность, доходящую до непоседливости, быструю изменчивость чувствований при значительной страстности, скорое забвение пережитого, даже сильных душевных волнений, неспособность к продолжительному напряжению внимания на одном предмете, полную, безусловную доверчивость ко всем и правдивость, весьма значительную пугливость, бесцеремонное заявление своих нужд, желаний, взглядов, симпатий и антипатий, неспособность к отвлеченному мышлению, отсутствие настойчивости и выдержки в деятельности и многое другое.

Эти свойства по своему значению весьма различны. Одни из них более существенны для характеристики детства и нераздельны с детским организмом; другие суть вторичные, производные из первых и менее тесно связаны с детством. Одни симпатичны и привлекательны для нас, другие безразличны, а третьи, с нашей точки зрения, т. е. взрослых, прямо нежелательны. Сообразно тому, на какой категории свойств детства преимущественно останавливается внимание исследователя, ему легко прийти к мысли, что детская природа совершенна или несовершенна, что она очень хороша или худа, или же довольно безразлична с нравственной точки зрения. Для правильного понимания детской природы чрезвычайно важно усвоить органический взгляд на детство, именно тот, что перечисленные свойства суть черты, которыми характеризуется человеческий организм в период детства. Только при усвоении этого взгляда и возможно вполне разумное отношение к детям.

Вторая природа человека – культурная. Влияние культуры на человека было разносторонне и глубоко, она сказалась в самом органе душевной деятельности – мозге, его строении и качестве, и в характере душевной жизни, в свойствах душевных процессов. К культурным приобретениям человеческой природы, сделавшимся наследственными, мы относим: увеличенные массу мозга и емкость черепа, общую нервную возбудимость и сравнительно высокий нервный тон современных людей, тонкость различения явлений физического и психического мира, способность критического анализа, систематического и отвлеченного мышления, творчество в различных направлениях, высшие чувствования и благородные стремления, выдержанность и последовательность действий, способность настойчивого преследования отдаленных целей. Все эти свойства были у первобытного человека или в весьма слабой степени, или же совсем отсутствовали и возникли благодаря культурным влияниям. Насколько простираются наши сведения о первоначальной истории человека, следует признать, что природа первобытных людей была очень несовершенна, человек был туп на различения и соображения, груб чувством, непоследователен в действиях и лишь мало-помалу, и то с большим трудом, приобрел свои нынешние таланты и способности.

Кроме общекультурной наследственности есть еще частная наследственность, касающаяся небольших групп людей – семейств, родов и отдельных единиц. Такими наследственными свойствами один человек отличается от других людей, ближайших к нему по месту, времени и положению. Частные наследственные свойства представляют дальнейшее наслоение на общекультурные и сами тоже суть культурные. К ним относятся: наследственное долголетие, раннее выпадение волос, разнообразные болезни, талант к живописи, музыкальный и т. п.

Сверх двух природ в дитяти: естественной и культурной, приобретаемой по наследственности, есть еще третий ряд свойств, тоже культурных, но не наследственных, а создаваемых самим человеком за время его жизни и деятельности. Эти последние свойства приобретаются двумя путями: подражательностью и вполне сознательными и намеренными усилиями выработать в себе известное свойство.

Подражательность играет весьма видную роль в формировке человеческой личности. Подражать дети начинают весьма рано и подражают всему: и внешним свойствам, и внутренним качествам. Поэтому усвоенного подражанием у детей бывает весьма много. Подражательность в связи с наследственностью (и врожденностью) исчерпывает большую – часть свойств человека; кроме наследственного и подражательного, в человеке остается очень мало; часто то, что приписывается наследственности, есть результат ранней подражательности.

Второй ряд свойств, создаваемых самим человеком, составляют его вполне сознательные и разумные приобретения. Человек часто видит, что ему недостает такого качества, которое весьма важно и необходимо, и он делает сознательные усилия для его создания и укрепления. В ряду этих сознательно приобретаемых свойств привычки занимают весьма видное место. Что касается свойств, прививаемых воспитанием и другими подобными влияниями, то их следует отнести на счет подражательности и сознательных усилий. Человеку невозможно навязать ни одного свойства, привить ни одной привычки, не возбудив его подражательности и его сознательной намеренной работы над самим собой, в видах собственного самоусовершенствования.

Таким образом, детская природа оказывается чрезвычайно сложной, в ней есть свойства вполне различного характера.

О совершенстве ее не может быть и речи. Но в то же время ее нельзя считать и какой-либо дурной, злой. Конечно, природные силы человека весьма ограниченны, и первобытный человек часто уступал животному не только в силе и ловкости, но и в сообразительности и хитрости. Зато душевные силы человека оказались владеющими одним огромным преимуществом – способностью к бесконечному развитию и усовершенствованию, вследствие чего человек и сделался «царем природы». Результаты же развития, культурные свойства легко могут вести человека и ко благу, и к злу, – дело будет зависеть от частных наследственных свойств, которыми и определяется ближайший характер личности, ее склада и деятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О природе детей. Избранное"

Книги похожие на "О природе детей. Избранное" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Петр Каптерев

Петр Каптерев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Петр Каптерев - О природе детей. Избранное"

Отзывы читателей о книге "О природе детей. Избранное", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.