» » » Петр Каптерев - О природе детей. Избранное


Авторские права

Петр Каптерев - О природе детей. Избранное

Здесь можно купить и скачать "Петр Каптерев - О природе детей. Избранное" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Беременность, ожидание детей, издательство Литагент «Карапуз»80684f87-4d80-11e5-8205-0025905a0812, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Петр Каптерев - О природе детей. Избранное
Рейтинг:
Название:
О природе детей. Избранное
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-8403-1108-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О природе детей. Избранное"

Описание и краткое содержание "О природе детей. Избранное" читать бесплатно онлайн.



Кому не приходилось быть слушателем родительских жалоб, что вот, в сыне или дочери неожиданно открылись такие-то недостатки, взявшиеся Бог знает откуда… Как узнать их причину и истоки, вовремя заметить и найти способ скорректировать и справиться с ними, вы узнаете, прочитав эту книгу.

В простой и доступной форме автор исследует причину возникновения и дает определение таких свойств в характере (психике) ребёнка, как страх, ложь, непослушание, упрямство, болтливость, фантазёрство, непоседливость.

Вы узнаете, в чём главные задачи семейного воспитания, как сохранить дружбу своих детей, гармонию отношений между поколениями, об общественно-нравственном развитии и воспитании детей, о нравственном закаливании.

В целом – это своеобразная энциклопедия воспитания ребёнка в семье, написанная опытным педагогом и тонким психологом. Она будет полезна преподавателям и студентам педагогических учебных заведений, учителям начальных классов, педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернёрам и, в первую очередь, родителям.






По отношению к другим сторонам и свойствам детей повторяется то же самое явление. Воспитывают ли религиозность ребенка или его эстетическое чувство, стараются ли о развитии его воли или характера, – постоянно ставят идеалом соответствующие свойства взрослого и мало обращают внимания на то, что у дитяти таких свойств нет и по его возрасту и быть не может, что у него есть другие свойства, может быть, неудобные и нежелательные для взрослого, но совершенно необходимые и неизбежные в данный период человеческой жизни. Обыкновенно матери, больше времени проводящие с детьми, чаще и внимательнее наблюдающие их, чем отцы, лучше последних понимают требования детского возраста и мало бывают склонны к боевому воспитанию.

Итак, воспитатель, более или менее правильно представляющий общечеловеческие свойства, должен непременно отдать себе отчет в изменениях этих свойств, обусловливаемых возрастами, знать, какие особенности характеризуют детство и выяснить свое отношение к отличительным свойствам детства, как совершенно необходимым и неизбежным.

* * *

Другой ряд свойств в детской природе, имеющих весьма большое значение для воспитателя, представляют унаследованные свойства. Каждый человек, в силу наследственности, имеет несколько своеобразные качества, отличные от качеств других людей. Предки живут в потомках, и унаследованные свойства бесконечно разнообразны. У каждого человека два родителя, и свойства детей представляют обыкновенно смешение свойств родительских с преобладанием качеств того или другого родителя. У каждого родителя также было по два родителя, своими свойствами определившими их свойства, и т. д. С каждым новым поколением происходит все более и более усложняющееся смешение свойств. Сколько поколений держатся наследственные свойства или они существуют вечно и могут передаваться новым поколениям без конца – на этот вопрос трудно ответить. Случаи так называемого атавизма, т. е. когда в потомке очень определенно проявляется свойство весьма отдаленного предка, показывают, что унаследованные свойства могут сохраняться и передаваться от одного поколения к другому неопределенно продолжительное время.

Таким образом, каждый человек есть чрезвычайно сложное существо: в нем живет неопределенное число его предков. Организм отдельного человека есть страница, вырванная из толстой книги: сколько в этой книге страниц, предшествующих вырванной, неизвестно; сколько будет следовать, также неизвестно. А между тем вырванная страница имеет самую тесную связь с предыдущим и последующим, она содержит дальнейшее развитие мыслей, изложенных на предшествующих страницах, будет иметь влияние на содержание последующих, и сама может быть правильно понята только в связи с мыслями, составляющими ее начало и продолжение, особенно же с первыми. В таком отношении находится человеческий организм к своим предкам и потомкам.

Наследственные свойства, их множество и разнообразие задают воспитателю чрезвычайно трудную задачу. Общечеловеческие свойства принадлежат всем людям; свойства возрастов суть также общечеловеческие, только видоизмененные особенностями возрастов. Следовательно, эти свойства, как скоро они с достаточною обстоятельностью узнаны и исследованы на небольшой группе людей, смело могут быть приписываемы всем людям и всем детям в известные периоды жизни. Наследственные свойства представляют нечто совсем другое; их приходится изучать на каждой отдельной личности; каждая личность есть особенная индивидуальная смесь, своеобразное сочетание наследственных свойств.

У нас в семьях никаких хроник не ведется, так что узнать что-либо о предках данной личности почти невозможно. Члены семьи сами не знают своих предков; нередко память обрывается на каком-либо деде или прадеде, да и то воспоминания о них бывают слишком неопределенны и смутны. А между тем некоторые наследственные свойства, как упомянуто, могут продолжительное время находиться в скрытом состоянии, в одном, в двух и даже в большем числе поколений, ничем не обнаруживаться, а проявиться лишь спустя долгое время. Затем некоторые наследственные свойства с возрастами изменяются, то усиливаются, то ослабевают, что также затрудняет их наблюдение, а равно и понимание их относительной важности и значения. Поэтому воспитатель пред наследственными свойствами находится в весьма большом затруднении, а из них-то по преимуществу и слагается известная индивидуальность, т. е. своеобразный характер личности; воспитание же должно постоянно применяться к свойствам данной личности.

Необходимость, для плодотворности воспитания, применять его к свойствам ребенка и трудность обстоятельно узнать эти свойства – объяснят нам сравнительно малое влияние воспитания на формировку человеческой личности. Прежде чем быть хорошим воспитателем, нужно быть хорошим, тонким наблюдателем людей и особенно детей; а для этого необходимо иметь соответствующую подготовку в понимании общего хода телесной и душевной жизни и практику в точном наблюдении. Всей этой подготовки часто недостает лицам, принимающимся за воспитание, а необходимое изучение сочетания наследственных свойств не осуществляется за недостатком времени, охоты, за множеством детей, например, в школах, за слабостью вообще воспитательных элементов в образовательных системах, господствующих в школах. С наибольшим удобством могли бы наблюдать и изучать ребенка в семье родители или лица, помогающие им в воспитании детей, но по тысяче причин и здесь изучение дитяти бывает недостаточным. Вследствие этого все воспитание часто оказывается не вполне прилаженым к потребностям воспитываемых, совершается в большей или меньшей степени наугад, по расчету на среднее дитя, а не на свойства данного ребенка. Было бы удивительно, если бы при таких условиях воспитание глубоко затрагивало личность, захватывало ее целиком; оно обыкновенно бывает поверхностным; понятно отсюда, что иногда люди бывают умными и хорошими вопреки полученному ими воспитанию.

Таким образом, мы до сих пор нашли в детской природе свойства следующих трех видов: 1) общечеловеческие, которые присущи детям наравне со взрослыми; 2) свойства детского возраста, его отдельных периодов и 3) наследственные свойства, которые у каждого человека бывают особенные, и особенное сочетание которых и составляет отличительные черты личности.

* * *

Затем в детской природе следуют такие свойства, которые приобретаются ребенком за время его личного существования. Это самый новый, самый поверхностный ряд свойств. За время личной жизни свойства могут быть приобретаемы различными путями: подражанием и самодеятельною работою над самим собою, а также и воспитательными влияниями, которые собственно сводятся к тому же.

Свойства, лично приобретаемые, всегда оказываются несравненно менее прочными, чем унаследованные. Последние очень тверды. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на то, как твердо держатся особенности народных характеров. Чтобы лично приобретаемые свойства могли получить достаточную устойчивость, чтобы они могли оказать более глубокое влияние на всю жизнь и деятельность человека, на весь его склад, – для этого желательно сделать их наследственными, передаваемыми из поколения в поколение. Но возможно ли сделать лично приобретаемые свойства наследственными? Могут ли эти свойства передаваться из поколения в поколение?

До последнего времени это признавалось всеми, ныне же по этому вопросу идет спор. Немецкий ученый Вейссман написал много сочинений в доказательство того положения, что лично приобретаемые свойства не могут наследоваться. Одно время мнение Вейссмана было преобладающим в ученом мире, но затем его состоятельность сильно поколебалась под влиянием критических исследований, так что теперь представляется более вероятным мнение о наследуемости приобретенных свойств, чем противоположное ему. Во всяком случае, как бы этот спор окончательно не разрешился, то или другое его окончание может повлиять только на оценку значения педагогических воздействий в развитии личности, но не на способ и порядок воздействий, которые и в том, и в другом случае останутся теми же самыми. Если приобретаемые лично свойства наследуются, что более, чем вероятно, то педагогические воздействия могут получить прочный, органический характер и представлять серьезную силу в формировке личностей, снабжая их желательными свойствами. Тогда систематическим воспитанием можно будет в большей или меньшей степени изменять человеческую природу, некоторые новые свойства ей прививать, а некоторые старые уничтожать; тогда можно говорить о создании путем воспитания «новой породы людей», конечно, в весьма отдаленном будущем. Если же приобретаемые лично свойства не наследуются, то размер и прочность педагогических влияний значительно сократятся: педагог будет воздействовать только на одно поколение и с каждым поколением должен будет начинать свою работу совершенно заново. Что он сделал для усовершенствования одного поколения, то нисколько не облегчит его работы над следующим поколением; плоды его работы будут погашать вместе с поколениями, не записываясь прочными, неизгладимыми письменами в их организмах.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О природе детей. Избранное"

Книги похожие на "О природе детей. Избранное" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Петр Каптерев

Петр Каптерев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Петр Каптерев - О природе детей. Избранное"

Отзывы читателей о книге "О природе детей. Избранное", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.