» » » Светлана Дивногорцева - Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры


Авторские права

Светлана Дивногорцева - Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры

Здесь можно купить и скачать "Светлана Дивногорцева - Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Дивногорцева - Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры
Рейтинг:
Название:
Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-7429-0297-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры"

Описание и краткое содержание "Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемая работа посвящена анализу проблем духовно-нравственного воспитания личности. Обосновывая теоретические основы духовно-нравственного воспитания в контексте православной культурной традиции, автор не только предлагает соответствующую концепцию организации данного процесса, но и анализирует возможность использования в этом процессе тех средств, которые традиционно применялись в отечественной школе.

Книга адресована педагогам вузов, средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ, а также аспирантам и студентам, интересующимся вопросами духовно-нравственного воспитания личности.






1. Принцип xристоцентричности.

Каждый, имеющий отношение к практике воспитания, не может не отметить того, какую особую роль здесь играет идеал. Он служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. «Проявление интереса к проблеме совершенного человека, – отмечает в своем диссертационном исследовании М.А. Остапенко, – не случайно, а закономерно и неизбежно. Отсутствие ясного представления о человеческом совершенстве уничтожает возможность для индивида (и общества в целом) обрести смысл жизни, постичь свое призвание, выстроить жизненную траекторию через осуществление этого образа» [137, c. 3]. Можно с уверенностью сказать и о том, что идеал лежит в основе формирования мировоззрения. Не менее важно то, что человеку свойственно меняться в соответствии с тем, что он считает главным по отношению к себе. Человек уподобляется своему идеалу. Кроме того, сегодняшняя действительность достаточно ярко убеждает нас в том, что изымание из практики воспитания идеала, потеря критерия человеческого поведения приводят не только к разрушению всей воспитательной системы, но и к потере нравственности в людях. Митрополит Амфилохий (Радович) достаточно метко замечает, что «от нравственного примера, от его возвышенности или его низости зависит возвышенность или низость самой жизни; размытость критериев морали, нравственности и подвига размывает и уничтожает саму нравственность. Потеря критерия или его искажение приводит к потере способности различения нравственности и безнравственности, добра и зла, добродетели и греха» [9, c. 153].

Идеал наиболее близок миру ребенка, поскольку он мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями. У детей существует в силу их возрастных особенностей потребность в идеале, поэтому важнейшая педагогическая задача – «указать детям образец, достойный подражания» [51, c. 24].

Центром жизни христианина является Христос. «Я живу Отцем, так и ядущий Меня будет жить Мною» (Ин 6.57) – этими словами Он определил содержание христианской жизни, а также основной принцип православного воспитания. Христианство дает педагогике реальный образ человека, которому нужно следовать, – образ Господа нашего Иисуса Христа. Это безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели. Митрополит Амфилохий (Радович) по этому поводу отмечает, что «Богочеловек Христос – не просто явление Бога, но одновременно и явление и раскрытие истинного человека, …который принимает Бога и открывается Богу всем своим существом…» [9, c. 148]. До воплощения Христа богоподобие человека было облечено лишь в слова, но не было явлено реально. Иисус Христос Своим воплощением «показал истинную икону, явил реальность подобия, соуподобив человека невидимому Отцу» [9, c. 30].

«В Иисусе Христе, – пишет М.А. Остапенко, – представляется уникальная возможность исследовать идеальный объект. В реальной жизни исследователь сталкивается с искаженной природой человека, с искаженными личностями. Изучая человека в таком виде, ученый может сделать выводы, носящие гипотетический характер. Ведь ему не ясна степень испорченности объекта. Кроме того, искаженность в каждом конкретном случае будет особая. В Личности Иисуса Христа человеческая природа совершенна» [137, c. 57].

Таким образом, в тайне Богочеловека осуществились и открылись безграничные возможности человеческого роста как возможности все более глубокого уподобления Богу. Поэтому христианская этика, нравственность и педагогика заключаются во Христе, в том образе жизни, который Он явил человечеству. «Подражайте Богу, – говорил апостол, – как чада возлюбленные; и живите в любви, как и Христос возлюбил нас, и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5. 1–2). Поэтому духовное становление человека есть прежде всего его приношение себя Богу ради приобретения любви Божией, сущность которой есть крест и смерть ради нашего спасения. Значит, каждый, стремящийся к Богу, также должен взять на себя этот крест, должно произойти сораспятие со Христом, смысл которого в подвижническом совлечении с себя своих грехов путем трудов и подвига.

Идеальный образ Иисуса Христа реально уже осуществлен в истории христианства теми, кого здесь называют преподобными за их подобие Богу. Вообще же христианство говорит нам о том, что каждый из людей призван быть богоподобным, и тем самым оно поднимает человека на такую высоту, на какую не поднимает его никакая иная религия. Удивительным же является то, что чем человек подобнее Первообразу, тем более Христос вселяется в него Своею благодатию, тем человек становится совершеннее. Поэтому основным принципом воспитания в православно ориентированной педагогической концепции является принцип христоцентричности или уподобления Иисусу Христу как высочайшему нравственному идеалу для подражания, ориентируясь на который человек может совершать духовную и нравственную работу над собой для того, чтобы образ Божий раскрылся в его душе во всей своей силе и полноте. Сложность вопроса в педагогическом плане заключается лишь в том, чтобы найти адекватную форму донесения до ребенка этого высочайшего идеала.

Магистральный путь здесь в том, чтобы христоцентричность воспитывать в сердце и в сознании ребенка, поскольку подлинная личность, согласно православному вероучению, открывается в личной встрече человека со Христом. Эта встреча или богоподобие осуществляется тогда, когда человек живет по нормам, данным в Евангелии. Сущность всех этих норм или заповедей кратко изложил Сам Господь Бог наш Иисус Христос: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22.37–40).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры"

Книги похожие на "Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Дивногорцева

Светлана Дивногорцева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Дивногорцева - Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры"

Отзывы читателей о книге "Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.