» » » Юрий Булычев - Православие. Словарь неофита


Авторские права

Юрий Булычев - Православие. Словарь неофита

Здесь можно купить и скачать "Юрий Булычев - Православие. Словарь неофита" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент Гельветика56739999-7099-11e4-a31c-002590591ed2, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Булычев - Православие. Словарь неофита
Рейтинг:
Название:
Православие. Словарь неофита
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4357-0310-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Православие. Словарь неофита"

Описание и краткое содержание "Православие. Словарь неофита" читать бесплатно онлайн.



Словарь в краткой и доступной форме знакомит с основами православного вероучения. Настоящее издание содержит разнообразные (богослужебные, богословские, церковно-исторические) сведения, вводящие современного человека в сферу восточно-христианской, святоотеческой религиозной традиции.






В своих работах Г. П. Федотов, Н. С. Арсеньев, И. А. Ильин, Д. С. Лихачев, С. С. Аверинцев и другие исследователи отечественной духовной культуры отмечают самобытность русского православного мировоззрения. При догматическом единстве вероучения, тождестве религиозно-мистических принципов церковной жизни и аскетической практики «русского» православия и православия «греческого», восточно-христианская традиция на российской почве с самого начала приобрела значительное культурное своеобразие. Только в таком, не вероисповедном, но культурно-историческом плане уместно применять термин «русское православие», подразумевая своеобразное воплощение первоначал универсально-христианской традиции в опыте культурного творчества и социальной жизни русского народа.

Вместе с тем нельзя не увидеть известной ограниченности в восприятии русскими греко-православного наследия, которая выразилась и в ученически чрезмерной озабоченности наших предков сохранением ритуальной формы унаследованной традиции, и в слабой восприимчивости к интеллектуальным аспектам греческого богословского опыта. По замечанию о. Иоанна Мейендорфа, «даже в XIV веке, когда количество переводов с греческого резко возросло и русские стали достойными учениками Византии в религиозном искусстве, православной мистике, агиографии, в сферах личной и социальной этики, спекулятивные богословские и философские достижения византийского христианского эллинизма воспринимались ими очень пассивно и в незначительном объеме».[9]

Это обстоятельство, хотя и не оно одно, затруднило своевременное продолжение русскими дела византийского православного просвещения. После победы мусульман над Царьградом для греческой и для нашей православной образованности наступают неблагоприятные времена. Центр христианской мысли перемещается в Западную Европу, а греко-православный мир и Россия попадают в зависимость от цивилизации Запада. Недостатки религиозного просвещения и относительная замкнутость русского православного сознания определили многие негативные события отечественной духовной истории. Именно отсутствие просвещения в церковной жизни привело к расколу Русской Церкви в 1650–1660 годах, а затем административно грубой церковной реформе Петра Великого в первой четверти XVIII века. Наступил перерыв, застой в развитии православной богословской мысли, когда новые вопросы, встававшие перед христианским миром в связи с возросшим значением гуманитарного знания во всех областях социально-культурного бытия, поднимал и осмысливал в основном католический и особенно протестантский Запад.

Однако специфика западного христианства, со скудостью его мистического опыта, с тяготением к формализации вероучения, с акцентом на «прикладных» культурных и социальных задачах религиозного сознания, не позволила западно-христианским вероисповеданиям сохранить метафизическую полноту богооткровенной Новозаветной Истины. С другой стороны, историческое, главным образом русское православие, принявшее основную долю ответственности за судьбы христианства, не смогло на должном уровне продолжить традиции византийской богословской мысли. «В истории русского богословия, – пишет по данному поводу о. Георгий Флоровский, – чувствуется творческое замешательство. И всего болезненнее был этот странный разрыв между богословием и благочестием, между богословской ученостью и молитвенным богомыслием, между богословской школой и церковной жизнью. Это был разрыв и раскол между „интеллигенцией“ и „народом“ в самой Церкви…».[10] Поскольку верхи очень рано заразились неверием и вера сохранялась лишь в низах, постольку возвращение в Церковь стали смешивать с хождением в народ. Но если более правильным и надежным казалось узнавать о сути вероучения от людей из народа, нежели изучать труды святых отцов, то богословие почти полностью вычиталось из состава русского православия. В этом и заключается основной парадокс отечественной религиозной культуры, подводит итог о. Георгий: «В глубинах и тайниках церковного опыта вера соблюдается нераздельной. В тайном богомыслии, в молитвенном правиле, в духовном подвиге русская душа сохраняет древний и строгий отеческий стиль, живет всей нетронутой и нераздельной полнотой соборности. Но мысль оторвалась, слишком часто отрывалась от глубин и слишком поздно впервые вернулась к себе, в сознании этой роковой своей беспочвенности…»[11]

Точка зрения о. Георгия Флоровского может показаться исторически неконкретной и чересчур прямолинейной, если учесть, что в XIX – начале XX века в России заявили о себе такие видные православные богословы, как святитель Филарет (Дроздов), святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, А. С. Хомяков, В. Д. Кудрявцев-Платонов, В. И. Несмелов, Н. Н. Глубоковский, о. Павел Флоренский, о. Сергий Булгаков. Однако не будем забывать и того, как быстро в стране воцарился атеизм, как легко первые ростки богословского просвещения, наметившиеся в предреволюционный период, были уничтожены безбожной властью. Такого рода факты новейшей отечественной истории заставляют всерьез отнестись к критическим суждениям о. Георгия.

Необходимо также сказать несколько слов о фундаментальном для Восточной Церкви явлении – почитании святости как свидетельства участия Духа Божия в преображении человеческого естества. Именно это почитание обнаруживает глубокое единство эзотерических и экзотерических начал, тесно взаимосвязанных в сфере православной традиции, ибо святость достигается на пути персонального духовного делания, индивидуального подвига, однако признается и прославляется Церковью лишь благодаря опыту признания и почитания святого церковным народом. Ничто так не отличает восточного христианства от западного, как особая восприимчивость православного человека к святости и его благоговение перед святыми.

Будучи строго традиционным, мистически ориентированным христианством, православие ставит своей задачей неукоснительное сохранение в веках духовно преображающего начала новозаветной истины, вопреки ее сведению к мироорганизующим задачам (в католицизме) или к педагогически-моральным функциям (в протестантизме). Глубокая богословско-мистическая основа православного вероучения заставляет верующего человека искать не внешнего знания, а способов сокровенного приобщения к истине, духовного зрения, сердечного ведения.

В свете всего вышесказанного становятся более понятны характер и назначение данного словаря. Адресуя наше справочное пособие самому широкому кругу лиц, мы стремились донести до сознания читателя смысл православного вероучения, помочь ему разобраться в особенностях русского православного миросозерцания, а также уяснить многообразные понятия, укоренившиеся в православно-церковном обиходе. Автор старался сочетать краткость определений, что характерно для толкового словаря, со сравнительно широким охватом материала, что подобает словарю энциклопедическому. Поэтому в рамках нашего справочного издания читатель найдет и сжатые дефиниции, и довольно пространные статьи о православном богословии, специфике восточно-христианской традиции, событиях отечественной церковной истории, о жизни и служении выдающихся деятелей Русской Церкви.

Работая над словарем, автор стремился учесть предшествующий опыт подготовки такого рода изданий.[12] К литературе, указанной в библиографии, мы отсылаем тех читателей, которые захотят расширить свои представления о богословских, богослужебных или культурно-исторических аспектах православия.

Алфавитный указатель включает все имена, термины и понятия, рассмотренные в отдельных статьях, а также целый ряд иных, не входящих в базовый словник, но важных в контексте православной традиции. Цифры, обозначающие страницы, где находится та или иная статья, выделены курсивом. Список литературы, о котором мы упомянули выше, охватывает работы, на которые опирался автор при освещении ключевых богословских и историко-церковных тем.

Юрий Булычев

Автокефа́лия (греч. самовозглавление) – полная административная независимость национальной (поместной) Церкви. Приверженность православия автокефальному принципу церковного устроения отражает его глубоко жизненную связь с культурно-историческим бытием различных народов. Право на А. признается Вселенской Церковью за каждым православным народом, способным к церковному самоуправлению. Начало А. РПЦ было положено в 1448 избранием митрополита Московского и всея Руси (Ионы) независимо от Константинопольской Патриархии. Учреждение в России патриаршества (1589) утвердило самостоятельность РПЦ. В настоящее время насчитывается 15 автокефальных Церквей: Константинопольская, Александрийская (Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия и Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Православие. Словарь неофита"

Книги похожие на "Православие. Словарь неофита" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Булычев

Юрий Булычев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Булычев - Православие. Словарь неофита"

Отзывы читателей о книге "Православие. Словарь неофита", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.