Владимир Гальперин - Ненька моя Евреïна
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Ненька моя Евреïна"
Описание и краткое содержание "Ненька моя Евреïна" читать бесплатно онлайн.
Попытка систематизировать и по возможности человеческим языком изложить давным-давно известные факты.
Тем временем, гнёт Каганата над княжествами Киевской Руси постепенно ослабевал, и в 956-м году, после военных побед князя Святослава, Хазария окончательно лишается киевских колоний. Обитателей "Жидовского города", не смотря на их тесные (а порой и кровные) связи с предыдущими правителями, обретший власть Святослав притеснять не стал. Напротив, современные ему антисемиты обвиняли князя в чрезмерной мягкости к "поганым". Безусловно, никаким юдофилом-альтруистом Святослав не был, просто умным был человеком, и оттого дорожил образованными, исправно платившими налоги, подданными. Да и последующие князья, включая Владимира "крайне" насильно крестившего язычников-киевлян, иудеям в их вере (как и магометанам с латинянами) препятствий не чинил. Но особой толерантностью к иноверцам отличался женатый на некрещёной (!!) дочери половецкого хана Святополк. Современники сообщают, что в годы его княжения у "Жидовских ворот" стояли ратники оберегающие покой киевских евреев от особо рьяных блюстителей Христовой Веры. Между прочим, вы будете смеяться, но отчество князя Святополка было – Изяславич.
В 1113 году Святополк умер, ратников убрали, и в "Жидовском городе" случился первый в истории Украины (да пожалуй и всея Русси) еврейский погром. Во всяком случае, первый, который монахи-летописцы с гордостью отметили в "Повести Временых Лет".
Именно у православного духовенства ещё со времён первых киевских метрополитов-византийцев глаза горели праведным гневом на "христовых убийц". Естественно, что и о добре еретиков "слуги христовы" не забывали. Так в 1085-м году киевский метрополит Иоанн Второй запретил продажу рабов-христиан евреям. Имеющиеся же у иудеев, на момент принятия закона невольники-христиане поступали во владение монастырей. Другой большой погром, в полной мере "украинским" считать нельзя, потому как случился он в управляемом византийцами Херсоне. Однако, тоже при непосредственном участии православного духовенства.
Случилось так, что у тамошнего еврейского красильщика шелков умер невольник – захваченный половцами киевский монах Евстратий Постник. Впоследствии еврей-хозяин клялся, что раб тяжело болел. Тем не менее, церковное руководство, поспешило объявить Евстафия святым мучеником за веру, "умученным на пасху жидами". По личному приказу Императора красильщика и разрешившего сделку с половцами градоначальника (удобно оказавшегося выкрестом из иудеев) казнили, после чего херсонских евреев выгнали из города, не забыв при этом конфисковать имущество (… surprise, surprise) в пользу церковной казны.
И всё-же, несмотря на отсутствие княжеских "секьюрити" у ворот и разжигаемую киевскими попами нелюбовь, еврейская община Древней Руси процветала вплоть до татарского нашествия. Правда русский историк Татищев, радостно писал о якобы "изгнании" иудеев из Киевского Княжества в начале 12-го столетия. Документальных подтверждений этой гипотезы нет, и судя по многочисленным дошедшим до нас свидетельствам, Татищев выдавал кем-то желаемое за якобы действительное. Судите сами, о каком изгнании может идти речь, если:… в 1124 году в переводе на славянский (стало-быть для широкого пользования Гостят со Златами) создаются раввинские комментарии к Пятикнижью… В 1173 году, некий Беньямин из Туделы пишет о "Великом Киеве" и о учителе тамошних евреев "раввине Моше бен Яакове из Киева", известном и во Франции и в Богдаде. Другой очевидец – Птахия из Регенсбурга, проделав длинный путь из родной Баварии к берегам Днепра, "встречал в городах русов многих единоверцев", а ещё (тут по видимому о потомках хазар-прозелитов) – "видел в диких степях евреев-кочевников".
Так в каких-же городах нынешней Украины – тогдашней Киевской Руси, мог отдохнуть баварский непоседа за кошерным столом в субботний вечер?
Ну, на пример, и в по сей день существующем украинском городке с откровенным названием – Жидичин, упоминающимся в летописях 1227-го года. Или – во Владимире-Волынском. Знаменитое письмо 12-го века, отправленное тамошними купцами партнёрам-елиноверцам в германский город-порт Штральзунд, хранилось в городской ратуше без малого восемь столетий, и было утрачено в конце Второй Мировой войны. Зато пережил налёты немецкой авиации и по сей день свидетельствует о не последнем месте средневековой "Евреины" в Иудейском Мире манускрипт 13-го века от английского раввина Ицхака. Своё теологическое исследование сей учёный муж то и дело украшает ссылками на (по всей видимости, неоспоримого авторитета той поры) "Рава из Чернигова". В комментариях к Торе (13 в. Чехия), неизвестный автор тоже цитирует "Раввина Ицхака из Русии".
Имеются и другие, менее лестные (но от того – ещё более достоверные) доказательства еврейского присутствия в Киевской Руси. Так в письме парижскому респонденту Иехуде беи Ицхаку (1166 – 1224), раввин Элиейзер из Праги, жалуется на крайне низкий уровень образованности в общинах небольших русских городов, а так-же на практически поголовное незнание иврита тамошними обитателями. Стремясь, тем не менее, вести еврейскую жизнь, эти простаки, – сокрушается Рав Элиейзер, на должности раввинов и канторов нанимают иноземных неучей.
Что-ж, меломед-аферист – за хорошие деньги обучающий еврейских мальчиков плохому ивриту – это ещё не "цурес". Цурес, в узкоглазом лице Хана Батыя, ожидал украинских евреев в 1240 году. Приход монголов ознаменует собой конец Киевской Руси, но к счастью – не конец "Евреиыы". И следовательно – "шоб так мы были здоровы", как продолжение следует.
Глава вторая
(1240 г. – 1540 г.)
"Я змалку так зову тебе, бо змалку вiрю
що я не пасинок у тебе"…
"Борух Адонай, всеможний Боже
Дай вражи замiри зiрвати Украïнi
Дай щастя iй, единiй i довiчнiй"
Евреïна – мною выдуманная страна, несуществующий в географических атласах топоним. И всё-же это вполне реальное место на карте.
… Не знаю, любимая ли, но безусловно родная земля многих поколений моих предков. Судьба украинского еврейства тесно переплетена, но, тем не менее, весьма отлична от судьбы украинского народа. Моя Евреïна – страна со своим языком, со своей религией и с удивительной, более чем двухтысячелетней историей. Вы только представьте себе, с историей до того древней, что татаро-монгольское нашествие и последовавшая за ним гибель Киевской Руси пришлись уже на середину иудейского присутствия "у неньки".
Ещё не началась осада столичного города воинами хана Батыя, а население Приднепровья гибло многими тысячами. "Ничего личного", просто такая практиковалась у чингизидов тактика ведения боевых действий – деморализация армии противника путём массового уничтожения мирного населения… И не было для степных хищников на том кровавом пиру – "ни эллинов, ни иудеев". Сегодня мы не располагаем достоверными свидетельствами участия евреев Киевской Руси в военном противостоянии Орде, но одно можно сказать совершенно точно: ту горькую чашу они честно разделили с русским народом.
До конца 19-го века на старинном кладбище в местечке Тивров (Винницкая область) сохранялось древнее, датированное 1240-м годом надгробие некоего рава Шмуэля с высеченными в камне словами отчаяния: "Гибель следует за гибелью. Гнев Божий постиг нас." Повторюсь, описываемый исторический период крайне скудно отражён в общинных документах, что уже само по себе свидетельствует о беспрецедентном упадке иудейской инфраструктуры. Известно лишь, что после захвата монголами Киева выгорела до тла основанная в 10-м веке еврейская слобода – "Жидовский город", и оставшиеся в живых её обитатели, покинули разорённую столицу.
Планировка Киева в 10–13 вв., 5-Жидовские ворота с примыкающим к ним еврейским кварталом.
Ушли погорельцы по меркам той пешеходной эпохи в дальнюю даль от родных мест, впрочем границ современной Украины не покинули. Галицко-Волынский князь Даниила Романович (в чьи приделы подались беженцы), правителем слыл милостивым и мудрым. Не будучи воителем, галицкий суверен отличался политическим чутьём и особым талантом в плетении интриг. Добытый князем Даниилой в дипломатических баталиях "ханский ярлык" по важности не уступал крупной военной победе. Ярлык – ханская лицензия на управление русскими юго-западными землями – не освобождал князя и его подданных от грабительских налогов в ордынскую казну, однако гарантировал жителям княжества надёжную защиту от татарского произвола. Ну а если ещё принять во внимание, что в таких городах Галицко-Волынского княжества, как Галич и Владимир-Волынский, иудеям предоставлялась широкая религиозная автономия (раввинские суды, общинное самоуправление, самостоятельный сбор податей), то становится понятным, почему евреи стекались в те края изо всех терзаемых татарами земель. В 1259-м году ярлык князя Даниилы Романовича распространился и на управление Киевом, к тому времени – увы, утратившим былое величие… Ну и что с того – что больше не столица? И после долгой разлуки киевские евреи вновь вернулись к родному порогу, к "Матери Городов русских". Восстановили синагогу, школу, как водится, освятили мивку, но не стали городить недоброй памяти "Жидовские ворота". Подданным просвещённых волынских феодалов, явившимся в киевскую землю с равными всем прочим гражданам правами, ни к чему было запирать самих себя на засов. Вот бы так всегда, и не надо нам привилегий, за которые придётся потом расплачиваться жизнями. Просто – "равные среди равных", и было бы это нашим Еврейским Счастьем… Безо всяких кавычек.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ненька моя Евреïна"
Книги похожие на "Ненька моя Евреïна" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Гальперин - Ненька моя Евреïна"
Отзывы читателей о книге "Ненька моя Евреïна", комментарии и мнения людей о произведении.


















