Владимир Гальперин - Ненька моя Евреïна

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Ненька моя Евреïна"
Описание и краткое содержание "Ненька моя Евреïна" читать бесплатно онлайн.
Попытка систематизировать и по возможности человеческим языком изложить давным-давно известные факты.
В летописи 1288-го года, в главе, повествующей о похоронах волынского правителя, князя Владимира Васильковича, находим такое вот свидетельство благодарности "нехристей" за человеческое к себе отношение: "… плакали евреи, как по взятию Иерусалима, когда вели их в плен вавилонский". Если плакали, жалеючи усопшего, то тогда ладно, ну а если из-за дурного предчувствия, то напрасно. Ещё чуть-чуть, и наступит 14-й – воистину "золотой" век Евреины… И "тяжка година" Украны – её трагический раздел между Литвой и Польшей. Ничего не поделаешь, как я уже отмечал выше, нередко одни и те же исторические события очень по-разному отражались в судьбах еврейского и украинского народов. Мы не братья. (У украинцев, имеются другие братья, и Бог им судья). Ничего не поделаешь, так бывает – чужие друг другу, хотя и сыновья одной матери, которая нам – то "ласковая ненька", то – стерва, не заслуживающая родительских прав.
К 1356-му году Литва владела Киевом, Черниговом, Волынью, Подольем, Перияславщиной. Полякам досталась Галиция – т. н. Червоная Русь. В литовских, и в польских колониях, евреям гарантировались все без исключения гражданские права, да ещё и привилегии, которыми издавна пользовались их сородичи в веротерпимых метрополиях. Да что там веротерпимых (ко гневу и зависти попавших под польско-литовское ярмо украинцев) – практически проеврейских.
"Разделяет и властвуй". Новым хозяевам Украины было совершенно безразлично (или нет?) какое варево закипало в украинских душах под тяжёлой крышкой иноземного гнёта. Нет, он родом не из четырнадцатого века, он значительно старше, но креп антисемитизм в славянском самосознании, обживался в украинском фольклоре, точил гайдамацкие вилы именно тогда.
Торговые и налоговые льготы привлекали в Украину евреев не только из пограничных Литвы и Польши, но и из дальних европейских стран, где подвергались они жестоким гонениям. В течении 14-15-го столетий, в Украине, наряду с уже примелькавшимися ашкеназами из Западной Европы, селились и экзотические сефарды из турецких владений. Отныне "типичный" украинский еврей – это уже не славяноязычный потомок иудеев, обосновавшихся в Киевской Руси во времена Хазарского Каганата, но выходец из европейских гетто, разговаривающий на языке идиш. Ну а те, исконные евреи Приднепровья, к началу пятнадцатого столетия практически полностью растворились в общинах своих западноевропейских единоверцев… Но не бесследно. На память о былинных тех временах, и по странной прихоти Истории именно у евреев восточно-славянских земель по сей день сохранились дохристианские имена обитателей Древней Руси:… Миля (Милана, Мила – милая), Злотэ (Злата – золотая), Берл (Бер – слав. – медведь).
В 1385-м году Польско-Литовская Уния (в последствии трансформировавшаяся в государство Речь Посполитая), объявляла всех проживающих на её землях иудеев "собственностью короля". Сей необычный статус гарантировал "королевскому имуществу" надёжную защиту от произвола местных феодалов. Налоги евреи платили непосредственно в королевскую казну, и в обмен на некоторые коммерческие льготы обязаны были предоставлять Его Величеству беспроцентные ссуды. На местах (особенно в новых украинских вотчинах) горожане-ремесленники и мелкая шляхта подати платили из рук вон плохо, и вскоре центральные власти сочли целесообразным отдать евреям на откуп сбор податей и пошлин. Кто ж любит сборщика налогов, да ещё кладущего "твои кровные" в собственный карман. Недовольство "еврейскими кровопийцами" росло, теперь уже и в среде среднего класса. Но особенно в этом направлении усердствовала Католическая Церковь: ну ни как не вписывался в её представления о благочинстве не терроризирующий евреев монарх… Пусть хоть и себе в убыток.
Первым сдался Казимир Четвёртый. Не желая прослыть "плохим христианином", потакающим "еретикам", он решил не игнорировать антисемитские чаяния шляхты и духовенства. Заняв престол в 1440-м году, Казимир принялся исправлять ошибки своих венценосных предшественников. В соответствии с новыми законами, евреям отныне запрещалось: селиться в сельской местности, заниматься сельским хозяйством, вступать в ремесленные цеха, промышлять оптовой торговлей. Дальше – больше. И в 1495-м году евреев изгоняют из Киева и Луцка. Во Львове иудеям сначала запретили участвовать в городских выборах, а затем и вовсе лишили всех прав горожан. Но и этого показалось мало, и в 1521-м представители тамошних "деловых кругов" пишут королю следующее: "Неверные евреи лишили нас и наших занимающихся купечеством сограждан почти всех источников пропитания. Они овладели всей торговлей, проникли в местечки и сёла, не оставив христианам ничего." (… короче, по своему обыкновению выпили всю воду из кранов)
В 1529-м году следует очередная волна репрессий. Теперь уже "неверным" запрещено: свидетельствовать в судах, нанимать в кормилицы христианок, носить платье шитое золотом или серебром. Еврейским мужчинам предписывалось носить специальные шапки жёлтого цвета. Раввинам за обращение христиан в иудейскую веру грозило сожжение на костре.
Евреи в обязательных для ношения отличительных колпаках. Германия, 14 в.
И всё же… и всё же даже эти несправедливые законы были много мягче антисемитских уложений прочих европейских держав. Даже такая несвобода казалась привлекательнее публичных избиений раввинов на римских площадях и севильского крещения под страхом смерти. Потому и не бежали сыны Израилевы из Украины. Покорно нацепив жёлтые шапки, оставались…Не на свою (ведь только через полвека в семье Чигиринского подстаросты народится хлопчик Богдан), но на верную гибель грядущих поколений.
Глава третья
(1540 г.– 1648 г.)
"Запродана жидам вiра,
В церкву не пускають…"
……………………………………..
"Чи то потопити? Чи то подушити?
Чи жидовi на кров продати "
Тарас Григорьевич Шевченко.Начиная со второй четверти 16-го столетия довольно странные отношения стали складываться между украинскими евреями и польскими властями. Короли Речи Посполитой из года в год изобретали всё новые дискриминационные законы, те же, против кого были направлены все эти уложения, верой и правдой служили своим гонителям. Впрочем нелогичной (а на чей-то взгляд и унизительной) выглядит данная ситуация лишь в отрыве от исторического контекста. Дело в том, что издевательства польской Фемиды над ввереными ей "христопродавцами" – лишь детские шалости в сравнении с антисемитскими ужасами, творящимися в тогдашней Европе. Стоит-ли роптать на жёлтые шапки или на запрет заниматься оптовой торговлей, когда в соседней Московии в 1563-м году царь Иван повелел обратить в православие всех новгородских "жидовинов", а несогласных креститься – связать и бросить под лёд. В просвещённой Германии регулярно искали виновных в распространении чумы путём отравления колодцев, и регулярно находили. Немецкая, возглавляемая дворянами чернь – в "санитарно-профилактических целях" тысячами истребляла беззащитных евреев Баварии и Франконии.
Гравюра "Сожжение брошенных в ров евреев". Германия, 15 в.
… "Землёй сочащейся молоком и мёдом", "Раем на земле" – покажется вам после всего этого городок Бро делав, в котором всего-то и лишили вас, что всех гражданских прав. Впрочем, кроме одного: умереть, защищая город от врагов польской короны. (В 1551-ом году бродславские евреи, отбивали атаки татар уже и после того, как польский гарнизон покинул город). И не умаляет, на мой взгляд, мужества защитников Бродслава тот факт, что дрались они не по зову сердца (или не только по нему), но по приказу властей. Специальным указом короля, евреям Речи Посполитой вменялось в обязанности"… стоять на страже и выходить на войну с врагом короны на конях". Еврейское ополчение, по образцу казачьего, вооружённое за свой счёт, существовало в таких украинских городах, как Бар, Богуслав, Перияславль. И раз уж речь зашла о казачестве, то такой вот удивительный факт: в 1606-м году, во время похода поляков на Московию, в составе войска украинских казаков значились одиннадцать евреев. Не обозных брадобреев и сапожников, а конных ратников. Вот как описывает геройскую смерть одного из таких сорви-голов "рыцаря Берахи сына Аарона из города Тышовец" раввин Иоэль Сиркес – "… Сражаясь вместе с казаками, Бераха был исколот и изрублен вражескими секирами-бердышами. Казаки потом ещё долго сожалели о его гибели". Те одиннадцать ветеранов "московского" похода и упомянутый раввином Бераха не могли быть казаками в полной мере, скорее всего числились при войске кем-то наподобие "вольноопределяющихся".
Непременным условием принятия в Сечь и зачисления в казачий "кош", являлось православное вероисповедание. В польских архивах той поры читаем о неком еврее из города Берестья "крестившемся в православие и ушедшем на Запорожскую Сечь". Далее документ свидетельствует о том, что местная еврейская община в отместку отобрали всё имущество новоиспечённого казака и не позволила ему увезти с собою собственных детей. Лишь после вмешательства в конфликт канцелярии самого короля Сигизмунда III (наглядный пример юридической автономии иудейских общин-кагалов Речи Посполитой) казаку-выкресту позволено было забрать в Сечь детей и скарб.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ненька моя Евреïна"
Книги похожие на "Ненька моя Евреïна" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Гальперин - Ненька моя Евреïна"
Отзывы читателей о книге "Ненька моя Евреïна", комментарии и мнения людей о произведении.