» » » » Владимир Кутырев - Естественное и искусственное: борьба миров


Авторские права

Владимир Кутырев - Естественное и искусственное: борьба миров

Здесь можно купить и скачать "Владимир Кутырев - Естественное и искусственное: борьба миров" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Директмедиа»1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Кутырев - Естественное и искусственное: борьба миров
Рейтинг:
Название:
Естественное и искусственное: борьба миров
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-2841-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Естественное и искусственное: борьба миров"

Описание и краткое содержание "Естественное и искусственное: борьба миров" читать бесплатно онлайн.



Человечество все больше окружает себя искусственной средой и это самая глубокая причина переживаемого им глобального кризиса.

В книге рассмотрены основные направления экспансии искусственного: становление ноосферы как постчеловеческой реальности, космизация Земли, превращение вещей в знаки и информацию. Обсуждается ее влияние на характер познания и понимания, на представление о смысле и границах творчества, общая трагедия духа в мире разума. Приведены аргументы в пользу союза философии и религии против свободы научно-технического разума.

Несмотря на фундаментальный, иногда метафизический подход к вопросам, книга написана эмоционально, понятным языком и может быть интересна не только профессиональным философам.






Это самый мрачный вариант космизации Земли. Для здравомыслящих людей здесь нет предмета спора. Надо сделать все, чтобы он не осуществился. А вот идея «экологического производства», искусственной имитации естественных условий жизни, рассматриваемая частью ученых как основной путь решения экологических проблем, представляется более привлекательной. Она привлекательна и коварна. Примеров создания среды в замкнутом объеме достаточно много: у водолазов, на подводных лодках, в экспериментальных устройствах типа фитотронов, на ряде оснащенных новейшей техникой предприятий. Их суть – изоляция человека от естественной среды. Такое существование совпадает с сутью его бытия в космосе. Для проектировщика искусственного биосферного сооружения Земля выступает как любое другое безжизненное тело в околосолнечном пространстве. Как Луна или Марс. Только с разными данными о силе планетного притяжения и газового состава внешней оболочки. Принятие данного способа решения проблем экологии за норму обесценивает всякую деятельность по сохранению естественной среды обитания и ориентирует на космизацию нашего бытия в буквальном смысле слова. Это не стратегия жизни на Земле. Это стратегия пребывания в космосе. Поскольку закон единства организма и среды обойти нельзя, искусственная среда потребует искусственного обитателя.

Как природа и жизнь, с точки зрения перспектив человека, представляют собой нечто единое, так, с этой точки зрения, едины космос и техника. В то же время парно они противостоят друг другу.[19] Для развития техники природа как нечто живое, естественное нужна на первоначальном этапе, пока она является продолжением органов человека. В принципе же, особенно выйдя на уровень автоматов, она способна к саморазвитию, действию на безжизненных планетах, что открывает перед ней возможность безграничной пространственной экспансии. По своей «природе» техника космична. Как космична реализуемая в ней мысль. А жизнь, какую мы знаем – белковые тела – явление земное.

Н. А. Бердяев в удивительно актуальной и наиболее глубокой во всей философии техники работе «Человек и машина» писал: «Техника отрывает человека от Земли, она наносит удар всякой мистике земли, мистике материального начала, которая играла такую роль в жизни человеческого общества. Актуализм и титанизм техники прямо противоположны всякому пассивному животно-растительному пребыванию в материальном лоне, лоне матери – земли, Magna – mater, она истребляет уют и тепло органической жизни, приникающей к земле. Смысл технической эпохи прежде всего в том, что она заканчивает теллурический период в истории человечества, когда человек определялся землей не в физическом только, но и в метафизическом смысле слова… Техника имеет космическое значение, через нее создается новый космос».[20] С тех пор как были написаны эти слова, они стали оправданы и наоборот: новый космос создается не только метафизически, но и буквально, в физическом смысле слова и непосредственно на земле, а космизм из спекулятивного философского течения превратился в одно из важнейших направлений практической деятельности.

Осознание родового единства техники и космоса, их противоположности природе и жизни затруднено тем, что оно ставит человека перед драматическими перспективами. На земле образуется среда, которая начинает отрицать условия его бытия как естественного существа. Особую роль, как мы видели, здесь играет понятие ноосферы. Время, когда жил В. И. Вернадский, позволяло верить в возможность гармонизированного, направляемого общим разумом людей развития биосферы. Понятие ноосферы как бы обобщало надежды на превращение природы в ансамбль могущественных сил, служащих человеку под его руководством в качестве дирижера. Таковы были обещания начинавшейся научно-технической революции, когда глобальные проблемы лишь чуть брезжили на горизонте. Однако теперь она в полном разгаре. И как обычно бывает при реализации надежд, в них обнаруживается изрядная доля утопии. Практически ноосфера предстала как техносреда, искусственное образование с собственными законами функционирования. Именно ее разрастание порождает экологический кризис, ставя человека перед необходимостью борьбы за выживание. С высоты нынешней ситуации ясно, что ноосфера феномен не столько природы, сколько космоса. Биосфера – оболочка земли; создаваемая разумом искусственная среда тоже пока в основном на земле. Но она рвется в космос и призывает его на землю. Сущностные характеристики техники не привязаны к нашей планете. Прометей был прикован к скале, но похищенный им огонь – небесный. Ноосфера, включенная в систему бытия, предстает как часть космоса. С другой стороны, космос как реальность, а не просто идея или объект созерцания, появляется для нас благодаря науке и технике. Космизм в онтологическом плане – это идеология техногенной среды.

Космизм как научная парадигма

Становление искусственного мира, сначала в виде модификации естественных форм, потом их имитации и создание невиданных в природе вещей и веществ, а скоро и существ, вместе с прямым выходом в космос смещает центр нашей деятельности с земли на «небо». Движение от жизни и природы к технике и космосу, от естественного к искусственному – это стрела, пронзающая всего человека. И прежде всего, его сознание.

Поворотным пунктом в космизации нашего сознания является отказ от геоцентризма науки. Можно, однако, спросить, а разве Коперник уже не сделал этого? Да, конечно, но он преодолел его в астрономической области, касающейся устройства собственно Вселенной. Теперь же речь ведется, как ни парадоксально, об отказе от геоцентризма на Земле, о «космической революции» в науке вообще. Наука пошла по космическому пути – вот мотив, все громче звучащий среди методологов и философов. Только в биологии насчитывается около десятка направлений космического характера – астробиологическое, космологическое, планетарное, астронавтическое, микрофизическое, космической медицины и т. д. Прорабатываются проблемы будущего производства вне Земли, развития систем жизнеобеспечения космонавтов, возможности космического использования земной промышленности. На выход в космос нацелен военно-промышленный и военно-исследовательский комплекс большинства развитых стран. В этом начинают усматривать суть нового этапа научно-технического прогресса. Или даже «ускорения прогресса», редко задумываясь, «зачем».

Признавая подобного рода влияние космоса на науку, мы хотим сказать больше: его нельзя ограничить расширением «сфер захвата». В таком случае было бы достаточно признать факт разделения научных дисциплин на геоцентрические и геоэксцентрические, отметив при этом, что число последних растет. Проблема, однако, глубже. Если мы осознали космологический смысл техники, то отсюда вытекает, что космизация науки совпадает с процессами ее технизации. В фундаментальных областях с ее превращением в проектирование и мыследеятельность. От «открытия мира» человек переходит к его «изобретению», порождая искусственную реальность, которая распространена гораздо сильнее пока на Земле и именно она вносит решающий вклад в формирование негеоцентричности мышления. Современный уровень техники – вот причина торжества космической и истощения теллурической научной парадигмы, свидетелями чего мы являемся.

На фоне отказа от геоцентризма нарастает критическое отношение к антропоцентризму. Пафос критики – его несовместимость с задачами сохранения природной среды. С библейских времен поставленный господином над всей землей и ее тварями, человек не сдерживал своего губительного эгоизма. Теперь ради собственного блага он должен перестать считать себя привилегированным существом. Но предлагая отказаться от геоцентризма, как-то забывают уточнять, в пользу чего это должно быть сделано. Исходя из содержания критики, логично было бы думать, что в пользу природы, биосферы, то есть антропоцентризм заменяется природоцентризмом. Увы, природоцентризм представляется уже нереальным, он противоречит прогрессу, который «не остановишь». И наиболее распространенная антитеза антропоцентризму или «ничего», или антропокосмизм – «человек космический». Антропокосмизм – последнее слово философии техники.

Поскольку в понятии антропокосмизма человек (антропос) остается, то фактически это или только воспроизведение отказа от геоцентризма, или человеку тут не придается решающего значения. Он просто «слово» и мы имеем отказ от приоритетности земли и человека имеете. Отказ в пользу космоса ли? Неужели в пользу пустого космического пространства как некой бессубъектной, неструктурированной сферы? По-видимому, все-таки нет. Центр, субординации существуют: в этой роли выступает та же техника, но не «вообще», а имитирующая человека, его поведение и функции. Это высокоразвитые компьютерные системы с искусственным интеллектом как носители самостоятельной исследовательской активности. Образы объектов, которые они дают, строятся из информационной субстанции. Когда по телевизору показывают комету, это не результат пропорционального уменьшения ее действительного размера, как в оптическом телескопе, а информационно-графический продукт работы вычислительной машины. Это так называемая «натурная информация». С действительным объектом она совпадает по математическим параметрам, а краски, коричневое ядро и голубой хвост вполне условны. Человеческое восприятие космических процессов, как и процессов в микромире, так или иначе опосредовано техникой и наши органы чувств имеют дело в основном с экранами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Естественное и искусственное: борьба миров"

Книги похожие на "Естественное и искусственное: борьба миров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Кутырев

Владимир Кутырев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Кутырев - Естественное и искусственное: борьба миров"

Отзывы читателей о книге "Естественное и искусственное: борьба миров", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.