» » » » Владимир Кутырев - Естественное и искусственное: борьба миров


Авторские права

Владимир Кутырев - Естественное и искусственное: борьба миров

Здесь можно купить и скачать "Владимир Кутырев - Естественное и искусственное: борьба миров" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Директмедиа»1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Кутырев - Естественное и искусственное: борьба миров
Рейтинг:
Название:
Естественное и искусственное: борьба миров
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-2841-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Естественное и искусственное: борьба миров"

Описание и краткое содержание "Естественное и искусственное: борьба миров" читать бесплатно онлайн.



Человечество все больше окружает себя искусственной средой и это самая глубокая причина переживаемого им глобального кризиса.

В книге рассмотрены основные направления экспансии искусственного: становление ноосферы как постчеловеческой реальности, космизация Земли, превращение вещей в знаки и информацию. Обсуждается ее влияние на характер познания и понимания, на представление о смысле и границах творчества, общая трагедия духа в мире разума. Приведены аргументы в пользу союза философии и религии против свободы научно-технического разума.

Несмотря на фундаментальный, иногда метафизический подход к вопросам, книга написана эмоционально, понятным языком и может быть интересна не только профессиональным философам.






У сциентистов, техницистов нет ясности в отношении личного бессмертия. В свое время академик В. Глушков предлагал людям вместо смерти «уйти в машину», что в принципиальном плане уже осуществляется. Наряду с; тем, что идеи, мысли большинства умерших остаются в памяти родственников или в книгах, они теперь кодируются, вводятся в компьютеры, циркулируют в единой системе информации. Образы умерших маячат на телеэкранах, говорят, поют и пляшут. Но мы почему-то не считаем их живыми. Впрочем не все. Современные последователи Н. Федорова твердо уверены «во всесилии знания, побеждающего смерть и могущего на базе информационных программ биополевых систем возвратить к жизни всех ушедших в небытие».[15] Мы таким образом встретимся со своими воскресшими отцами, которые, правда, в отличие от «отцов» Н. Федорова будут на «небелковой основе» (узнаем ли мы тогда их?), и предстанут «более совершенными» (а мы, увы, рождались от несовершенных). Весь этот идеологический вздор нужен для самообмана и отождествления небелковых, то есть автотрофных систем с людьми, в то время как на самом деле так называемые воскресшие отцы, – а вернее «большие братья» – это новые мощные и в целом действительно бессмертные носители информации, возникшие в ходе становления искусственной реальности.

Как ни странно, в период зарождения идей о возможности технического обеспечения бессмертия человека, когда все было довольна туманно при господствовавшей тогда почти всеобщей религиозности, отношение к ним было более здравым. Не только со стороны «позитивистов» или атеистов, что тогда само собой разумелось. Н. Бердяев, например, тоже считал, что обещаемое бессмертие является безличным, а в таком случае оно бессмысленно. Человек как бы растворяется во вселенной, сама же идея бессмертия есть его своеобразное «прельщение».[16] Мы думаем, что подобная оценка сохраняет свое значение, более того, на фоне сциентистского перерождения сознания людей она актуализируется. Идейная «работа на бессмертие», поставленная на научную почву, грозит ускорить наш конец. Ей надо противостоять: «Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить».[17]

В бессмертие, как и в бога, можно только верить. Это область, как показал еще Кант, практического разума. Объекты веры, поклонения историчны, они меняются: священные камни, деревья, тотемные животные, богочеловек (Будда, Христос, Мухаммед) и вот – бессмертна техника, мыслящие роботы, большие компьютеры. Ряд бесконечен, а мы – конечны. Стоит задуматься: если уж потребность сознания в постулировании некоего абсолюта неистребима, то не лучше ли продолжать культивировать веру в бога в образах человека? А в области предметной деятельности вместо упования на ноосферу, которая будет управлять всем и вся, попытаться управлять самой ноосферой. Центр тяжести наших забот по выживанию надо переносить на регулирование искусственной среды и ее приведение к человеку, к его мере, соотнося с возможностями взаимной адаптации. Однако в конце XX века нельзя при этом не считаться с принципиально новым фактором нашей жизни – ее космизацией. Как она влияет на становление постчеловеческого мира, ноосферы и что несет людям?

Глава III. Космос опускается на землю…

«Человек постепенно перерождается – из жалкого просителя он становится в воинственную позу и начинает требовать: дескать выкладывай мать-природа всю истину. Так заявляет о себе новая космическая эра, к которой мы подходим, медленно подходим, но верно».[18] Эти соображения были высказаны К. Э. Циолковским в начале нашего века. Немногим более 30 лет назад один из людей, оторвавшись от своей планеты, пересек «роковую» черту и на Земле начался отсчет реального космического времени.

Подлинное значение великих событий выявляется не сразу. Наука, философия, даже фантастика до сих пор недооценивают, что это был не только выход землян в космос, но и приход космоса на землю. Мы поверхностно представляем себе действительные масштабы влияния космоса на человека. Оно огромно. Не где-то там, вверху, а именно здесь и на тех, кто никогда и никуда не собирается улетать. Изменяется содержание большинства земных понятий, представлений, ценностей. «Вторжение» космоса на нашу планету, ее освоение им требует иного ракурса рассмотрения проблем, нежели это делается в рамках так называемой космической философии.

Космос и техника как противоположность природы и жизни

При кажущейся вечности таких понятий как космос, природа, жизнь, их смысл в каждый период времени разный. Он определяется уровнем развития человечества, спецификой решаемых в том или ином обществе задач, связью с другими понятиями. Важно не отвлекаться на необязательные, на данный момент праздные смыслы слов, чтобы не запутывать суть дела. В настоящее время самая острая, стоящая перед людьми проблема – «выживание», условием которого является сохранение адекватного человеку качества окружающего мира. Эта проблема и будет главной призмой нашего рассмотрения всех космических вопросов.

Украшение конской сбруи – таково первоначально значение слова «космос» в древней Греции. Потом оно расширилось до «небесного пространства». Этот космос был живой, одушевленный и даже населенный. Пифагор, как математик, отличая космос от хаоса, понимал под ним прежде всего «порядок», гармонию реальности. После Аристотеля и у римлян космос отождествляется с миром в целом. Universumom. В славянских языках его аналог – «свет». Весь свет, весь мир, Вселенная. В новое европейское время слово космос теряет философскую окраску. В него начали вкладывать преимущественно астрономическое содержание, а «все сущее» именовали Природой (Спиноза), Материей (Ф. Бэкон), Абсолютной Идеей (Гегель). В религиозном сознании представление о предельно широкой реальности совпадает с представлением о Боге и его проявлениях.

В XX веке за космосом закрепилось не чисто астрономическое значение, но он не равен и бытию в целом. Космос – это то, что «вне Земли». Хотя с астрономической точки зрения Земля обычное космическое тело и все мы живем в космосе, все люди – космонавты, осваивать космос – значит действовать за пределами нашей планеты. Космос выступает своего рода антиподом Земли. Есть Космос и есть Земля. Не входит в него и природа, если это слово не употребляется сугубо философски, когда толкуют, например, «о природе вещей». Смысловой центр понятия «природа», его основное содержание в современном сознании связывается с Землей, и, когда мы говорим о «сохранении природы», то имеем в виду собственную планету.

Однако разве радиация, сернистый газ, цианистый калий не на Земле? Что же мы защищаем и от чего защищаемся? Тревогу вызывает состояние природы, терпящей поражение от… природы? Ведь радиоактивные вещества, если брать их как материю, тоже природа и они тоже на земле. Приходится делать вывод, что в актуальном, преимущественно экологическом смысле слова, природа не равна нашей планете, даже ее поверхности. Нас она заботит прежде всего как плацента и аура существования человека. Природа в экологическом смысле слова – это нечто живое, естественное – биосфера и то, что обеспечивает «возможность живого», включая в себя, как его предпосылку, сложившуюся структуру косного вещества. Но в принципе планета наша может вращаться и без природы. Есть Земля и есть Природа. Земля как космическое тело. Природа как жизнь на нем.

Антиподом живого, естественного является среда, в которой оно не способно развиваться. Такого рода среда – в космосе. По крайней мере в том, какой мы знаем. Экологически космос, его условия противоположны условиям существования биосферы. Космос и природа, космос и жизнь, какую мы знаем на Земле – враги. Они не могут вступать в прямой контакт друг с другом. Для встречи с космосом человек вооружается специальной техникой. Не только активной, проникающей в него, но и пассивной, изолирующей от него.

Фактически с космосом взаимодействует наша мысль и техника. Ничто органическое, естественное с космосом не совместимо. Не встречался с ним и живой человек. Он только находится в нем. Если встретится – погибнет. Взлетевшие с Земли в Космос люди больше всего боятся прямого контакта с ним: не дай Бог.

«Парадокс проникновения человека в космос в том, что для этого требуется» – техника, создание которой ведет к появлению «очагов космоса» на самой Земле. Нужна технология такого уровня, с которой человек тоже не может вступать в прямой контакт. Она воспроизводит вокруг себя соответствующую среду. На поверхности Земли уже есть обусловленные производственной деятельностью совершенно не пригодные для жизни пространства. В биосфере появляется все больше мертвых пятен. Пятен космоса. Или она приводится на грань способности к воспроизводству, к состоянию, от которого человеку надо защищаться. Современная городская квартира, оборудованная кондиционером, автономным водоочистителем, ионизатором, противошумными стеклами или вообще без окон, с противогазами и радиометрами на случай экстремальных выбросов ближайшего предприятия – это прообраз кабины межпланетного корабля, примитивное жилище космонавта на собственной земле. В особо загрязненных городах выход на улицу похож на выход в космос – люди торопливо пересекают ее как вражескую территорию. Собственно говоря, если разразится экологическая катастрофа, то это будет ситуация космоса на Земле. Мечта о массовом переселении на новые планеты может осуществиться раньше, чем мы думаем и по-другому, чем думаем, в духе рассказа об обезьяньей лапе, исполняющей все желания владельца, но превратным образом (захотев денег, он получает их как страховку за погибшего сына).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Естественное и искусственное: борьба миров"

Книги похожие на "Естественное и искусственное: борьба миров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Кутырев

Владимир Кутырев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Кутырев - Естественное и искусственное: борьба миров"

Отзывы читателей о книге "Естественное и искусственное: борьба миров", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.