» » » » Людмила Камедина - Народный святой архимандрит Павел (Груздев): текстология дневников


Авторские права

Людмила Камедина - Народный святой архимандрит Павел (Груздев): текстология дневников

Здесь можно купить и скачать "Людмила Камедина - Народный святой архимандрит Павел (Груздев): текстология дневников" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Директмедиа»1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Камедина - Народный святой архимандрит Павел (Груздев): текстология дневников
Рейтинг:
Название:
Народный святой архимандрит Павел (Груздев): текстология дневников
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-3787-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Народный святой архимандрит Павел (Груздев): текстология дневников"

Описание и краткое содержание "Народный святой архимандрит Павел (Груздев): текстология дневников" читать бесплатно онлайн.



В книгах, написанных об архимандрите Павле (Груздеве), достаточно подробно изложена его биография, приведены документы, сопровождавшие его жизнь, опубликовано большое количество воспоминаний современников о встречах с ним, изданы рассказы самого отца Павла, записанные с его слов. Текстологическим анализом «тетрадей» отца Павла ещё никто не занимался. Задача данных статей – дополнить портрет архимандрита Павла (Груздева) через текстологическое исследование «тетрадей», которые заполнялись рукой самого отца Павла, в них – его мысли о прошедшем, настоящем, будущем. В словах, буквах, почерке, ритме, избранных жанрах предстаёт сам отец Павел, потому что это слова, которыми он говорил, эти буквицы и почерк, которыми он писал. Это его ритмы жизни, внутренней, душевной и духовной, которой он постоянно жил. Это жанры, которыми он общался с людьми. Закрытый для мира, он неожиданно открывается в своих писаниях. Личность автора выявляется во всём: в структуре текста, в хронотопе записей, в избранных темах, мотивах, идеях, в символике подтекста, в расставленных и закодированных знаках, в ритмах и интонациях текста, в языковой материи, её словах, буквицах и звукописи.






На мысль о страхе человеческом и о страхе Божьем в «тетрадях» отца Павла помещены врезки – это вырезки из газет с портретами погибших космонавтов В.Н. Волкова и В.И Пацаева. Рядом приклеена тоже вырезанная картинка о гибнущих в море с евангельским текстом: «И глаголя им (Иисус): «Что страшливи есте, маловеры, тогда восстав, запрети ветра и морю, и бысть тишина велия»» (Матф.: 8-26)». Угадать движение мысли отца Павла трудно. Однако можно сделать предположение, почему, внезапно погибшие, уже перед спуском на землю, космонавты помещены с библейской картинкой. И те, на море, могли бы погибнуть, таков был страх перед смертью, но вера в Бога спасла их. Космонавты погибли по безверию, ибо для Бога нет ничего невозможного, как на море (утихомирить бурю), так и в воздухе (не допустить разгерметизации космического корабля перед посадкой на землю). Безверие и неверие во Всемогущего Бога сгубило космонавтов – это закодированная в картинках отца Павла мысль на страницах «тетрадей».

Среди многообразия жанров, встречающихся на страницах «тетрадей» отца Павла, есть редкие. Например, стихиры святому Павлу Обнорскому, «лествица» добродетелей. В стихире поётся о терпении лютых страстей, звучит призыв «не лениться», и тогда Господь даст своему чаду силу великую, спасение, блаженство, блага и праведный венец. Всё это получил за свою праведную жизнь преподобный Павел Обнорский, и всё это может получить любой, следующий путём праведника. После поучительной стихиры отец Павел записывает свою мысль о праведной жизни: «Молитва Иисусова заменяет все правила и молитвы».

Короткая Иисусова молитва – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» – молитва монашеская, известная с древних времён. Монах читает эту молитву с утра до вечера. Она постоянно звучит в нём. Судя по записям, отец Павел знал силу и благодать Иисусовой молитвы. Рекомендация старца, вероятно, распространяется не только на монашеский мир, но и на светский, это и совет прихожанам.

Жанр «лествицы» также древний. Само понятие «лествицы» исходит из идеи святого Иоанна Синайского (VII в.), прозванного Лествичником за свою книгу «Лествица», в которой повествуется о 30 ступенях духовного восхождения к Богу. В процессе такого духовного подъёма нужно избавиться от страстей и приобрести добродетели. Самая главная добродетель – любовь.

«Лествица», которую приводит в «тетрадях» отец Павел, называется им «Десять ступеней, ведущих на Небо». Стоит привести её для современников и потомков:

1. Совершенно забыть своё Я.

2. Плакать о грехах.

3. Быть кротким.

4. Познавать волю Божью.

5. Быть милостливым.

6. Иметь чистое сердце.

7. Быть миротворцем.

8. Терпеть за правду.

9. Терпеть поношение за Христа.

Далее у отца Павла – пропущенная строчка, и записи продолжаются. Вероятно, 10 ступень – это уже достижение Небес, обретение Бога, Бытие с Богом. Следующие же записи в «тетради» начинаются пословицей: «Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит». Эта народная мудрость также вписывается в 10 ступень. Она обобщает девять предыдущих. Это своеобразный вывод «лествицы». У Иоанна Синайского (Лествичника) на последней 30 ступени помещена любовь, которая даётся Богом за преодоление 29 предыдущих ступеней. У отца Павла – это 10 ступень.

Богословие «тетрадного» текста представляют также притчи, поучения, предания. Притчи отец Павел выписывал из Пролога, причём, выбор делал в пользу шутливых поучительных описаний, смешных случаев из монашеской жизни. Например, записана притча о двух монахах, один из которых не любил лука, а второй не любил масла. Приглашая друг друга в гости, спорили, чего не класть в суп: лука или масла. Да так и уходили, не пообедав.

Записал отец Павел поучительную притчу о монахе, который не успел благословиться у старца на сон. Да так, по послушанию, и не лёг спать. Отец Павел делает приписку: «Таковы плоды послушания».

Есть притча в записях старца, которая по своему жанровому своеобразию находится на грани смехового текста, в частности, «Лечебника на иноземцев», очень популярного в XVII в., и евангельской притчи о человеке, который пришёл в лечебницу исцелиться от грехов. Врач ему предписывает: «Приди и возьми: корень – послушания, листвия – терпения, цвет – чистоты, плод – добрых дел. Изотри всё в котле безмолвия, просей в решете рассуждения и всыпли в горнец смирения. Полей из слёз молитвенных. Пригнети огнём Божественной любви и покрой милостынею. И егда учредится, остуди и посоли братолюбием и вкушай лжицею покаяния. И тако совершив, будеши здрав во веки». Хотелось привести притчу целиком, как она записана у отца Павла. Эта притча прекрасна и для современного поучения. Отец Павел хотел сохранить её для потомков, поэтому перед «Аптекой духовной» он приписывает: «На все болячки врачей не хватит». Лучшее лечение, по его мнению, – духовное.

Притчи старца изложены простым, разговорным языком, ясным и понятным всем. В его поучениях нет богословских сложностей. Даже если он прочитывает сложный для восприятия богословский текст, то в своих записях он упрощает его, пересказывает своими словами, приближает к народу. Адресаты его поучений – монахи, священники, прихожане, родственники, знакомые, наконец, все русские люди, которые прочитают его «тетради». Поучения архимандрит Павел (Груздев) оставил в назидание потомкам. В XI веке русский князь Владимир Мономах, «сидя на санях», т. е. на старости лет, решил написать поучение своим детям, а написал поучение для всех русских людей. Так и «тетради» старца Павла (Груздева), написанные, вроде бы, для себя самого, выливаются в поучения и назидания всем. Его обращения к читателям своих «тетрадей» говорят об адресатах-потомках: «Братие», «Девочки», «Друг любезный» и т. д.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Народный святой архимандрит Павел (Груздев): текстология дневников"

Книги похожие на "Народный святой архимандрит Павел (Груздев): текстология дневников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Камедина

Людмила Камедина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Камедина - Народный святой архимандрит Павел (Груздев): текстология дневников"

Отзывы читателей о книге "Народный святой архимандрит Павел (Груздев): текстология дневников", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.