» » » » Олег Старков - Криминотеология


Авторские права

Олег Старков - Криминотеология

Здесь можно купить и скачать "Олег Старков - Криминотеология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Старков - Криминотеология
Рейтинг:
Название:
Криминотеология
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-338-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Криминотеология"

Описание и краткое содержание "Криминотеология" читать бесплатно онлайн.



Первое, после 1909 г., системное и открытое исследование криминальных проблем сферы религии, созданное на стыке криминологии и религиоведения, богословия и теологии, содержащее статистику, исторический и современный анализ уголовно-правовых норм о религиозных преступлениях и исследовательские данные о преступлениях, совершаемых сектантами-сатанистами и язычниками.

Рекомендуется в качестве учебно-практического пособия для адъюнктов, аспирантов, студентов, профессорско-преподавательского состава юридических, богословских и других гуманитарных учебных заведений, а также для практических работников органов уголовной юстиции, занимающихся дознанием, предварительным расследованием, оперативно-розыскной работой, прокурорским надзором и рассмотрением в суде дел о религиозных преступлениях.






1) право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию;

2) право не исповедовать никакой религии;

3) право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения;

4) право действовать в соответствии с религиозными убеждениями;

5) право пропагандировать религиозные убеждения и распространять их любым, не запрещенным законом путем;

6) право осуществлять религиозное, атеистическое и тому подобное воспитание и образование;

7) право отправлять религиозные обряды и культы;

8) право менять религиозное вероисповедание;

9) право создавать новое религиозное вероисповедание;

10) право на благотворительную и любую, не запрещенную законом общественную деятельность;

11) право на равенство всех граждан перед законом и правосудием независимо от религиозного вероисповедания.

Анализ понятий «свобода совести», «религиозная свобода», «свобода вероисповедания», их естественных границ позволяет сделать некоторые выводы:

а) понятия свободы вероисповедания и религиозной свободы шире понятия свободы совести, которое, однако, являясь более узким, чем предшествующие, все же много глубже их;

б) «свобода вероисповедания» и «религиозная свобода» – понятия практически идентичные;

в) «нарушение охраняемой уголовным правом свободы совести» не идентично понятию «религиозное преступление»;

г) «нарушение охраняемой уголовным правом свободы вероисповедания и религиозной свободы» идентично понятию «религиозное преступление».

Кроме того, следует отличать понятие «религиозное преступление» от категории «церковное преступление».[62] В. Н. Ширяев трактует религиозные преступления как «деяния, состав которых обусловливается фактом существования религии»[63]. А правовая природа религиозного преступления, по мнению В. ф. Роланда, Каля[64], определяется отношением государства к церкви. Вне категории религиозного преступления, пишет В. Н. Ширяев, находятся «группы смешанных деяний, в которых религиозный элемент имеет значение лишь квалифицированного, осложняющего обстоятельства и которые независимо от этого элемента сохраняют свой преступный характер»[65]. Он также полагает, что основой возникновения религиозных преступлений служит Лишанский эдикт 313 г. Константина и Лициния и последовавшее за ним провозглашение христианской религии государственной. Только с этого времени в правовом обороте появляется особое благо (религия) и особый интерес (религиозный), которые берутся государством под специфическую охрану закона и за посягательство на которые государство подвергает виновного наказанию. Таких условий не было ни в языческих государствах древнего мира, ни в иудейской теократии.[66] Политеизм язычества был слишком терпим. В теократическом израильском государстве всякое правонарушение было вместе с тем нарушением Божьей заповеди, и только христианская эпоха римской империи создала те нормы, регулирующие религиозную жизнь, которые явились не только основой для законодательства в этой области всех последующих эпох, но и выступали в качестве действующего права.[67] Ученый считает также, что политеист может наряду с почитанием своих собственных богов почитать и других богов, так как служение большему числу божеств создает даже большую обеспеченность, ибо тем меньше опасности навлечь на себя гнев какого-либо оставленного без внимания бога. Государство оказывало национальной религии охрану лишь постольку, поскольку посягательство на нее сопряжено было с опасностью для целости государства, так что охранялась, собственно, не религия, как известное правовое благо, а охранялась целость и безопасность государства.[68]

Анализируя типы посягательств на религиозную свободу, С. В. Познышев выделяет несколько их признаков, которые можно сгруппировать следующим образом:

1. Только активное (не пассивное) проявление неуважения к религиозной свободе, иначе говоря, деяние, выраженное в форме действия, а не бездействия (эти виды преступного деяния в дореволюционной литературе не выделялись).

2. Деяние внешне должно быть выражено исключительно в грубой, оскорбительной форме, т. е. должно посягать на религиозные честь и достоинство человека.

3. Оно должно быть умышленным, при этом под умыслом понимается «прямо или с намерением выразить неуважение или с сознанием их оскорбительности».

4. Непременный признак деяния – публичность, что предполагает «поношение или поругание в распространенных или публично выставленных сочинениях или изображениях или в публичном собрании или в публичном месте, чтобы деяние было воспринято несколькими лицами».[69]

Таким образом, под религиозным преступлением С. В. Познышев понимает действия, умышленные, внешне оскорбительные, публичные.

С этой трактовкой происхождения религиозных преступлений и их правовой природы, принадлежащей известным специалистам в области религиозных преступлений, нельзя не согласиться. Вместе с тем мы полагаем, что в понятие религиозного преступления должны включаться не только «чисто» религиозные составы, но и квалифицированные, когда связь преступления с религиозной свободой признается обстоятельством, отягчающим или, наоборот, смягчающим ответственность. Кроме того, всякое религиозное преступление причиняет либо создает угрозу причинения вреда духовной жизни человека, группы людей или общества в целом, т. е. является духовно-вредоносным, и это деяние признается преступлением в уголовном праве, т. е. оно уголовно-противоправное. Далее, всякое деяние подобного типа не просто виновно, оно совершается только умышленно, причем с прямым умыслом и в половине случаев по мотиву религиозной ненависти и вражды или в связи с исполнением религиозного ритуала. Наконец, всякое религиозное преступление посягает на религиозную свободу граждан. Вместе с тем нельзя не отметить здесь, что понятие «религиозное преступление» более точное, нежели «нарушение охраняемой уголовным правом религиозной свободы или свободы совести», хотя бы потому, что в УК РФ во всех соответствующих случаях используется термин «религиозное»: «мотив религиозной ненависти или вражды» (п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «з» ч. 2 ст. 117, п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ); «нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии» (ст. 136); «незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов» (ст. 148); «религиозное или иное объединение» (ст. 239); «возбуждение религиозной вражды» (ст. 282); «полное или частичное уничтожение религиозной группы» (ст. 357).

Поэтому под религиозным преступлением следует понимать любое духовно-вредоносное, уголовно-противоправное, умышленное деяние, посягающее на религиозную свободу граждан или по мотиву религиозной ненависти или вражды, или в связи с исполнением религиозного ритуала.

Церковные преступления отличаются от религиозных там, где церковь отделена от государства. Там же, где она является государственным институтом, церковное преступление в большинстве своем отождествляется с религиозным.

Признаками церковного преступления, по мнению ряда авторов, являются:

1) нарушение канонов той или иной церкви, их переступление;

2) эти преступления могут совершать только члены той или иной церкви – священнослужители и прихожане;

3) санкции церковные имеют особую специфику – это или ссылка на наказание после смерти, ад, или рай; и др.[70]

Приступая к анализу классификации религиозных преступлений, нельзя не остановиться на мнении С. В. Познышева по этому вопросу, тем более что в дореволюционной литературе оно практически единственное.

Все преступные посягательства на религиозную свободу он делит на:

1. Умышленное принуждение – посредством физического насилия или угрозы – к принятию, непринятию, отречению от религиозных верований. Сюда же он включает и принуждение к вступлению или выходу из религиозного союза.

2. Нарушение границ допустимой пропаганды религиозных верований – совращение в какое-либо религиозное учение лиц, не достигших возраста религиозного самоопределения и воспитываемых в иной вере (хотя пределы возраста религиозного самоопределения довольно относительны. – Авт.).

3. Нарушение свободы культа – намеренное воспрепятствование насилием, угрозой, бесчинством отправлению общественного богослужения.

4. Принуждение к участию или неучастию в религиозном культе (моление, обрезание и пр.).[71]

Таким образом, здесь автор развивает свои идеи относительно естественных границ свободы совести, пропаганды религиозных верований, культа, нарушаемых преимущественно какой-либо формой насилия – физического, психического, волевого, имущественного[72].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Криминотеология"

Книги похожие на "Криминотеология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Старков

Олег Старков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Старков - Криминотеология"

Отзывы читателей о книге "Криминотеология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.