» » » » Олег Старков - Криминотеология


Авторские права

Олег Старков - Криминотеология

Здесь можно купить и скачать "Олег Старков - Криминотеология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Старков - Криминотеология
Рейтинг:
Название:
Криминотеология
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-338-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Криминотеология"

Описание и краткое содержание "Криминотеология" читать бесплатно онлайн.



Первое, после 1909 г., системное и открытое исследование криминальных проблем сферы религии, созданное на стыке криминологии и религиоведения, богословия и теологии, содержащее статистику, исторический и современный анализ уголовно-правовых норм о религиозных преступлениях и исследовательские данные о преступлениях, совершаемых сектантами-сатанистами и язычниками.

Рекомендуется в качестве учебно-практического пособия для адъюнктов, аспирантов, студентов, профессорско-преподавательского состава юридических, богословских и других гуманитарных учебных заведений, а также для практических работников органов уголовной юстиции, занимающихся дознанием, предварительным расследованием, оперативно-розыскной работой, прокурорским надзором и рассмотрением в суде дел о религиозных преступлениях.






Приступим к анализу объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны состава религиозных преступлений.

Видовой объект религиозного преступления – это религиозная свобода или свобода религиозного вероисповедания, каковые понятия являются идентичными. Как установлено в первом параграфе этой главы, религиозная свобода включает в себя право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию; не исповедовать никакой религии; свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения; действовать в соответствии с религиозными убеждениями; пропагандировать религиозные убеждения и распространять их любым, не запрещенным законом путем; осуществлять религиозное, атеистическое и тому подобное воспитание и образование; совершать религиозные обряды и культы; менять религиозное вероисповедание; создавать новое религиозное вероисповедание; на благотворительную и любую, не запрещенную законом общественную деятельность; на равенство всех граждан в обществе перед законом, правосудием и государством независимо от религиозного вероисповедания. Любое религиозное преступление должно посягать на этот объект – религиозную свободу. Если этот объект при посягательстве отсутствует, значит, деяние либо не религиозное, либо вовсе не является преступлением.

В качестве родового объекта всех религиозных преступлений по действующему уголовному законодательству выступают либо 1 личность, либо 2 общественная безопасность и общественный порядок, либо 3 государственная власть, либо 4 мир и безопасность человечества. Только перечисление этих объектов – четырех из шести в УК РФ – показывает, насколько опасны религиозные преступления для жизнедеятельности человечества, общества, государства, личности. Религиозные преступления не предусмотрены только в двух сферах – экономики и военной службы. Следует вспомнить, что в Воинских артикулах Петра I фигурировали практически только воинские религиозные преступления, и именно они положили начало новому стилю уголовной политики – «государственно-церковному монизму». Кроме того, не будет лишним напомнить и о том, что специфическое религиозное преступление – святотатство, или «церковная татьба», т. е. хищение священных или освященных предметов из церквей, молитвенных домов разных вероисповеданий и тому подобные деяния – фигурировало во всех уголовно-правовых источниках досоветского периода, начиная с Устава св. кн. Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных, датируемого предположительно 995-1011 гг., и заканчивая Уголовным уложением 1903 г. Но это парадоксальное положение (четыре родовых объекта) должно быть устранено – один вид преступлений может посягать только на один родовой объект, поэтому и требуется выделить в УК РФ отдельную главу в одном разделе. Представляется, что подобным разделом должен быть раздел VII «Преступления против личности» – первый в Особенной части, так как религиозные преступления посягают прежде всего на свободу вероисповедания личности. Но они посягают также и на религиозную свободу общества, ибо реализация права на свободу вероисповедания отдельной личностью (непосредственный объект) не должна посягать на такую же религиозную свободу другой личности и на иные конституционные права и свободы граждан, охраняемые уголовным законом. И подобная религиозная свобода в обществе регулируется и охраняется государством в различных отраслях права. Поэтому религиозное преступление посягает на религиозную свободу (личности, общества, государства).

Вместе с тем все религиозные преступления по действующему уголовному законодательству посягают еще по меньшей мере на один видовой объект. В качестве второго видового объекта религиозных преступлений в УК РФ определены: или жизнь и здоровье (для четырех преступлений), или конституционные права и свободы человека и гражданина (для двух преступлений), или здоровье населения и общественная нравственность (для двух преступлений), или основы конституционного строя и безопасности государства (для одного преступления), или, наконец, мир и безопасность человечества (для одного преступления). Данное абсурдное положение необходимо устранить – религиозное преступление посягает только на один видовой объект – религиозную свободу (личности, общества, государства). Но при этом предполагаются два, чаще всего, или более непосредственных объекта, например, при отказе в приеме на работу по религиозным основаниям нарушается религиозное равноправие граждан в обществе, поэтому непосредственные объекты здесь – право на труд и на свободу совести личности, видовой объект – религиозная свобода (личности, общества, государства), родовой – личность. Или истязание человека во исполнение религиозного ритуала имеет один родовой объект – личность, один видовой объект – религиозную свободу (личности, общества, государства), два непосредственных – свободу совести и здоровье личности. Поэтому место главы «Религиозные преступления» или «Преступления против религиозной свободы» – между главами 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» и 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних». Уголовно-правовая охрана свободы совести и свободы вероисповедания является, с одной стороны, охраной и конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 28 Конституции РФ), а с другой – охраной духовного здоровья общества, основы которого закладываются в семье при воспитании несовершеннолетних.

Приступим к анализу объективной стороны видового религиозного преступления. Логичным представляется начать этот анализ с фактически единственного «чисто» религиозного преступления, предусмотренного в главе 19 как преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина – «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания».

Деяний два, и они заключаются в действиях или бездействии, состоящих в 1) незаконном воспрепятствовании деятельности религиозных организаций и в 2) незаконном воспрепятствовании совершению религиозных обрядов. Рассмотрим их подробнее.

Незаконность воспрепятствования означает, что государство в лице своих органов обязано препятствовать деятельности религиозных и иных объединений, если эта деятельность сопряжена или с насилием над гражданами, или с иным причинением вреда их здоровью, либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, или к совершению иных противоправных деяний, и за создание таких объединений, руководство ими, участие в их деятельности и за пропаганду указанных деяний предусмотрена уголовная ответственность (ст. 239 УК РФ). Если же деятельность религиозных объединений не сопряжена с подобными деяниями, то, значит, она законная, разрешена и создание препятствий к осуществлению этой деятельности преследуется в уголовно-правовом порядке.

Воспрепятствование означает создание помех, блокирование деятельности религиозных организаций, т. е. имеет целью спутать их планы, расстроить, сорвать то или иное мероприятие, например религиозный обряд; выбить почву из-под ног лидеров этих организаций и простых священнослужителей; стать на пути их законной деятельности, «испортить обедню»; не допустить реализации планов деятельности или отправления того или иного культа.[78]

Воспрепятствование деятельности религиозной организации – это либо пресечение деятельности действующей или временно не функционирующей, либо создание помех для начала работы зарегистрированной, но не приступившей к деятельности религиозной организации, а равно незаконный отказ или иное создание препятствий в регистрации религиозной группы в качестве религиозной организации, либо неправомерный отказ органов местного самоуправления принять уведомление о создании религиозной группы.

Что же такое религиозная организация? Религиозная организация в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. является одним из двух видов религиозных объединений. При этом религиозным объединением признается «добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей». Кроме того, в соответствии со ст. 7 этого же Закона первой разновидностью религиозного объединения – религиозной группой «признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (курсив наш. – Авт.). Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками». В этой же статье, в ч. 2, говорится, что «граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления» (курсив наш. – Авт.). В иных же случаях, когда нет намерения преобразовать группу в религиозную организацию или когда подобное намерение в момент образования группы еще не возникло, уведомлять органы местного самоуправления не требуется. И в этом случае без регистрации и уведомления деятельность религиозной группы в качестве собрания физических лиц – граждан будет законной, если она заключается в совершении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в обучении религии и религиозном воспитании своих последователей (ч. 3 ст. 7 указанного Закона). Надо подчеркнуть, что в советское время религиозные организации не пользовались правами юридического лица и осуществляли свою деятельность как религиозные группы. Уголовный закон охраняет законную деятельность только религиозных организаций. Деятельности религиозных групп, даже законной, можно создавать препятствия, во всяком случае на данный момент это уголовно не наказуемо, если подвергнуть норму буквальному, а не расширительному толкованию. Расширительное толкование невозможно, поскольку действующий УК РФ запрещает аналогию в толковании и применении уголовного закона. Поэтому уголовно-правовая защита деятельности религиозных групп станет возможной лишь в случае изменения данной нормы, когда вместо термина «организация» будет использовано понятие «объединение». Некоторые авторы полагают, что «законодатель не имел в виду оставить эти группы без уголовно-правовой защиты; просто Федеральный закон „О свободе совести и о религиозных объединениях“ был принят после введения в действие УК России»[79]. Думается, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд. В ст. 239 УК РФ запрещается деятельность любого «объединения», а не организации, «посягающего на личность и права граждан». И наверняка это не оговорка. Законодатель полагает, что в большей защите нуждается личность и права граждан – недаром раздел о преступлениях против личности первый в Особенной части, – нежели деятельность религиозных объединений обоих видов. Здесь учитывается и то, что религиозная группа официально не регистрируется и необходимо ее существование не менее пятнадцати лет на данной территории, подтвержденное органами местного самоуправления, которые могут дать это подтверждение, только если религиозная группа в свое время, пятнадцать лет назад, уведомила их о своем создании. Иначе говоря, законодатель считает, что в течение этого времени можно проверить, не занимается ли она противоправной деятельностью. Другое дело, что есть смысл изменить формулировку ст. 148 УК РФ, расширив понятие организации до религиозного объединения с тем, чтобы уравнять их в правах, и в этом можно согласиться с Е. М. Шевкопляс. Кроме того, еще один вывод следует из этого – рассмотреть объективную сторону организации объединения, посягающего на личность и права граждан, предусмотренной ст. 239 УК РФ, вместе со ст. 148 УК РФ, ибо, как представляется, это параллельно действующие, взаимодополняющие нормы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Криминотеология"

Книги похожие на "Криминотеология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Старков

Олег Старков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Старков - Криминотеология"

Отзывы читателей о книге "Криминотеология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.