» » » Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян


Авторские права

Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян

Здесь можно купить и скачать "Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Белый город»08eeed96-6db7-11e5-8f01-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян
Рейтинг:
Название:
Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-485-00338-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян"

Описание и краткое содержание "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян" читать бесплатно онлайн.



Основание Козельской Введенской Оптиной пустыни относится к концу XIV – началу XV вв. Прошли века, и сейчас обитель стала одним из духовных центров России. Рассказ о богатой и непростой истории монастыря, документальные свидетельства о его развитии, о жизни знаменитых старцев и простых монахах вы найдете в данной книге. Завершает сборник жизнеописание почивших скитян, славных своим иноческим служением.






Иначе учат православные пастыри, следуя более точно заповедям Господа.

«Два рода ученых и мудрых людей, – пишет святитель Тихон Задонский, – одни учатся в школах от книг, и множайшие от них суть безумнейшие паче простых и безграмотных, яко и алфавита христианского не знают; ум острят, слова исправляют и красят, но сердца своего исправить не хотят. Другие учатся в молитве со смирением и усердием и просвещаются от Духа Святаго и суть мудрейшие паче философов века сего; суть благочестивии и святии, и Богу любезнии; сии хотя алфавита не знают, но добро все разумеют; просто, грубо говорят, но красно и благоприятно живут».

Повеление Спасителя: «шедше научите вся языки», католичество возвело до измышления догмата непогрешимости папы, и духовное руководство совести верующих дало в руки отцам-иезуитам для учреждения всесветного папского царства на Земле и для уловления всеми средствами душ человеческих с принадлежащими им капиталами (католическое старчество). А протестантизм предоставил полную свободу: кто как хочет, так и верует.

В Православной же Церкви пастыри духовные, просвещенные богословием, ведут своих овец ко Христу без всяких политических видов, и простецы, хотя и не обучавшиеся в школах наукам, но просвещенные Духом Святым, оказываются, по слову свт. Тихона, мудрейшими паче философов века сего. К простецам сего рода принадлежал и наш старец о. Леонид.

Старец Леонид

Отец Леонид (карачевский мещанин, в мире Лев, родившийся в 1768 г.) поступил первоначально в Оптину Пустынь в 1797 году, а через 2 года перешел в Белобережскую пустынь, в 15 верстах от Брянска, где и пострижен в 1801 году. Затем временно он проживал в Челнском монастыре (в 8 верстах от Трубчевска) для духовного назидания у схимонаха Феодора, одного из учеников великого старца о. Паисия (при котором он около 20 лет прожил в молдавских монастырях). Когда же о. Леонид по воле преосвященного Досифея, епископа Орловского и Севского, определен был настоятелем Белобережской Пустыни, тогда и наставник его о. Феодор переселился к нему в обитель в 1805 году, после временного пребывания в Челнском монастыре[20].

В 1807 году о. Феодора постигла опасная и продолжительная болезнь, во время которой он был трое суток в летаргическом сне. Под влиянием этой болезни, подкрепляемый благодатью Божией и утешаемый духовными дарами Св. Духа, он объявил настоятелю и братии непременное свое желание удалиться из обители в уединение для безмолвной жизни.

Из любви и почтения к старцу немедленно устроили в двух верстах от обители, в глухом лесу, уединенную келью, где он и поселился с другим великим подвижником, Клеопою. К ним вскоре присоединился и отец Леонид, добровольно сложивший с себя настоятельство в 1808 году. Слава о высокой жизни пустынников стала привлекать к ним тысячи посетителей, и они от этой молвы и по смиренномудрию признали за лучшее для себя удалиться на дальний север. Первым вышел о. Феодор в 1809 году в Новоезерский монастырь, из которого по воле с. – петербургского митрополита Амвросия он переведен был в Палеостровскую Пустынь (на острове Онежского озера), где провел три скорбных года, а оттуда переселился в скит Валаамского монастыря. В 1811 году соединились с ним его духовные дети – о. Клеопа и о. Леонид, переселяясь в тот же Валаамский скит, чему был очень рад о. Феодор. Около 6 лет они прожили в скиту. Но слава о высокой жизни и духовной мудрости подвижников и там причиняла им скорби. Вслед за иноками к ним стали стекаться во множестве и мирские люди. Влияние старцев настолько было велико, что даже приближенные настоятеля Валаамского монастыря безусловно следовали советам старцев, и игумен Иннокентий почувствовал себя как бы пастырем без паствы. Строгий исполнитель духовного регламента, он считал отеческую общительность старцев с братиею и приходящими богомольцами каким-то странным нововведением, а наставления, преподаваемые ими братиям, как бы вторжением в его настоятельское управление. Окончательно мера терпения настоятеля переполнилась тогда, когда министр духовных дел князь А.Н. Голицын во время своего приезда на Валаам посетил старцев и провел все время у них в келье, даже велел подать себе там чай и вызвал туда в скит настоятеля монастыря.

Игумен Иннокентий донес митрополиту Амвросию, что с прибытием старцев нарушается порядок и мир обители, и митрополит поручил исследовать дело благочинному монастырей, коневскому строителю о. Илариону. Как муж опытный в духовной жизни, о. Иларион, получив от старцев подробное показание, высказывал после, что нигде не пришлось ему вычитать того, что высказали ему в ответах старцы: святое буйство их оказалось выше мудрости человеческой. В старцах приняли участие князь Голицын (присылавший на место в Валаам для дознания г. Никольского) и известные тогда архимандриты Филарет (впоследствии митрополит Московский) и Иннокентий (впоследствии епископ Пензенский). Игумену приказано было покоить старцев, старцам же было передано, чтобы они были уверены в защите их высшим духовным начальством. Но опытные и смиренномудрые старцы, избегая молвы, предпочли перейти (в июле 1817 г.) в Александро-Свирский монастырь.

Во время пребывания старцев в этом последнем монастыре император Александр I (в 1820-х гг.) объезжал северный край России, и путь его лежал вблизи Свирского монастыря. Старцы Феодор и Леонид почтительно предложили архимандриту приготовиться к встрече государя, хотя в маршруте Свирский монастырь показан не был. Архимандрит внял совету старцев и в часы, определенные по маршруту для проезда, ждал его у ворот монастыря.

Между тем император, расспрашивая у своего кучера Ильи о лежащих на пути селениях и жителях, приблизился к перекрестку дороги, пролегавшей к монастырю, где по обыкновению стоял поставленный от монастыря крест, и, узнав, что Свирский монастырь находится вблизи, приказал ехать туда. Государь, слышавший от князя Голицына о проживавших тут старцах – Феодоре и Леониде, пожелал видеть их лично. Старцы же, наперед ожидавшие прибытия царя, остановились на такой мысли: «Если из-за князя Голицына было нам искушение, то что будет из-за государя?» – и о. Феодор сказал о. Леониду: «Ты всячески помалчивай и не выставляйся».

Государь, подъехав к монастырю, удивился нечаянной парадной встрече его архимандритом и спросил его: «Разве ждали меня?» Архимандрит должен был сказать, что вышел по совету старцев. Вошедши в церковь и приложившись к мощам прп. Александра, государь пожелал принять благословение от старцев, с приказанием, чтобы не отнимали рук, когда он будет целовать их. При этом спросил: «А где о. Феодор и о. Леонид?» Старцы несколько выделились вперед, но на все вопросы государя отвечали сколько возможно сдержанно и кратко, так что государь, заметив это, прекратил дальнейшие вопросы. Наконец, подошедши к о. Феодору, попросил его благословения. «Я монах не посвященный, – сказал о. Феодор, – я просто мужик». Государь откланялся и поехал дальше.

Недолго после сего жил о. Феодор: он скончался 7 апреля 1822 года.

После кончины о. Феодора о. Леонид не пожелал оставаться долее в Свирском монастыре, сделавшемся очень известным и от притока богомольцев шумным. И о. Феодор благословил его перед смертью искать себе более уединенное место, как видно из письма о. Леонида к одному единомысленному иеромонаху: «Вы изволите писать, что в нынешние пребедные времена, кажется, нужно собраться всем нам воедино и выпросить у какого-либо монахолюбивого архипастыря куточек. Это ваше мнение и мы одобряем.

…Да и батюшка наш о. Феодор насчет соединения, дабы нам не разлучаться, но сожительствовать вкупе, неоднократно подтверждал. Особливо когда дар прозоливства пред смертию получил. Уговаривал отечески тихо: “Отцы мои! Господа ради, друг от друга не разлучайтесь, поелику ныне в пребедственное время мало найти можно, дабы с кем по совести и слово-то сказать…

Когда сделалось известным, что о. Леонид желает оставить Свирский монастырь, то его вместе с учениками стали приглашать во многие места. Архиепископ Амвросий (Подобедов) приглашал его в Казанскую епархию, настоятель Площанской Пустыни звал его опять в эту Пустынь. Но о. Леонид писал: «Наши сердца наклонность туда имеют (перейти в Оптину Пустынь), поелеку я там начало полагал и здоровье потерял, и наш прежний любитель и благодетель преосвященный Филарет, яко монахолюбивая душа, того желает». Первый из учеников о. Леонида иеромонах Гавриил (оставшийся в Валаамском монастыре) перешел в скит Оптинской Пустыни в 1823 году[21].

Лишившись своего духовного брата и друга схимонаха Феодора (7 апреля 1822 г.), о. Леонид прожил по кончине его в Александро-Свирской обители еще 7 лет. Затем, пожив полгода в Площанской Пустыни и узнав, что в Оптиной Пустыни скит уже устроен и в нем уже поселились рабы Божии, он решился перейти в этот скит в 1829 году вместе с пятью своими учениками.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян"

Книги похожие на "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Гупало

Георгий Гупало - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян"

Отзывы читателей о книге "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.