» » » » Михайл Вышегородцев - Общая социология


Авторские права

Михайл Вышегородцев - Общая социология

Здесь можно купить и скачать "Михайл Вышегородцев - Общая социология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михайл Вышегородцев - Общая социология
Рейтинг:
Название:
Общая социология
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-406-03183-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая социология"

Описание и краткое содержание "Общая социология" читать бесплатно онлайн.



Пособие дает возможность изучить основы социологии. В ясном и четко структурированном виде изложены сведения, необходимые каждому студенту в процессе получения высшего образования. Наряду с освещением социологических теорий и концепций важное место отводится и элементам прикладной социологии, обращаясь к которой можно научиться проводить социологические исследования в любой сфере общественной жизни.

Для студентов несоциологического профиля, технических, экономических и других специальностей, изучающих дисциплину «Социология», преподавателей, а также для тех, кто интересуется социально-общественной проблематикой.






Теперь вернемся к структуре социологических категорий.

1. Категории всеобщности (вселенная, ноосфера, мир, общество). Они используются тогда, когда встает вопрос, какие универсальные и фундаментальные представления о мире могут быть использованы при осмыслении социального бытия. Им соответствуют понятия по объему:

• универсальные (тождественные категориям);

• неуниверсальные (стимул).

2. Категории качества (цивилизация, формация, культура, устойчивое развитие). Они показывают степень и уровень освоения мира, эффективность их функционирования и обеспечения рациональной организации общественной, групповой и индивидуальной жизни. Им соответствуют понятия:

• по природе:

– абстрактные (социальная среда),

– конкретные (родители);

• по содержанию:

– безотносительные (установка),

– относительные (разряд рабочего).

3. Категории объективности (общественные отношения, социальное развитие, социальные процессы, социальные явления, социальная среда). Они конкретизируют сущность и содержание той исторической эпохи, в которой живет и созидает человек. В них находят отражение основные особенности и специфика, характерные для всего мира, но в конкретном историческом обличье. Именно при помощи этих категорий возможны описание и анализ таких процессов, как существование тех или иных форм общественной жизни, форм политической власти, исторически сложившихся типов поселенческих структур и т. п. Им соответствуют понятия по объему и содержанию:

• сложные (город);

• простые (поступок).

4. Категории субъективности (сознание, личность, классы, страты) характеризуют активное, творческое (или потенциально творческое) заинтересованное начало в функционировании общества. Они содержат самые общие ориентиры, использование которых в исследовательской практике дает ориентировочный эффект. Им соответствуют понятия по механизму познания:

• методологическая роль (построение программы исследования);

• методическая роль (выборка, анкета).

5. Категории изменений (управление, регулирование, социализация, модернизация, конфликт). Они характеризуют механизм, направленность, способы и методы осуществления преобразований. Данные категории находят отражение в применении таких явлений, как прогноз, предвидение, программирование, социальный эксперимент, социальные организации. Им соответствуют понятия:

• по структуре элементов объема:

– собирательные (диаспора, партия),

– несобирательные (человек, родившийся в 1966 г.);

• по предназначению:

– обобщающие (социальный институт),

– констатирующие (забастовка).

Важность категорий заключается в следующем:

• они позволяют в обобщенном виде трактовать универсальные процессы и изменения, происходящие в социуме с позиций науки социологии;

• интегрируют различные потоки информации, централизуют их, объединяют вокруг коренных, принципиальных вопросов социальной жизни;

• выполняют роль коммуникации, без которой невозможны совместные и сопоставимые открытия, дальнейшее развитие научного знания, его обогащение, совершенствование и углубление;

• объединяют социологию с другими социальными науками, образуя единое смысловое поле, без которого невозможно представить эволюцию и прогресс в развитии социальной мысли.

Однако существует и ограничение на использование этих категорий, связанное с тем, что они многозначны и по-разному трактуются внутри социологии разными школами и направлениями (например, определений культуры насчитывается около 160, а личности – более 200).

Глава 3. Основные этапы развития социологической науки

3.1. становление и развитие социологии как науки

Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. Вначале зарождаются, формируются и развиваются отдельные элементы науки, затем уточняется и закрепляется ее наименование, объясняющее сущность и содержание.

Как уже было сказано вначале, термин «социология» был введен французским ученым, учеником известного социалиста-утописта К. Сен-Симона Огюстом Контом в 1839 году.

Многие идеи будущей социологической науки возникли задолго до ее непосредственного появления. Отдельные элементы этой науки прослеживались уже в трудах древнекитайских философов, таких как Конфуций, а также древнеиндийских, ассирийских и египетских мыслителей как идеи науки об обществе. Затем они прослеживаются в трудах античных мыслителей Платона, Аристотеля, Полибия. В Средние века определенные социологические взгляды прослеживаются в трудах арабского ученого Ибн-Хальдуна, основателя «социальной физики», английского философа Гоббса, политического мыслителя и писателя Н. Макиавелли. Анализ трудов французских просветителей XVIII в. – Руссо, Монтескье, Вольтера, Дидро, Гельвеция, Гольбаха, а также более ранних и более поздних утопистов – Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна – также показывают наличие определенных проблем, связанных с развитием общества на любом историческом отрезке времени.

Но все социальные идеи, высказанные и сформулированные до XIX в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает новый качественный уровень в развитии общества, когда каждый человек становится субъектом исторического процесса. Это произошло, потому что в мире прошли великие социальные потрясения, связанные с буржуазными революциями в Англии, Голландии и, главное, во Франции в 1789 г. Последняя революция провозгласила принципы свободы, равенства и братства людей независимо от социального положения, происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности. Благодаря ей появилось понятие «общество».

В связи с осмыслением новой роли человека во всех ипостасях – экономических, социальных, политических и культурных – появилось множество вопросов, на которые необходимо было дать ответы. Поэтому в XIX в. появились различные концепции, стремящиеся объяснить существующую реальность.

Новая наука – социология стала строиться, отказавшись от хронологического описания событий, опираясь на выводы естественных наук и анализируя факты, а не только основываясь на философских постулатах и мировоззренческих идеях.

Первым этапом [6] в развитии социологии является этап формирования научных основ социологии, который включает в себя идеи ряда блестящих мыслителей, развивших, дополнивших и обогативших социологическое знание новыми подходами и поиском новых методов познания и достижения истины. Созданная О. Контом (1798–1857) социологическая теория состояла из «социальной статики» и «социальной динамики» и была связана с анализом социальной жизни, основным фактором которой он считал умственное и духовное развитие. Он уподоблял науку об обществе «социальной физике», чтобы ученый мог оперировать конкретными фактами, данными и взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель.

Другое направление – социобиологическая концепция английского философа Герберта Спенсера (1820–1903), открывшего основной закон социального развития, рассматривает общество по аналогии с биологическим организмом, как нечто целое, несводимое к совокупности отдельных элементов. Он находился под влиянием идей Ч. Дарвина и поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше приспособлен к превратностям судьбы. Критика концепции Г. Спенсера со стороны представителей психологической школы Л. Гумпловича (1838–1909), Г. Тарда (1843–1904), Г. Лебона (1841–1931), а также известного экономиста Дж. С. Милля (1806–1873) привела к созданию социально-психологической концепции социологии. Эти ученые отказались от биологизации общества и пытались преодолеть ограниченность эволюционизма путем анализа социально-психологических явлений и попыток объяснить роль личности в историческом процессе.

Географическое направление в социологии представлено Э. Реккю (1830–1905) и Ф. Ратцелем (1844–1904), преувеличивавшими воздействие природно-географической среды на политическую жизнь общества. Однако им удалось проследить закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано в геополитике.

Одним из основных достижений социологии XIX в. стало экономическое направление, или марксистская ветвь социологии, названная по имени ее основателя К. Маркса (1818–1883), которая существует в мире уже более 150 лет. Вместе с Ф. Энгельсом (1820–1895) он сформулировал совокупность идей на основе открытого ими материалистического понимания истории, что послужило основой для представления о формационном развитии общественных отношений. Особое значение Маркс и Энгельс придавали структурному строению каждого общества, состоящего из базиса – производительных сил и производственных отношений и надстройки – политических, юридических, религиозных и философских воззрений. Маркс отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину капиталистического общества и капиталистического прогресса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая социология"

Книги похожие на "Общая социология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михайл Вышегородцев

Михайл Вышегородцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михайл Вышегородцев - Общая социология"

Отзывы читателей о книге "Общая социология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.