» » » » Михайл Вышегородцев - Общая социология


Авторские права

Михайл Вышегородцев - Общая социология

Здесь можно купить и скачать "Михайл Вышегородцев - Общая социология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михайл Вышегородцев - Общая социология
Рейтинг:
Название:
Общая социология
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-406-03183-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая социология"

Описание и краткое содержание "Общая социология" читать бесплатно онлайн.



Пособие дает возможность изучить основы социологии. В ясном и четко структурированном виде изложены сведения, необходимые каждому студенту в процессе получения высшего образования. Наряду с освещением социологических теорий и концепций важное место отводится и элементам прикладной социологии, обращаясь к которой можно научиться проводить социологические исследования в любой сфере общественной жизни.

Для студентов несоциологического профиля, технических, экономических и других специальностей, изучающих дисциплину «Социология», преподавателей, а также для тех, кто интересуется социально-общественной проблематикой.






3. Неоэволюционизм – направление, совершенствующее предыдущее. Его развивал Парсонс в сотрудничестве с Э. Шилзом (1911–1995). Это направление перешло от анализа структур к анализу функций. Кроме этого в данном учении рассматривается проблема человека и предпринимаются попытки объяснить процесс усложнения социальных систем через все возрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами в системе. Однако попытки совершенствовать структурный функционализм, применяя идеи эволюции, привели к усложнению социальной системы.

4. Теория социальных изменений. Разработана Р. Мертоном (1910–2003) путем введения понятия «дисфункция». Он заявил о возможности отклонения социальной системы от принятой нормативной модели. Идея социальных изменений вызвала необходимость поиска причинно-следственных связей, поэтому социологами были предприняты попытки найти их, что реализовалось в разработке и применении в анализе нескольких видов детерминизма (например, модель экономического детерминизма У. Ростоу).

5. Теории социального конфликта создавались путем критики структурного функционализма.

Так, Ч. Миллс (1916–1962) утверждал, что в основе развития лежит конфликт, а не конформизм, согласие или интеграция. Высшим проявлением конфликта является борьба за власть.

Р. Дарендорф (1929–2009) считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, происходящем как в открытой, так и в закрытой форме. В основе конфликтов, по его мнению, лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является «политический человек». Анализируя конфликты противников одного ранга, противников, находящихся в отношении подчинения, он получил 15 типов конфликтов и подробно рассмотрел возможность их регулирования.

Л. Козер (1913–2003) определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т. д.

Большинство представителей этого направления подчеркивает ценность конфликтов, которые становятся источником развития и совершенствования, в то же время такая позиция предполагает возможность и необходимость их регулирования.

6. Бихевиоризм – основатель Э. Торндайк (1874–1949). Основа этого направления – постоянное изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках социальных организаций.

Он существует в двух крупных теориях – теории социального обмена (Дж. К. Хоманс (1910–1989) и П. М. Блау (р. 1918) и теории символического интеракционизма (Дж. Мид (1863–1931).

Первое направление исходит из признания главенствующего положения человека по отношению к системе. Главное в этой теории, по мнению Блау, заключается в том, что люди, желая иметь вознаграждение за свою деятельность (признание, статус, денежное вознаграждение), могут получить его только от других людей, находясь во взаимодействии с ними, хотя такое взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим все интересы его участников.

Представители символического интеракционизма стали интерпретировать поведение людей исходя из значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. В центре внимания Дж. Мида находился активный, разумный, деятельный индивид. Мид ввел понятие индивидуальной перспективы, предпосылкой которой является социальная свобода.

7. Феноменологическая социология берет начало от философской концепции Э. Гуссерля (1859–1938) и обоснована в трудах австрийского философа А. Шюца (1899–1959). В центре ее внимания находится не мир в целом, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность конструируется посредством образов и понятий, выраженных в коммуникации. Социальные события лишь кажутся объективными, а на самом деле предстают как мнения индивидов об этих событиях.

Феноменология не дает ответа на вопрос, почему люди редко понимают друг друга или почему люди понимают действия одних людей и не понимают действия других. Она констатирует, что существуют лингвистические и нелингвистические параметры, способствующие или препятствующие успешной коммуникации.

В рамках данного направления сложились две крупные школы: социология знания (К. Мангейм – (1893–1947) и этнометодология (Г. Гарфинкель (р. 1917).

Таковы основные направления социологии ХХ в., определяющие ее лицо.

В 1990-е годы изменился предмет исследований в социологии. Проблематика, связанная с понятием «социальная система», сменилась изучением вопросов, характеризующих понятия «действие» и «деятель».

Изменились также понятийный и категориальный аппарат. Главенствующие понятия «социальные институты», «социализация», «интеграция» уступили первое место понятию «кризис» и близким к нему категориям: «дезорганизация», «насилие», «хаос» а также «сознание» и «поведение людей».

Наибольшее значение приобрели:

 теория рационального выбора, предложенная американским социологом Дж. Коулменом (1926–1995), отрицающая понятие системы и рассматривающая понятия ресурсов и мобилизации;

• теория нового институционализма;

• идея о том, что человек выступает как активный социальный субъект (актор);

• символический интеракционизм – теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении.

Поэтому имеют место такие определения социологии, как «Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения» или «Социология – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение».

Таким образом, несмотря на существование множества концепций, сегодняшнее состояние мировой социологии отражают концепции, которые изучают роль человека и его активность в современном мире.

Однако, рассматривая становление социологии как науки, нельзя оставить без внимания развитие отечественной социологии.

3.2. Становление и развитие отечественной социологии

Социология в России развивалась в рамках философии, истории, православия, литературы. Социально-философские обобщения В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, Ф. М. Достоевского и многих других авторов передают социологические воззрения на общество и человека в нем.

Оформление как самостоятельной науки социология получила в конце XIX в. Институционализация социологического образования в России пришлась на время экономического подъема после отмены крепостного права. Развитие промышленного производства, торговли повлекли за собой изменения в социально-классовой структуре общества, что привело к обострению старых и появлению новых социальных проблем, требующих решения. Возникла потребность, вызванная формированием индустриальной цивилизации, в новом рациональном объяснении социальных процессов, что привело к развитию отечественной социологии в традициях позитивизма.

В 1905 году М. М. Ковалевский (1851–1916) совместно с П. Ф. Лесгафтом создает в Петербурге Высшую вольную школу с традициями парижской Высшей русской школы общественных наук. С 1907 года Ковалевский – председатель Международного института социологии. В университете и Политехническом институте Ковалевский читает курс общего конституционного права, историю политических учений нового времени, курс о демократии и ее политической доктрине, на Бестужевских курсах – историю демократических доктрин, в Психоневрологическом институте – курс социологии. По отзывам современников, Ковалевский обладал качеством подлинно университетского наставника, плодотворно сочетая все три аспекта своей деятельности – науку, преподавание и политическую практику. Этим объясняется и широкий диапазон его лекционных курсов. Продолжая традиции позитивной социологии, Ковалевский являлся сторонником генетической социологии как «эмбриологии человеческих обществ». Главной задачей социологии Ковалевский считал выделение в особую группу сходных у разных народов на сходных ступенях их развития обычаев и учреждений, «однохарактерных форм» общежития для создания картины развития человечества. Эта идея была подсказана ему сочинениями О. Конта, в которых обосновывалась необходимость построения социологии на трех конвенциональных методах: наблюдении, эксперименте, сравнении и четвертом, фундаментальном – историческом методе. Этот метод предполагал сведение многообразных данных, полученных от первых методов, к исходным элементам общества и рассмотрение их исторического зарождения, развития, перерождения и гибели. Русская генетическая социология предприняла поиск подобных элементов в генезисе ряда общностей (семьи, рода, племени), институтов (рабства, власти, собственности), духовной культуры (религиозных верованиях, праве, обычаях), исходя из полипричинного объяснения социальных явлений. Во времени и пространстве определенный элемент общества может стать наиболее значимым, постоянным остается только их общее взаимодействие. Генетическое исследование направлено против «конечных причин», универсального «единого фактора», так как только конкретное, сравнительно-исторические исследование социального явления и его генезиса позволяет определить линии развития общества. На основе выявленных эмпирических закономерностей формулируются законы социального прогресса и порядка. Именем М. М. Ковалевского было названо Русское социологическое общество, которое как профессиональное объединение сыграло весомую роль в институционализации отечественной социологии с 1916 по 1922 г. и начиная с 1993 г.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая социология"

Книги похожие на "Общая социология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михайл Вышегородцев

Михайл Вышегородцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михайл Вышегородцев - Общая социология"

Отзывы читателей о книге "Общая социология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.