» » » » Михайл Вышегородцев - Общая социология


Авторские права

Михайл Вышегородцев - Общая социология

Здесь можно купить и скачать "Михайл Вышегородцев - Общая социология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михайл Вышегородцев - Общая социология
Рейтинг:
Название:
Общая социология
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-406-03183-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая социология"

Описание и краткое содержание "Общая социология" читать бесплатно онлайн.



Пособие дает возможность изучить основы социологии. В ясном и четко структурированном виде изложены сведения, необходимые каждому студенту в процессе получения высшего образования. Наряду с освещением социологических теорий и концепций важное место отводится и элементам прикладной социологии, обращаясь к которой можно научиться проводить социологические исследования в любой сфере общественной жизни.

Для студентов несоциологического профиля, технических, экономических и других специальностей, изучающих дисциплину «Социология», преподавателей, а также для тех, кто интересуется социально-общественной проблематикой.






Родоначальник субъективного направления в отечественной социологии – П. Л. Лавров (1828–1900) – рассматривал укрепление солидарности как закономерность развития общества, изучал психологические механизмы и социальные формы поведения индивида и группы. Основную задачу социологии ученый видел в исследовании личности во всех ее проявлениях (биологических, психологических, социальных) и на этом основании – в установлении факторов, способствующих формированию ее социального облика и идеала. По мысли Лаврова, понятие социального идеала не может анализироваться в контексте естественного отбора и приспособительного поведения, как это утверждали органицисты и социал-дарвинисты. В «Исторических письмах» ученый проводит разграничение наук на феноменологические, исследующие законы существования повторяющихся явлений и процессов, и морфологические, исследующие распределение предметов и форм в пространстве и во времени в данной, единичной совокупности явлений. История относится к наукам морфологическим, так как в ней случайные видоизменения играют бо́льшую роль, чем повторяемые и неизменные факты. Социология, исследующая законы необходимой связи сосуществования и последовательности явлений, относится вместе с психологией и этикой к феноменологическим наукам.

Развитие психологического направления в русской социологии связано и с именем видного социолога, литературного критика, публициста Н. К. Михайловского (1842–1904). В работе «Герои и толпа» Михайловский обращается к таким явлениям, как массовые движения, психические эпидемии, явления автоматического подражания. В его теории герой – главная историческая фигура, он увлекает своим примером толпу, помогает ей преодолеть физическую и духовную скудость жизни, на которую человеческая масса обрекается в современном мире. Анализируя социально-психологические механизмы взаимоотношения лидера и масс, ученый отмечает, что неумолимая тяга людей к коллективному подражанию возникает в особой социальной ситуации – ситуации подавления индивидуальности и появления в этих условиях героя, увлекающего обезличенную массу любым действием, положительным или отрицательным примером или даже этически нейтральным. Подражание герою – показатель регрессии общества, частота таких фактов – свидетельство патологического состояния общества. На примерах изучения поведения толпы Михайловский вводит в социологию такие категории, как управление толпой, лидерство в толпе, личностные характеристики героя, психическое настроение массы. Он дает классификацию поведения, определяет его основные характеристики: анонимность, внушаемость, обезличенность. Под влиянием его теории проводились исследования коллективного поведения солдат в ситуациях боя, отступления, паники. Изучалась группообразующая роль «строя» и команд.

Обращение социологов к психологическим механизмам поведения людей позволило создать научную базу социологических исследований, стало мощным импульсом для дальнейшего творческого развития социологии и привело к значительному расширению ее проблемного поля. Психологическое направление в российской социологии развивали также Е.В. де Роберти, Н. И. Кареев, В. М. Бехтерев.

Е.В. де Роберти (1843–1915) написал первый учебник «Социология» (1880). В работах «Социология», «Социальная психика», «Новая постановка основных вопросов социологии» взгляды ученого претерпели значительные изменения. В начале творческой деятельности ученый считал, что социология должна изучать особые социальные законы, не совпадающие с законами биологии, психологии. Социология исключительно абстрактная и описательная наука, так как законы, управляющие обществом, отличаются от законов индивидуального развития. В дальнейшем в предмет социологии включается мораль, Е.В. де Роберти отождествляет социологию с этикой. Задача социологии – открытие законов, управляющих поведением человека в обществе. Начиная с 1990-х годов Е.В. де Роберти отождествляет социальные изменения с психологическими процессами, считая малозначимыми материальные условия и объективные законы общественного развития. Несмотря на то что взгляды на предмет социологии менялись, постоянным оставалось положение о социальной эволюции как основной проблеме социологии.

Механистические взгляды на общество развивал А. И. Стронин (1827–1889), предложивший геометрическую модель. Вертикальная структура представляла пирамиду, основание которой обеспечивает стабильность и устойчивость системы, а конус – развитие. Горизонтальная структура состояла из концентрических кругов – общественных союзов (семья, община, государство), в состав которых индивид может входить одновременно. Работы ученого на стыке естествознания и обществознания обусловили возникновение политической социологии. Стронин рассматривал понятие «власть», предложил классификацию политических органов, дал сравнительную оценку различных способов поддержания единства государства.

Представитель объективного подхода в русской социологии – Н. Я. Данилевский (1822–1885) – по университетскому образованию биолог, занимался профессиональной деятельностью в области ботаники и ихтиологии, выявил (задолго до открытия этого принципа в физике и химии) принцип дискретности (разнородности) жизни человечества и природы. В работе «Россия и Европа. Взгляд на культурно-исторические и политические отношения славянского мира к германо-романскому» предложил теорию, основанную на многолинейности развития общества в противовес теориям, базирующимся на идее прогрессивного развития, в которых акцент ставился на линейном развитии единой и неделимой цивилизации от низших ступеней к высшим. Евроцентристская теория общественного развития не давала объяснения развитию России. Рассмотрев реально существующие культурно-исторические типы, Данилевский сформулировал законы их появления, функционирования, развития, взаимодействия, подчеркивая их неповторимость. Культурно-исторические типы различаются по сочетанию четырех элементов: религиозного, культурного, политического, социально-экономического. В основе европейского культурно-исторического типа преобладает религиозный элемент, романо-германского – социально-экономический. Славянский тип четырехосновный: православие, культурная самобытность, самодержавие, крестьянская община. Чем шире этническая база культурно-исторического типа, тем он сильнее, тем богаче его духовность. Гибридные культурно-исторические типы невозможны, духовные установки одного культурно-исторического типа не могут передаваться другому. Разработанная Данилевским циклическая модель исторического процесса повлияла на возникновение подобных концепций в западной социологии (О. Шпенглер, А. Тойнби). В современном обществе полицивилизационная модель Данилевского нашла отражение в доктрине «многополярного мира» в противовес глобалистскому движению.

Географическое направление в русской социологии представлено работами Л. И. Мечникова (1838–1888) «Вопросы общественности и нравственности», «Социологические очерки», «Географическая теория развития исторических народов». Социологическое наследие Мечникова интересно тем, что он отстаивал идею о влиянии географической среды на развитие общества, культуры и личности. В соответствии с определяющим значением водного фактора Мечников выделил следующие периоды в развитии человечества: речной, морской и океанский. Наиболее древние культуры, с его точки зрения, расцвели и развились в среде великих речных стран. Однако в бассейнах великих речных систем культуры могли быть только изолированными. Совсем иной характер они приобретали и становились способными к распространению и дальнейшему развитию при вступлении в среду внутренних морей, охватывая собою различные народы и страны. Способность культуры к широкому распространению, весьма развитая уже в начале средиземноморского периода, увеличивается по мере того как история покидает берега внутренних морей, чтобы перенестись в еще более масштабную среду, на берега океана. Таким образом, вода является оживляющим элементом не только в природе, она еще и движущая сила в развитии общества.

В конце 1890-х годов развивается сеть студенческих социологических кружков, издаются учебные пособия для изучающих социологию. В 1897 году вышел первый обзор по общей социологии Н. И. Кареева (1850–1931) «Введение в изучение социологии». В работах «Сущность исторического процесса и роль личности в истории», «Историко-философские и социологические этюды», «Общие основы социологии» Н. И. Кареев критиковал классификацию наук О. Конта. По мнению ученого, О. Конт необоснованно перешел от биологии к социологии, минуя психологию, но не индивидуальную, а коллективную. Коллективная психология – основа социологии, так как все общественные явления есть взаимодействие между людьми, определяющееся влиянием воспитания, привычек, представлений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая социология"

Книги похожие на "Общая социология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михайл Вышегородцев

Михайл Вышегородцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михайл Вышегородцев - Общая социология"

Отзывы читателей о книге "Общая социология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.