» » » » Михайл Вышегородцев - Общая социология


Авторские права

Михайл Вышегородцев - Общая социология

Здесь можно купить и скачать "Михайл Вышегородцев - Общая социология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михайл Вышегородцев - Общая социология
Рейтинг:
Название:
Общая социология
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-406-03183-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая социология"

Описание и краткое содержание "Общая социология" читать бесплатно онлайн.



Пособие дает возможность изучить основы социологии. В ясном и четко структурированном виде изложены сведения, необходимые каждому студенту в процессе получения высшего образования. Наряду с освещением социологических теорий и концепций важное место отводится и элементам прикладной социологии, обращаясь к которой можно научиться проводить социологические исследования в любой сфере общественной жизни.

Для студентов несоциологического профиля, технических, экономических и других специальностей, изучающих дисциплину «Социология», преподавателей, а также для тех, кто интересуется социально-общественной проблематикой.






В конце 1890-х годов развивается сеть студенческих социологических кружков, издаются учебные пособия для изучающих социологию. В 1897 году вышел первый обзор по общей социологии Н. И. Кареева (1850–1931) «Введение в изучение социологии». В работах «Сущность исторического процесса и роль личности в истории», «Историко-философские и социологические этюды», «Общие основы социологии» Н. И. Кареев критиковал классификацию наук О. Конта. По мнению ученого, О. Конт необоснованно перешел от биологии к социологии, минуя психологию, но не индивидуальную, а коллективную. Коллективная психология – основа социологии, так как все общественные явления есть взаимодействие между людьми, определяющееся влиянием воспитания, привычек, представлений.

1908 год – во главе с академиком В. М. Бехтеревым (1857–1927) открыт Психоневрологический институт. В работах «Сознание и его границы», «Внушение и его роль в общественной жизни», «Мозг и деятельность» главную научную задачу Бехтерев видел в создании учения о социальном воспитании личности и преодолении аномалий в ее поведении. Социологическая концепция строилась на анализе цепи: физиологические процессы – нервные процессы – социальные явления.

В 1912 году в Петербургском университете при Историческом обществе создается секция по социологии. В Московском университете доклады по социологии слушаются на заседаниях общества им. А. П. Чупрова. Содержание курса лекций Ковалевский издает в двухтомнике «Социология». В 1913 году под редакцией Ковалевского и де Роберти выходит сборник «Новые идеи в социологии», который послужил основой создания профессионального журнала. В 1917 году вводится ученая степень по социологии. В 1920 году в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с кафедрой социологии. Факультет сочетает преподавательскую и исследовательскую деятельность эмпирического и теоретического порядка. Кроме общих курсов преподаются узкие дисциплины – уголовная социология, генетическая социология, этика общежития.

Кафедру социологии возглавил П. А. Сорокин (1889–1968) – ученик М. М. Ковалевского, сторонник неопозитивизма, разработал теорию социальной стратификации и мобильности, изучал законы функционирования социальных структур. По мысли Сорокина, общество подобно куску слюды, легко расслаивающемуся на отдельные слои. Частицы слюды неодинаково прочно связаны друг с другом: по линии расслоения они легко распадаются, а в пределах каждого слоя крепче сцеплены взаимно. Общество также расслаивается на множество слоев и социальных групп с тем отличием от куска слюды, что слои идут не только в горизонтальном, но и вертикальном и во всех других направлениях, пересекаясь, скрещиваясь и пронизывая друг друга. Таким образом, индивид в этих условиях оказывается членом множества социальных групп. Сорокин выделяет следующие формы социального расслоения: имущественное неравенство порождает экономическую дифференциацию, неравенство в обладании властью – политическую дифференциацию, разделение по роду деятельности, различающейся уровнем престижа, – профессиональную дифференциацию. Высота и профиль расслоения (стратификации) могут меняться. Однако выравнивание, движение к плоскости стратификации приводит к разрушению экономики. В повышении существует точка «насыщения», когда социальное здание рушится, а его верхние слои низвергаются. Сорокин выступает за прогрессивные изменения в обществе, основанные на развитии знания, – социальную эволюцию – и выдвигает требования, необходимые для осуществления реформ. Реформы не должны попирать человеческую природу. Любой практической реализации реформ должно предшествовать тщательное научное изучение конкретных социальных условий, каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать в малом социальном масштабе. Если получены позитивные результаты, масштабы могут быть увеличены. Реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами. Всеобщий характер подавления базовых потребностей населения в пище, самосохранении, а также неэффективная деятельность сил общественного правопорядка могут привести к худшему способу улучшения материальных и духовных условий жизни – социальной революции. С 1922 года Сорокин работает в США, становится первым деканом социологического факультета Гарвардского университета. Его направление в социологии развили Т. Парсонс, Р. Мертон.

В 20-х годах прошлого века широкое распространение получила экономико-материалистическая школа. Анализ социальных отношений проводился с опорой на формационный подход, объясняющий процесс развития общества как восхождение от одной формации к другой: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Процесс производства материальных благ рассматривался как основа общественной жизни. Система взаимодействия людей, занятых производством, обменом, распределением материальных благ, образует производственные отношения, характер производственных отношений и их основа – форма собственности – отличают одну формацию от другой. Доминирование марксисткой социологии обусловило жесткий контроль социологических исследований. Отечественная социология в этот период квалифицируется как монопарадигмальная.

В постреволюционный период в новом контексте социологии одним из направлений исследований стало изучение социальных проблем управления, труда и производства такими исследовательскими коллективами, как Центральный институт труда в Москве под руководством А. К. Гастева и Всеукраинский институт труда в Харькове под руководством Ф. Р. Дунаевского. В деятельности названных институтов и таких исследователей, как Н. А. Витке, О. А. Ерманский, П. М. Керженцев, были заложены основы отечественной прикладной социологии. Большую научную и практическую значимость имели исследования актуальных проблем труда и занятости, проводившиеся под руководством академика С. Г. Струмилина (1877–1974): изучение внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность труда. М. М. Бахтин (1895–1975) внес вклад в развитие социологии культуры и языка, разработал концепцию диалогового общения. Н. Д. Кондратьев (1892–1938) выявил волновую природу экономического и социального развития общества, А. В. Чаянов (1888–1939) – принципы оптимизации экономической и социальной эффективности производства.

В. И. Вернадский (1863–1945) – основоположник генетической минералогии, учения о живом веществе, в работе «Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление» подчеркивает влияние человека на природную среду, по последствиям превосходящее тектонические перемещения, стихийные силы природы. Вернадский развивает идеи П. Тейяра де Шардена о переходе от биосферы к ноосфере – сфере разума, специфической оболочке Земли, оказывающей все большее воздействие на другие сферы. Ведущую роль в коллективном разуме играют научные открытия, художественные идеи, творческие достижения, неразрывно связанные с нравственным совершенствованием самого человека. Вернадский поставил проблему синтеза гуманитарных и естественных наук, актуальную и в наше время. Его работы открыли широкие горизонты для развития естествознания и человековедческих наук.

Л. Н. Гумилев (1912–1992) разработал теорию этногенеза. В работе «Этногенез и биосфера Земли» ученый дает систематическое изложение своих представлений об этносе как связующем звене между природой и человеком. Исторические события прямо (например, разгром Болгарии Византией) или косвенно (навязывание колониальной формы хлопководства – усыхание Арала – вымирание каракалпаков) влияют на процессы этногенеза. У этносов – естественно сложившихся коллективов людей, как и у всего живого на Земле, есть возрасты. Предложенное Гумилевым учение о пассионарных толчках как избытке биохимической энергии, порождающей стремление к деятельности, объясняет процессы рождения этносов, их превращения в суперэтносы, рост могущества суперэтносов и их вырождение.

Последующее развитие отечественной социологии связано с созданием в 1958 г. Советской социологической ассоциации. В 1960 году в Институте философии АН СССР был открыт отдел социологии (Г. В. Осипов). На философских факультетах Ленинградского и Московского университетов были созданы лаборатории социологических исследований (В. А. Ядов, Ю. В. Арутюнян, Р. И. Косолапов, Г. М. Андреева). В 1968 году создан Институт конкретных социальных исследований (ныне Институт социологии РАН). В 1980-х годах образованы первые подразделения, готовящие профессиональных социологов в вузах. В 1989 году открылись первые социологические факультеты. Появились аналитические службы: Всесоюзный центр изучения общественного мнения – ВЦИОМ (1987 г., с 1992 г. – Всероссийский), Левада-Центр (2004).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая социология"

Книги похожие на "Общая социология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михайл Вышегородцев

Михайл Вышегородцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михайл Вышегородцев - Общая социология"

Отзывы читателей о книге "Общая социология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.