» » » Б. Душков - Психосоциология человекознания


Авторские права

Б. Душков - Психосоциология человекознания

Здесь можно купить и скачать "Б. Душков - Психосоциология человекознания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Б. Душков - Психосоциология человекознания
Рейтинг:
Название:
Психосоциология человекознания
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
5-9292-0065-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психосоциология человекознания"

Описание и краткое содержание "Психосоциология человекознания" читать бесплатно онлайн.



В книге впервые предпринята попытка рассмотреть основные проблемы психосоциологической науки с точки зрения актуальных направлений ее развития: объективных, субъективных, относительных и абсолютных процессов и периодов. Объективные процессы связаны с феноменами биогенеза и социогенеза, развитием внешних и внутренних детерминант деятельности нейропсихологической организации мозга, особенностями социального развития личности и т. д. Субъективные проявляются в развитии видов психики и типологии видов сознания людей. Относительные связаны с аспектами поведения, психосоциогенезом видов поведенческих актов, особенностями деятельности, проявляющимися в морально-правовых аспектах социализации личности, в нравственных идеалах людей. Абсолютные проявляются в общей национальной и профессиональной этике, в общении и совместной деятельности как видах человеческих взаимоотношений и т. д. Все эти направления составляют предмет и объект психосоциологической науки.

Данная книга адресована не только профессиональным психологам, философам, историкам, богословам, этнографам, педагогам, патофизиологам, врачам, психиатрам, географам и т. д., но может быть использована в качестве учебного пособия для студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, молодых преподавателей России, изучающих или использующих на практике современные идеи, концепции и методы изучения единого, целостного психосоциологического мировосприятия, к которому движется человечество в новом столетии.






Объективное воздействие на психосоциологию человека на этом уровне проявляется в том, что наблюдаются изменения характеристик видов деятельности (потребности, мотивы, цели и действия); поведения (биогенетичность, психофизиологичность, субъектность, взаимосубъектность) личности (индивидуально-типологичность, динамическая направленность, психологический склад, субъектно-объектность). Причины возникновения и развития острых (конфликтных) ситуаций на современном этапе обусловлены рядом объективных и субъективных факторов: противоборством мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного и того же человека или национальной группы, общности; несовместимостью целей или ценностей и норм; несовместимостью групп или общностей, преследующих несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующих друг другу. Поэтому в книге специально рассмотрен социальный вид деятельности личности.

И наконец, последняя группа идей и представлений включает систему отношений, формирующуюся во внутреннем мире человека (феноменология социально-эмоциональных явлений). Результаты комплексных исследований показывают, что в основе таких представлений лежат идеи об изменении психосоциологических процессов, включающих разные уровни отношений личности к объективным изменяющимся условиям среды. При этом необходимо учитывать изменение видового аппарата всей феноменологии социально-эмоциональных явлений: совместной деятельности (совместимость потребностей и мотивов, совместимость целей и межличностных отношений, совместность действий), общения (коммуникативность, перцептивность, интерактивность, субъектно-выражаемость) и социального развития человека (социоперцептивность, социорефлективность, социофилогенетичность и социоэтничность).

При рассмотрении внутреннего механизма формирования и развития личностных и группо-социальных отношений важно подчеркнуть, что психосоциологические процессы развиваются под воздействием разнообразных факторов. Среди этих факторов имеются социокультурные, социоэкономические ит. п., проявляющиеся на межиндивидуальном, межгрупповом и даже на межгосударственном уровнях. Из факторов, влияющих на развитие национально-психологических процессов, следует отметить ценностные установки и ориентации, различного рода социально-психологические эффекты, межличностные контакты, существование или отсутствие государственности, демографические и территориальные факторы и т. д.

Таким образом, в работе выделены следующие виды психосоциогенеза: биологический – процесс развития биогенетических особенностей организма человека как единого целого во взаимной связи его частей (эту часть психосоциогенеза можно соотнести с телом человека); психический – закономерное изменение психических явлений во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (что соответствует особенностям души человека); социальный – относительно устойчивый и целостный процесс социальных отношений субъектов, складывающихся в рамках исторически определенного общества (психосоциогенез, связанный с духом отдельного человека и народным духом этнических общностей в целом).

Вышеупомянутые положения послужили важной отправной точкой при разработке методологических, теоретических и практических проблем концепции современной психосоциологии, отражающейся в разработанных видах типологии психосоциогенеза личности, народов и эпох.

В работе на основе высокой гуманизации создано целостное видение мира и человека, осуществлен переход от диссонансных противоречий к гармоническим отношениям человека со своим внутренним миром и социальной средой в целом.

Работа состоит из введения, разделов, глав, заключения и библиографического материала.

В настоящем введении обоснована актуальность исследования, показана степень ее научной разработанности, поставлены цели и задачи исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы.

В разделах и главах работы рассмотрены базовые для психологической науки законы формирования психосоциологических видов человекознания, раскрыты многочисленные зависимости формирования индивидуально-психологических и социальных различий людей от объективных периодов развития.

Раздел 1

Психосоциология как междисциплинарная область человекознания

Глава 1

Предмет и задачи психосоциологии

1.1. Предмет психосоциологии

Психосоциология есть междисциплинарная наука, изучающая объективные, субъективные, относительные и абсолютные закономерности социальных особенностей психики человека и их отражение в социально-экономических, политических, культурно-исторических, природно-географических и других аспектах поведения, общения и деятельности людей разных этнических и социальных групп.

В современных условиях перед психосоциологией возникают новые задачи. Их решение возможно лишь в результате формирования новых подходов, дальнейшего развития методологии и теории психосоциологии.

Интерес к психосоциологии обусловлен рядом причин. Во-первых, как показывают исследования, еще существует много противоречивых проблем, относящихся к взаимодействию психосоциологических явлений. Специфика психологических особенностей в социальных общностях существенно влияет на построение национальных взаимоотношений, организацию деятельности людей, их поведение и общение. Для успешного решения задач, связанных с управлением этническими и социальными общностями, необходимо знать не только социально-экономические закономерности жизни людей, но и этнопсихологические, например, изменения в области интересов, потребностей, ценностей, традиций, настроений, чувств. Эти факторы играют известную роль в развитии национальных отношений.

Во-вторых, в эпоху научно-технической революции возрастают социальные и духовные конфликты. Современные условия жизни предъявляют к личности повышенные требования, диктуют необходимость ее всестороннего развития, усиливают меру социальной ответственности общества за ее формирование. Вместе с тем участие человека в разных сферах деятельности (культура, наука, искусство и т. д.) способствует гармоническому развитию национальных интересов личности, формированию и укреплению новых, выдвигаемых самой жизнью форм связей между людьми.

В-третьих, изучение психосоциологических особенностей людей расширяет научное представление о противоречивых отношениях между этногруппой и личностью, позволяет вскрыть характерные закономерности социальной детерминированности и исторической изменчивости социальной психики людей.

Структура и методы психосоциологии исторически изменялись в тесной связи с развитием всех сфер духовной жизни общества и самой этнографической, социологической и психологической мысли.

Психосоциология многопланова. Это обстоятельство выдвигает вопрос: какие же из свойств являются основными?

Решение данного вопроса сопряжено с немалыми трудностями. Дело в том, что социальные и психологические явления теснейшим образом переплетены. Первые проявляются прежде всего в специфических чертах создаваемой культуры, в этническом самосознании. Основные же черты психологии народов выражаются во всем многообразии психических явлений: в восприятии, памяти, воображении, чувствах, воле, темпераменте, характере, дарованиях и т. д.[1]

Психосоциология занимается изучением психологических закономерностей формирования психических явлений отдельных этносов[2], исторических и культурных особенностей, отобразивших характерные, преобладающие черты народа – его обычаи, традиции, культуру и т. д.

Для разработки основ психосоциологии важное значение имеют общие принципы психологической науки, в особенности методологические положения о том, что психические явления развиваются в ходе исторического развития человечества и индивидуальной жизни человека.

Одна из важнейших методических установок психосоциологического изучения отдельных современных этнических общностей – необходимость исследования процесса распространения городского образа жизни, связанного с ростом удельного веса и роли городов в расселении человечества и охватывающего соответствующие изменения в размещении производительных сил, в социальной (производственно-профессиональной, образовательно-квалификационной, демографической) структуре общества, в культуре и т. д.

В психосоциологии можно выделить, на наш взгляд, два раздела. Проблематику первого составляют вопросы конкретно-исторических психосоциологических особенностей людей в той или иной общности или группе, второй раздел – сфера межэтнических отношений, межэтническое общение. Несомненно, что между двумя основными разделами психосоциологии нет жестких границ, тем не менее каждый из них имеет свои специфические задачи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психосоциология человекознания"

Книги похожие на "Психосоциология человекознания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Б. Душков

Б. Душков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Б. Душков - Психосоциология человекознания"

Отзывы читателей о книге "Психосоциология человекознания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.