» » » Олег Лаврушин - Новые модели банковской деятельности в современной экономике


Авторские права

Олег Лаврушин - Новые модели банковской деятельности в современной экономике

Здесь можно купить и скачать "Олег Лаврушин - Новые модели банковской деятельности в современной экономике" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Банковское дело, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Лаврушин - Новые модели банковской деятельности в современной экономике
Рейтинг:
Название:
Новые модели банковской деятельности в современной экономике
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-406-03776-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новые модели банковской деятельности в современной экономике"

Описание и краткое содержание "Новые модели банковской деятельности в современной экономике" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена исследованию направлений развития банковского сектора России. В ней проанализированы причины и факторы, вызывающие необходимость перехода на новые модели развития банковской деятельности. Особое внимание уделяется современной практике участия государства и банков в реализации социальных программ, развитию правового и нормативного обеспечения нейтрализации банковских рисков.

Для специалистов в области банковского дела, научных и практических работников, занимающихся изучением и регулированием банковской деятельности, аспирантов, магистров и студентов экономических и финансовых вузов.






Рис. 1.1. Доля кредитов банков в источниках инвестиций в основной капитал. Источник: Банк России. Отдельные показатели деятельности кредитных организаций // http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=pdko


Доля банковских кредитов, выданных на инвестиционные нужды, также незначительна и в совокупных активах банковской системы России, а также в совокупном объеме кредитов, выданных нефинансовым организациям (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Доля инвестиционных кредитов банков в объеме кредитов, выданных нефинансовым компаниям в России. Источник: Банк России. Отдельные показатели деятельности кредитных организаций – http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=pdko


К тому же в 2012 г. сделки M&A с российскими активами в объеме 1,5 трлн руб. вдвое превысили объем кредитов, выданных коммерческими банками на обновление основного капитала. То есть концентрация капиталов не генерирует инвестиции в реальную экономику, не насыщает ее достаточно длинными деньгами.

Еще одной структурной проблемой банковского сектора экономики является неравномерность распределения кредитной нагрузки по регионам. Так, на банки Московского региона приходится 86,5 % активов банковской системы, 93,7 % ее прибыли и только 48,5 % кредитов корпоративным заемщикам и 27,1 % кредитов субъектам малого бизнеса (СМБ) и индивидуальным частным предпринимателям (ИЧП) (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Концентрация совокупного объема операций банков и отдельных видов операций в Московском регионе и остальных регионах России на 1 июля 2013 г. Источник: Банк России. Отдельные показатели деятельности кредитных организаций // http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=pdko


В связи с этим можно говорить о необходимости трансформации существующей российской модели банковского дела в направлении большей ее гармонизации с нуждами национальной экономики. Для данной гармонизации необходимо как увеличение объемов кредитования реального сектора экономики, так и изменение их характера (от краткосрочного кредитования к кредитованию инвестиционной деятельности), а также более равномерное распределение кредитов и инвестиций банковского сектора по регионам.

Очевидно, что такая задача может быть быстро решена только на базе развития отношений государственно-частного партнерства.

Рассуждая о государственно-частном партнерстве в банковской сфере, приходится вспоминать события, происходившие на первом этапе становления современной российской банковской системы: большинство коммерческих банков начала 90-х гг. предыдущего столетия создавались с активным участием государственных предприятий и организаций, отраслевых министерств и ведомств, общественных и общественно-политических организаций.

Первоначально это были своего рода кэптивные банки, миссия их изначально была нацелена на кредитную поддержку развития своих учредителей, стремившихся, создавая коммерческий банк, прибрести банковский инструмент, с помощью которого они смогли бы решать в первую очередь финансовые проблемы своего развития и консолидировать в своих интересах денежные потоки принадлежащих им компаний.

Хотя в настоящий момент во многих из них влияние государственных субъектов сильно ослабло или вообще было потеряно, до сих пор в руках государства сосредоточен контроль над большей частью активов российской банковской системы: на банки, в которых государство владеет контрольным пакетом акций, приходится более 55 % активов банковского сектора, а также 72,3 % в совокупном объеме активов 30 крупнейших банков.

Спустя 25 лет после начала трансформации банковской системы в стране складывающаяся экономическая и социально-политическая ситуация ставит в повестку дня проблему модернизации деятельности банков с государственным участием, так как, несмотря на контроль в управлении этими кредитными учреждениями, их деятельность нельзя признать эффективной с позиций интересов национальной экономики.

Анализ деятельности 30 крупнейших банков, большая часть которых является государственными, показывает – данные банки строят свою деятельность на коммерческих принципах, что приводит к чрезмерному росту их рыночных финансовых портфелей и кредитов физическим лицам при невысоких темпах развития кредитования реального сектора и инвестиционного кредитования. При этом уровень рисков их кредитных портфелей и уровень удельных издержек (несмотря на эффект масштаба) оказываются более высокими, чем у средних и малых банков.

В настоящий момент, по нашему мнению, задача повышения эффективности государственных банков должна решаться иначе: их деятельность надо как можно больше интегрировать с институтами развития, достигая синергии от использования аккумулированных в них национальных финансовых ресурсов для целей инновационного развития российской экономики.

Цели и стратегии банков с государственным участием должны определяться не изолированно, а в рамках стратегий и планов развития национальной экономики. Это позволит наряду с монетарными методами регулирования денежно-кредитной сферы эффективно применять и другие инструменты государственного регулирования, такие как налоговая политика, административные ограничения роста процентных ставок и спекулятивных составляющих банковских портфелей государственных банков, административное регулирование операций государственных банков в иностранной валюте и иных операций, способствующих вывозу капитала, государственные дотации по процентным ставкам для финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития и т. д.

Банки с государственным участием наряду с группой ВЭБ в рамках согласованных государственных планов могли бы более широко развивать инвестиционное кредитование, участвовать в финансировании проектов ГЧП как федерального, так и регионального уровня, кредитовать деятельность субъектов малого и среднего бизнеса по согласованным процентным ставкам, проводить государственную процентную политику, влияя на всех участников рынка. Масштабы их деятельности достаточно велики, чтобы в короткие сроки существенно увеличить объемы данных операций.

Однако систему мер по изменению модели функционирования российского банковского сектора нельзя ограничить только изменением подходов к управлению государственными банками. Вопрос стоит в том, что государственно-частное партнерство в банковской системе необходимо вывести за рамки отдельно взятых банков развития и банков с государственным участием.

Сегодня эффективность функционирования таких институтов неочевидна, потому что определяется их государственной природой. Их потенциал явно недостаточен для решения огромных проблем огромной страны с изношенной материальной базой, несовременной технологией и отсталой инфраструктурой; их продуктовый ряд и предлагаемые технологии не успевают за новациями, оперативно и успешно внедряемыми частными коммерческими банками.

В связи с вышесказанным предстоит решить задачу объединения достоинств и преимуществ двух типов кредитных институтов: государственных и частных – в интересах развития страны и ее экономики и достижения в перспективе некоего оптимума в их взаимодействиях.

В. Дмитриев считает, что банк развития «не панацея, не единственный институт развития, но банк мог бы сыграть весомую роль в прорывных направлениях за счет инвестиций в реальный сектор». При этом он обращает внимание на то, что динамика кредитного портфеля банков явно достаточна для обеспечения нормального функционирования экономики [18].

В последнее время возникло много настораживающих и тревожных обстоятельств, на которые следует адекватно реагировать. К ним следует отнести уменьшение экономического роста, если не сказать падение; реальное сокращение темпов прироста ВВП; реальное снижение производства в отдельных отраслях; сокращение инвестиций в основной капитал. По мнению руководства Банка, в этих условиях следует сосредоточиться на ключевых, прорывных направлениях, где он как Банк развития мог бы сыграть весомую роль.

С учетом представленного выше анализа текущей ситуации в ВЭБ следует подчеркнуть, что в настоящее время потенциал основного института развития в направлениях существенной инвестиционной поддержки экономики практически исчерпан в ряде случаев в связи с выполнением им ряда других государственных задач, поэтому крайне необходимо создать соответствующие условия для привлечения к решению задач модернизации и структурной перестройки экономики страны других коммерческих банков и финансовых институтов на основе государственно-частного партнерства.

Одной из основных форм государственно-частного партнерства в банковском секторе могут стать государственные гарантии. Механизм государственных гарантий по кредитам, привлекаемым предприятиями и организациями приоритетных отраслей экономики, в России активно применялся в начале 2000-х гг., когда государство не располагало возможностями прямого финансирования реализуемых им проектов и компенсировало связанный с этим дефицит бюджетных средств облегченным доступом к заемным средствам банков. Новый всплеск обращений за государственными гарантиями вызвал мировой экономический и финансовый кризис 2008 г., в связи с чем пришлось упрощать условия получения таких гарантий на фоне сокращения других антикризисных мер.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новые модели банковской деятельности в современной экономике"

Книги похожие на "Новые модели банковской деятельности в современной экономике" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Лаврушин

Олег Лаврушин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Лаврушин - Новые модели банковской деятельности в современной экономике"

Отзывы читателей о книге "Новые модели банковской деятельности в современной экономике", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.