» » » » Владимир Ахтырский - Образы добра: люди и животные


Авторские права

Владимир Ахтырский - Образы добра: люди и животные

Здесь можно купить и скачать "Владимир Ахтырский - Образы добра: люди и животные" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Природа и животные, издательство Литагент «5 редакция»fca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Ахтырский - Образы добра: люди и животные
Рейтинг:
Название:
Образы добра: люди и животные
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-699-81209-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Образы добра: люди и животные"

Описание и краткое содержание "Образы добра: люди и животные" читать бесплатно онлайн.



Простые мудрые истории о братьях наших меньших, образы добра и света в животном мире, потрясающие примеры верности и дружбы, духовный смысл природы и взаимоотношений между живыми существами в классических рассказах великих русских писателей, поразительных историях из житий святых, духовных наставлениях святых отцов и рекомендациях священников.

Почему мы так часто видим животных в житиях рядом со святыми? Почему могилу Марии Египетской копает лев? Почему Герасим Иорданский дружит со львом, а к лесным отшельникам запросто ходят в гости медведи? Как относится к животным Православная церковь? Зачем мы заводим животных дома? Есть ли у птиц и зверей душа? Как верующему обращаться с животными? Можно ли употреблять их в пищу?

Книга допущена к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.






Что же до то того, почему запрет касался свинины, а не, допустим, говядины, то можно предположить, что здесь огромную роль играл чисто медицинский фактор. Свинина – более жирный продукт и потому быстрее портится. В условиях Аравийской или Синайской пустыни, да и всего Ближнего Востока вкушать говядину гораздо безопаснее, чем свинину. Другими словами, воздержание используется для религиозных целей, а вот предмет воздержания выбирается из окружающего нас мира, исходя из прагматических соображений.

Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более что кошка – очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия.

Священник Сергий Круглов пишет, что он, задаваясь все тем же вопросом – что православные имеют против собак? – нашел богослужебный сборник, содержащий чинопоследования освящения храма (Освящение храма. Сборник. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2006) и поглядел, как на самом деле относится церковная богослужебная традиция к пребыванию в храме животного. «Знаю приход, – пишет отец Сергий, – в котором совершают крестный ход с водосвятием вокруг храма, даже если скоромимоходящая собака только сунула нос в калитку подворья…»

В служебнике батюшка нашел «Молитву на очищение церкве, от пса и от всякия другия нечистоты оскверншияся» (по Потребнику 1625 года), в комментариях к которой сказано, что читается она, с совершением кропления святой водой, в том случае, если животное (любое), а равно и человек, например пьяный или младенец, в храме нагадили.

«Есть и еще одна молитва – глаголемая во входе, прежде обычнаго, на отверзение храма, в немже случится человеку умрети нуждно, которая читается, если человек или животное в храме умерли или родили, особенно – с истечением крови (особый интерес вызвало у меня примечание: “Глаголется же сицевая молитва и на отверзение храма, в немже животно безсловесное, по закону ветхому, нечистое и нежертвенное, или умре, или роди…” – ну а если животное было вполне себе кошерное, чистое и жертвенное?). Впрочем, это уже помыслы несущественные и вполне досужие… Более про собак в церковных уставах я ничего не нашел и думаю, что для прояснения вопроса достаточно и этого» (священник Сергий Круглов. Кладбище домашних животных).

***

Можно ли православным держать в доме собак? – задает вопрос журналистка Ольга Гуманова иеромонаху Никанору (Лепешеву). – Правда ли, что собаки – нечистые животные?

Деление животных на «чистых» и «нечистых» существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в Посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные – чисты перед Богом, а другие – осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны – то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.

Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие – «добро зело», то есть «хорошо весьма». Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.

Бытует поверье: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.

У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: «Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение». И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака – нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме (Ольга Гуманова. Попадут ли животные в рай?).

***

И все-таки, почему именно к собаке сложилось такое предвзятое отношение?

Начнем с истории: каково было отношение к четвероногому другу в античную эпоху? Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне надевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как Священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки – равнозначно плате блудницы, – нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23:18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И тем не менее это не влияло на их отношение к четвероногим караульщикам: «Ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих» (Иов 30:1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними» (Тов. 5:17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «Разве я – собачья голова?» (2 Цар. 3:8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл. 9:14). Здесь все настолько ясно, что всякие комментарии излишни.

Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ Спасителя помочь ей: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов!» (Фил. 3:2), имея в виду лжеучителей. Апостол Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников: «Пес возвращается на свою блевотину» (2 Пет. 2:22).

Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.

В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!» (Мф. 12:11, 12). Говорит и ученикам: «Сколько же вы лучше птиц?» (Лк. 12:24).

Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если бы всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим».

Вопрос деления животных на «чистых» и «нечистых» в Православии пересмотрен. Святой Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми – не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда – ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться Богом у тех, кто так к нему относился».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Образы добра: люди и животные"

Книги похожие на "Образы добра: люди и животные" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Ахтырский

Владимир Ахтырский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Ахтырский - Образы добра: люди и животные"

Отзывы читателей о книге "Образы добра: люди и животные", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.