» » » » Евгения Романова - Психодиагностика


Авторские права

Евгения Романова - Психодиагностика

Здесь можно купить и скачать "Евгения Романова - Психодиагностика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгения Романова - Психодиагностика
Рейтинг:
Название:
Психодиагностика
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-406-03903-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психодиагностика"

Описание и краткое содержание "Психодиагностика" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии даются системный теоретико-методологический анализ и методическая интерпретация основных проблем психодиагностики. Представлены материалы, отражающие требования Государственного образовательного стандарта к содержанию учебной дисциплины «Психодиагностика», определены функции и задачи практикующего психолога в структуре психологической службы, сформулированы требования к основным компетенциям специалиста-психолога.

Для студентов психологических факультетов вузов, слушателей системы повышения квалификации. Может быть полезно преподавателям психологии, а также всем, кто интересуется проблемами современной психодиагностики.






3.2. Классификация диагностических методик

Проблемы классификации диагностических методик

В каждой области науки рано или поздно возникает необходимость упорядочить материал, с которым она работает. Если психодиагностика работает с психодиагностическими методами, она должна найти способ, как эти методы можно упорядочить. Классификация, или таксономия, имеет несколько значений. Прежде всего раскрывается внутренняя взаимосвязь методов, которые возникли в разное время, в разных областях и служат для разных целей. Раскрытие существенных оснований для классификации позволяет быстро найти метод, который соответствует конкретным, заранее определенным свойствам. На базе таксономического обзора можно рационально создавать методы с оптимальной комбинацией свойств.

Р. Кэттелл [336] считает создание научно обоснованной таксономии методов завершением важного этапа в становлении психодиагностики как науки и жалуется на то, что стихийная разработка методов в прошлом усложняет создание такой таксономии.

Приведем несколько примеров различных оснований для таксономии.

1. Большинство пособий по психодиагностике классифицирует методы на основании тех компонентов личности, которые они диагностируют. Однако это основание используется чисто прагматически, без более глубоких теоретических обоснований. Ведь до сих пор не существует научной классификации «составляющих» и черт личности. Разделение психодиагностических методов на методы диагностики, умственного развития, способностей, интересов, темперамента и мотивации является слишком широким, не говоря о том, что часто происходит взаимное наслаивание методов, которые являются более универсальными.

2. Более существенной является классификация на основании построения метода. Здесь в первую очередь коснемся различий в материале метода. Существуют методы, имеющие явно вербальный характер: вопросы, задачи, определения, оценки поведения и т. п. И ответы испытуемых основываются на вербальных реакциях на стимулы. Типичным примером методов такого рода являются опросники.

3. Существуют и невербальные методы, имеющие несколько разновидностей. Исключительно невербальным является, например, известный тест Армейский бета, который в годы Первой мировой войны был предназначен для неграмотных или не владеющих английским языком. Стимулы в тесте предъявляются в виде изображенных ситуаций и задач, которые следует решить. Ответы осуществляются в виде отметок карандашом. Другим типом невербальных тестов являются тесты манипулирования, где задача испытуемого – управлять рычагами по инструкции или что-нибудь упорядочить, сложить, собрать (конструктор, кубики, пирамиду и т. д.). Этот тип тестов является чаще всего невербальным с точки зрения реакций испытуемых, однако стимулы могут предъявляться испытуемому в виде вербально сформулированных указаний или задач.

4. Трудно куда-нибудь отнести методы, при которых испытуемый должен описывать картинку или строить по ней рассказ. Стимул такого метода является невербальным, а ответ испытуемого – вербальным.

5. Если исходить из положения, что психодиагностический метод является единством стимулов, которые воздействуют на испытуемого, и ответов испытуемого, тогда мы можем подразделить методы:

♦ на вербальные;

♦ на вербально-невербальные;

♦ на невербально-невербальные.

Невербально-невербальные далее подразделяются на категорию методов, в которых испытуемый реагирует при помощи знаков, и категорию методов манипулирования приборами и т. п. В рамках такого подразделения можно также выделить методы «бумага—карандаш», в которых испытуемый записывает свои ответы (словами или с помощью знаков), и методы устные, которые имеет форму разговора экспериментатора с испытуемым.

6. По основной цели применения психодиагностические методы подразделяются на отсеивающие, методы отбора, классификационные, диагностические и дифференциально-диагностические.

Отсеивающие методы служат лишь для первой ориентации в определенной характеристике личности – например, для различения потенциально невротических личностей и актуально невротических, для выявления детей, не готовых к обучению в школе. Ценность такой ориентации, однако, зависит от того, насколько объективна применяемая методика.

Например, в опроснике Айзенка, который применяется для определения потенциальных невротиков, испытуемые могут в своих ответах с умыслом симулировать или диссимулировать симптомы. Даже включение вопросов, выявляющих степень откровенности ответов, не исключает появления тенденции к симуляции, а только позволяет оценить степень ее выраженности. Диагностика готовности к школьному обучению позволяет выявить детей, ответы которых говорят о том, что они еще не являются достаточно зрелыми для школы. Однако только их обследование с помощью более точного психодиагностического метода позволит ответить на вопрос, почему эти дети не готовы к школе.

Поэтому имеет смысл планировать постепенную стратегию психодиагностической деятельности. Отсеивание в большинстве случаев должно иметь ориентировочный и массовый характер.

Методы отбора или диагностические методы служат для более глубокого познавания психических характеристик, которые релевантны по отношению к определенным требованиям. В области психологии труда, например, требованиям профессиограммы: так, претендент на работу оператора не может превысить определенное количество ошибок в тесте Бурдона, претендент на поступление в художественную школу должен набрать определенное количество баллов в проверке эстетического вкуса и т. п. В области медицинской и клинической психологии это критерии, данные клинической картиной болезни или степенью выздоровления, например, появление определенных знаков в тесте Роршаха указывает на наличие депрессии. Определенное отношение между отдельными субтестами в тесте Векслера указывает на деменцию, определенный результат в визуально-моторном тесте Бендер повышает вероятность наличия органического повреждения мозга и т. д.

Классификационные или дифференциальные психодиагностические методы, в отличие от предыдущих, являются в большинстве случаев комплексными, направленными на изучение нескольких характеристик личности, причем по типичному распределению результатов (анализ профиля) можно говорить о пригодности данного человека для различных профессий (классификация) или ставить ему один из нескольких диагнозов (дифференциальный диагноз).

В психологии труда для классификации используется тестовая батарея общих способностей Б. Дворжаковой, в которой выработаны эталоны профилей нескольких тысяч профессий, так что результат конкретного испытуемого может анализироваться с точки зрения его близости к идеальному профилю данной профессии. В медицинской психологии для дифференциальной диагностики используется комбинация методов, результаты которых интерпретируются комплексно. Например, сопоставляется обследование интеллекта с данными анамнеза, что позволяет ответить на вопрос, в какой степени низкий интеллект обусловлен олигофренией, задержкой психического развития вследствие соматического заболевания или педагогической запущенности. Если психолог не полагается на механическую комбинацию разных тестовых результатов и способен осуществить эвристическую интерпретацию, это говорит о его высоких профессиональных качествах.

7. Деление методов на индивидуальные и групповые (массовые) является скорее вторичным. Конечно, групповыми методами можно пользоваться и индивидуально, но не всегда это возможно наоборот. Есть методы, пригодные только для индивидуальных исследований, если мы не хотим лишиться ценной информации, которая содержится в поведении и стиле работы испытуемого (например, тест Роршаха, тест Векслера, анамнестическая беседа и т. д.). Сторонники тестологии часто предпочитают тесты массового применения, в которых они ценят экономичность получения данных одновременно от многих испытуемых и возможность их рациональной обработки с помощью шаблонов. Потеря ценных данных, выявляющихся при контакте с испытуемым и при наблюдении за его деятельностью, не мешает их функциональной и механистической ориентации. В отечественной психодиагностике массовое применение методов допускалось только на уровне ориентационного отсеивания. Однако представляется наиболее целесообразным индивидуально обследовать всех испытуемых, результаты которых оказались ниже среднего уровня или негативными, неоднозначными, неявными.

8. Если для всех диагностических методов является существенным то, что они вызывают или регистрируют определенные виды поведения (ответов, реакций) и на их основании делается заключение о психических механизмах регуляции, которыми поведение обусловлено, тогда важнейшим основанием для классификации методов является анализ тех факторов поведения, которые вызывает стимульный материал или же которые определены в качестве предмета научения (как в случае оценочных шкал). Кэттелл в этой связи приводит 12 возможностей для классификации, из них некоторые уже не касаются измерений наблюдаемого явления. Рассмотрим самые важные измерения, с помощью которых возможно категоризовать известные методы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психодиагностика"

Книги похожие на "Психодиагностика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Романова

Евгения Романова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Романова - Психодиагностика"

Отзывы читателей о книге "Психодиагностика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.